Новый год — время смотреть мультфильмы. МАРИЯ ТЕРЕЩЕНКО советует быть осторожнее: анимация — далеко не всегда Белоснежка или олененок Бэмби
Анимация привычно ассоциируется с чем-то милым, славным и даже очаровательным: диснеевскими принцессами, большеглазыми анимешными кидалтами, забавными героями картунов или в крайнем случае с дебиловатыми, но обаятельными персонажами современных американских мультов. С чем угодно, но только не с уродствами. Между тем в легионе вымышленных героев, созданных мультипликационными художниками, найдется немало по-настоящему странных типов.Читать!
Этот русско-французский режиссер начал свою карьеру в 1910-х годах и фактически самостоятельно придумал тогда кукольное кино. Фанатичный трудоголик, вдвоем с дочерью он отснял несколько часов многофигурных анимационных фильмов, но сегодня Старевич превозносится синефилами за сцену шабаша из фильма «Щенок-талисман» (1934). Изображая приключения игрушечного щенка, Старевич приводит своего героя на свалку, изобилующую разного рода странными существами.
Отрывок из мультфильма «Щенок-талисман» Владислава Старевича (1934)
Сцена стала одной из ключевых в истории аниматографа — ее влияние заметно не только в фильмах Тима Бертона, но и во многих других работах, например в «Истории игрушек» Джона Лассетера.
В довоенные и послевоенные годы эстетика безобразного так и не нашла большого количества адептов: мир проникался вкусом к фильмам Уолта Диснея и вскоре проникся настолько, что последующие десятилетия анимация множила Белоснежек и волооких зверят.
Уродов создавали редко, зато со вкусом, пример тому — удивительный польско-французский режиссер и художник Ян Леница. Как и Старевич, он, сделав несколько фильмов в родной стране, эмигрировал вскоре во Францию (до отъезда Леница, кроме прочего, был одним из тех, кто создавал знаменитые польские кинопостеры. — OS).
Его непревзойденный «Лабиринт» (1963) — один из самых впечатляющих примеров эстетизации уродства в анимации: изображающий жестокий и полный чудовищ кафкианский мир, фильм запоминается ошеломительной красотой графики.
Ян Леница. «Лабиринт». Часть 1 (1963)
Ян Леница. «Лабиринт». Часть 2 (1963)
Однако художники, подобные Ленице, погоды в анимации не делали — она, по большому счету, оставалась очаровательной. Настоящий переворот произошел лишь с приходом в нее Яна Шванкмайера — известного любителя разного рода мерзопакостей, перевернувшего представления о допустимом в аниматографе. Своих уродов этот чешский режиссер создает примерно таким образом.
Читать текст полностью
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444121
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340539
- 3. Норильск. Май 1268376
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897650
- 5. Закоротило 822064
- 6. Не может прожить без ирисок 781839
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758422
- 8. Коблы и малолетки 740772
- 9. Затворник. Но пятипалый 470937
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402869
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370332
- 12. Винтаж на Болотной 343199