Сегодня Старевич превозносится синефилами за сцену шабаша из фильма «Щенок-талисман»

Оцените материал

Просмотров: 12358

История уродства

Мария Терещенко · 21/12/2009
Новый год — время смотреть мультфильмы. МАРИЯ ТЕРЕЩЕНКО советует быть осторожнее: анимация — далеко не всегда Белоснежка или олененок Бэмби
Анимация привычно ассоциируется с чем-то милым, славным и даже очаровательным: диснеевскими принцессами, большеглазыми анимешными кидалтами, забавными героями картунов или в крайнем случае с дебиловатыми, но обаятельными персонажами современных американских мультов. С чем угодно, но только не с уродствами. Между тем в легионе вымышленных героев, созданных мультипликационными художниками, найдется немало по-настоящему странных типов.

Эстетика безобразного начала привлекать режиссеров еще в раннюю эпоху аниматографа: выразительных уродцев можно обнаружить уже у Владислава Старевича.

Этот русско-французский режиссер начал свою карьеру в 1910-х годах и фактически самостоятельно придумал тогда кукольное кино. Фанатичный трудоголик, вдвоем с дочерью он отснял несколько часов многофигурных анимационных фильмов, но сегодня Старевич превозносится синефилами за сцену шабаша из фильма «Щенок-талисман» (1934). Изображая приключения игрушечного щенка, Старевич приводит своего героя на свалку, изобилующую разного рода странными существами.

Отрывок из мультфильма «Щенок-талисман» Владислава Старевича (1934)


Сцена стала одной из ключевых в истории аниматографа — ее влияние заметно не только в фильмах Тима Бертона, но и во многих других работах, например в «Истории игрушек» Джона Лассетера.

В довоенные и послевоенные годы эстетика безобразного так и не нашла большого количества адептов: мир проникался вкусом к фильмам Уолта Диснея и вскоре проникся настолько, что последующие десятилетия анимация множила Белоснежек и волооких зверят.

Уродов создавали редко, зато со вкусом, пример тому — удивительный польско-французский режиссер и художник Ян Леница. Как и Старевич, он, сделав несколько фильмов в родной стране, эмигрировал вскоре во Францию (до отъезда Леница, кроме прочего, был одним из тех, кто создавал знаменитые польские кинопостеры. — OS).

Его непревзойденный «Лабиринт» (1963) — один из самых впечатляющих примеров эстетизации уродства в анимации: изображающий жестокий и полный чудовищ кафкианский мир, фильм запоминается ошеломительной красотой графики.

Ян Леница. «Лабиринт». Часть 1 (1963)


Ян Леница. «Лабиринт». Часть 2 (1963)


Однако художники, подобные Ленице, погоды в анимации не делали — она, по большому счету, оставалась очаровательной. Настоящий переворот произошел лишь с приходом в нее Яна Шванкмайера — известного любителя разного рода мерзопакостей, перевернувшего представления о допустимом в аниматографе. Своих уродов этот чешский режиссер создает примерно таким образом.

Ян Шванкмайер. «Тьма — свет — тьма» (1989)


В России, с ее любовью к красивостям, несимпатичные мультфильмы стали появляться только в конце восьмидесятых. Главным пристанищем поклонников антиэстетики стала основанная в 1988-м независимая студия «Пилот», чья художественная манера была пропитана в те годы влиянием эстонского режиссера Прийта Пярна. Пярновская манера заметна и в фильме «Его жена курица» (1990), которая принесла студии множество призов и открыла для истории анимации новую страницу под именем Игорь Ковалев.

«Его жена курица». Часть 1 (1990)


«Его жена курица». Часть 2 (1990)


В этих интеллигентных уродствах критики видели тягу к эксперименту, художественный поиск, сюрреализм и сложный визуальный язык. Но к концу XX века они стали сменяться уродствами грубоватыми и простонародными, проходящими по ведомству «контркультуры». Непревзойденным мастером жанра оказался англичанин Фил Маллой, чьи уродцы нашли немало поклонников (и врагов) по всему миру. Его фильм «Нетерпимость» (имеющий несколько сиквелов), пародируя научную фантастику, представляет зрителям цивилизацию зогов, в которой все устроено шиворот-навыворот. Инопланетяне Маллоя не только уродливы по определению (головы и гениталии у них поменялись местами), но и изображены в крайне непривлекательной художественной манере.

Фил Маллой. «Нетерпимость I». Часть 1 (2000)


Фил Маллой. «Нетерпимость I». Часть 2 (2000)


К концу нулевых уродства настолько вошли в моду, что теперь без них не обходится ни один фестиваль анимации (и даже самые консервативные уже не могут полностью их игнорировать). Самыми почетными уродами за последние несколько лет стали «Сестры Пирс» (2007) Льюиса Кука (нового режиссера британской студии «Аардман»).

Льюис Кук. «Сестры Пирс» (2007)
Фильм получил спецприз жюри на фестивале в Аннеси, Гран-при фестиваля «Крок» и еще множество других почетных наград, укрепив тем самым положение уродцев в некогда милом кинематографическом жанре.

 

 

 

 

 

Все новости ›