Оцените материал

Просмотров: 7612

Элиа Казан: юбилей информатора

07/09/2009
Столетие Элии Казана заставляет снова задаться вопросом: может ли небезупречный поступок повлиять на творчество хорошего режиссера?

Имена:  Зеро Мостел · Элиа Казан

Режиссер Элиа Казан получил несколько «Оскаров» за фильмы и еще один за вклад в киноискусство, основал в кинематографе актерскую школу (один из представителей — Марлон Брандо) и сильно повлиял на многих режиссеров — от Джона Кассаветиса до Мартина Скорсезе.

Столетний юбилей создателя «Трамвая “Желания”» и «К востоку от рая» снова и снова заставляет задаваться вопросами, неизбежными в разговоре о Казане: свободен ли художник в своих частных поступках? Можно ли оценивать его творчество в отрыве от биографии?

Жизнь сына греческих эмигрантов поделил надвое маккартистский 1952 год, когда на заседании Комитета по антиамериканской деятельности Казан назвал имена одиннадцати своих бывших знакомых по Коммунистической партии США и сочувствующих им коллег. Восемь из них были выданы только и непосредственно им. Накануне допроса поставленный перед выбором Казан подобно многим размышлял об уходе из Голливуда, отъезде в Европу, работе исключительно в театре. Однако в критический момент режиссер сделал то, что сделал, став самым заметным информатором комитета и разрушив свои многолетние отношения с Артуром Миллером (тот отказался назвать имена).

В 1999 году, когда левые кинематографисты протестовали против присуждения Казану почетного «Оскара», было сказано много убедительных и горьких слов о том, что своим поступком он разрушил себя как художника, посвятив и творчество, и жизнь поиску самооправданий. Главным из них стал фильм «В порту», в котором герой Марлона Брандо вопреки ложным представлениям докеров о солидарности сдает властям коррумпированных профсоюзных боссов. Однако ситуация в картине по факту так мало напоминала реальную, что даже Брандо не понял, что играет альтер эго Казана.

Голливудские «черные списки», составлению которых поспособствовал нынешний юбиляр, формировались студиями добровольно по итогам синдикатного соглашения. Многие попавшие в них леваки пережили годы блокады и вернулись к работе. Некоторые спились, единицы покончили с собой.

В числе попавших в «черный список» был комик Зеро Мостел, сыгравший у Казана в картине «Паника на улицах» (вопреки распространенному мнению актера выдал комитету другой человек), — он прославился своими дерзкими ответами на допросах (на эту тему есть соответствующая пьеса). Посвятив годы опалы «злобной живописи», актер вернулся на экраны в конце 50-х, а в 1976-м снялся в картине Мартина Ритта «Подставное лицо», о драматурге из «черного списка», который вынужден продавать свои сценарии на телевидение через приятеля-букмекера (Вуди Аллен). Мостел сыграл здесь безработного актера, сломленного запретом на профессию.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • i1g2o3r4· 2009-09-09 21:00:08
    Он режиссёр , а потом Человек! И какой режиссёр! Гений и злодейство .... В искусстве нормальных людей не бывает . С 100- летием Вас , МЭТР ! Пусть земля будет Вам пухом! Помним и скорбим! С уважением ИВЧЕНКО ИГОРЬ . P. S . К Востоку от рая с Джеймсом Дином еделали из меня ЧЕЛОВЕКА .
Все новости ›