Изобретать новый вид искусства Старевич не собирался: делая научно-популярный фильм о насекомых, он отчаялся заснять вживую интересующий его брачный ритуал жуков-рогачей.

Оцените материал

Просмотров: 24559

Век куклы

Мария Терещенко · 04/01/2010
В 2010 году кукольная анимация отмечает юбилей. МАРИЯ ТЕРЕЩЕНКО вспомнила ее главных героев и поговорила с современным классиком, британским режиссером Барри Пёрвзом

Имена:  Александр Птушко · Барри Пёрвз · Владислав Старевич · Иржи Трнка · Кихачиро Кавамото · Крис Лэвис · Мачек Щербовски · Сьюзи Темплтон

©  OPENSPACE.RU

Век куклы
Как и многие юбилеи, этот — довольно условный, поскольку документальные свидетельства расходятся в датах, и не всегда просто решить, с какого именно события вести отсчет. И все же: около века назад (плюс-минус несколько месяцев) польско-литовско-русский режиссер Владислав Старевич впервые покадрово оживил кукольных персонажей.

Изобретать новый вид искусства Старевич не собирался. Тогда еще совсем молодой режиссер-самоучка пытался сфальсифицировать документальную съемку: делая научно-популярный фильм о насекомых, он отчаялся заснять вживую интересующий его брачный ритуал жуков-рогачей и решил изобразить его при помощи кукол-насекомых.

Он взял трупики жуков, прикрепил лапки воском, выставил в нужное положение, повернул ручку своей первобытной камеры на пол-оборота, затем слегка изменил положение жуков — и сделал ручкой следующие пол-оборота. После долгих часов работы эпизод был готов, а вместе с ним на свет родилось новое искусство.

Тот документальный фильм не сохранился, однако спустя несколько лет, уже в Москве, для кинокомпании Александра Ханжонкова Старевич сделал целую серию анимационных фильмов про насекомых. Самый известный из них — «Месть кинематографического оператора» (1912).

Владислав Старевич. Месть кинематографического оператора (1912)


Старевич настолько преуспел в обращении со своими искусственными жуками, что не искушенные в кинематографических фокусах журналисты прославили его как дрессировщика насекомых.

После революции Старевич эмигрировал во Францию, где провел остаток жизни, продолжая снимать кукольные картины. Теперь он уже работал не только с насекомыми, но и с очень жизнеподобными куклами животных и даже людей. Кульминацией стал первый в истории полнометражный кукольный фильм «Роман о Лисе» (1930). Это кино, с его многофигурными батальными сценами, даже сегодня посчитали бы дорогим и сложным продакшном — между тем Старевич создал его вдвоем со своей дочерью Ирен.

Отрывок из «Романа о Лисе» (1930) Владислава Старевича


Несмотря на то что Старевича его метод прославил, другие режиссеры редко работали именно в жанре кукольной анимации. Куда чаще кукольные модели использовались в спецэффектах для игрового кино, например в классическом «Кинг-Конге» (динозавры в фильме остались от «Потерянного мира» 1925 года. — OS).

Для «Кинг-Конга» (1933) кукольную анимацию делал Уиллис О’Брайен


По-настоящему широкое распространение кукольная анимация получила ближе к середине века, когда начали формироваться национальные школы стран социалистического лагеря. Более технологичная, чем рисованное кино, кукольная анимация требовала больших студий, где работали бы разнопрофильные специалисты. Социалистические кинопроизводства с их вполне щедрым финансированием вполне подходили в качестве лаборатории для формирования законов жанра. Начало было положено опять же в России — Александром Птушко. Его «Новый Гулливер» с сотнями маленьких кукол, обладающих всеми пластическими и мимическими возможностями, поражает и сегодня.

Отрывок из «Нового Гулливера» Александра Птушко (1935)
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • www_stikh_com· 2010-01-05 11:18:43
    отличный материал. спасибо
  • svkorban· 2010-01-08 09:10:18
    БОЛЬШОЕ спасибо! :)
Все новости ›