Одно время я вообще не смотрела голливудское кино, считая его порочным.

Оцените материал

Просмотров: 131851

Мария Годованная: «Неотъемлемой частью обучения были походы в “библиотеку”, то есть в ближайший бар»

Сергей Дешин · 28/06/2012
Страницы:
 

— Какие работы Мекаса вы сами предпочитаете?

— Я очень люблю фильм «Уолден» (Walden, 1969), эпическую ленту, которую сам Йонас считает наиболее репрезентативной для своего творчества, а также фильм 2000 года As I Was Moving Ahead Occasionally I Saw Brief Glimpses of Beauty.

As I Was Moving Ahead Occasionally I Saw Brief Glimpses of Beauty. Режиссер Йонас Мекас


— До встречи с Мекасом вы уже видели его фильмы? Других американских авангардистов? Дерен, Энгера, Брэкиджа, Сноу, Уорхола?

— Да, я уже видела работы этих режиссеров. Так как я с Йонасом познакомилась не сразу, а после того, как проработала в Антологии где-то месяца три, то уже к нашему знакомству я много просмотрела — ходила на два, а иногда — на три сеанса подряд и чуть ли не каждый день. И меня это кино абсолютно завораживало. Даже одно время я вообще не смотрела голливудское кино, считая его порочным. Но это, конечно же, было юношеским максимализмом, так как в Голливуде, особенно в конце 90-х, было много прекрасных режиссеров, творчество которых стоило и стоит отслеживать. Например, Пол Верховен и Джон Ву.

©  Мария Годованная

Кадр из личного киноархива Марии Годованной. 2000 год

Кадр из личного киноархива Марии Годованной. 2000 год

— Как Мекас относится к современному русскому кино? Знаю, что он в Антологии показывал наших параллельщиков, но вот что насчет нашего новейшего поколения режиссеров?

— Да, Йонас показывал программу клуба «Сине Фантом», когда братья Алейниковы в середине 90-х путешествовали по Америке. А потом с 1999 года я показала несколько программ русского кино, включая новые работы режиссеров «Сине Фантом», некрореалистов, русской новой анимации и др. И всегда Йонас ходил на все показы с большим интересом, и после этого мы всё с жаром обсуждали там же, в баре «Марс». Не все ему нравилось, но были работы, которые он высоко оценил. И Йонас всегда поддерживал любые киноначинания молодых художников и кураторов.

— Годованная до встречи с Мекасом и после — это один и тот же человек или все же уже другой?

— Конечно, другой! До Йонаса и до работы в Антологии я представляла себе жизнь в кино как профессиональную деятельность: начну с ассистента монтажера на каком-нибудь маленьком фильме и тихо буду подниматься по карьерной лестнице. Я полностью отказывала себе в осознании своих творческих сил. Мне казалось, что для того, чтобы снять фильм, нужны хорошо продуманный сценарий, бюджет, съемочная группа, продюсер и т.п. — все то, чему меня учили в киношколе. Даже в голову не приходило, что можно просто взять камеру и начать снимать кино. Безусловно, я не отрицаю традиционной модели кинопроизводства (мало того — со своими студентами мы об этом очень подробно говорим на наших занятиях), но надо знать, что есть альтернатива, что вы — творец и что вам не нужно всего «этого профессионального», а нужно только доверять себе и любить кино (ну и, возможно, немного технических знаний, которые с легкостью можно почерпнуть самостоятельно из интернета, книг, пособий и инструкций) для того, чтобы сделать фильм, для того, чтобы выразить себя через мир образов и звуков. Для этого требуются только ваше жгучее желание и любовь к кинематографу.

Кадр из фильма «Несколько пьяниц в баре

Кадр из фильма «Несколько пьяниц в баре "Марс"», режиссер Мария Годованная

— Чем вы сейчас занимаетесь помимо преподавания в Смольном? Как куратор что-то готовите?

— Я недавно закончила магистратуру по кино в Бард-колледже, так что теперь абсолютно дипломирована. Но это никак не добавляет уверенности в творчестве. Кто-то сказал, что чем больше человек получает знаний, тем больше у него возникает вопросов и неуверенности в количестве своих знаний. Всегда хочется знать больше и глубже, чем на самом деле можешь физически узнать. Так что у меня большой самообразовательный маршрут намечен, и, конечно же, я продолжаю мучиться вопросами творчества.

У меня появился сильный интерес к современному искусству и работе с пространством. Моя диссертация в Барде была представлена в виде 39-минутного фильма для трех экранов, и, в принципе, эта работа может быть продемонстрирована как в обычном кинотеатре, так и в галерейном пространстве. При этом я точно осознаю, что зритель получит разное представление о фильме в зависимости от того, где он будет его смотреть — в авторитарном пространстве кинотеатра или абсолютно свободном пространстве галереи (фильм, о котором говорит Мария, был показан в «Порядке слов» в апреле 2012 года. — OS).

Так что помимо работы над несколькими картинами я также продумываю и монтирую несколько инсталляций, которые очень надеюсь представить в галерейных пространствах города. Как куратор — последний проект был представлен в «Про Арте». Но пока особых планов нет. Стараюсь разобраться со своими работами.

— Вы никогда не пробовали снять полнометражный фильм?

— А у меня есть полнометражный фильм — Objects in Mirror Are Closer Than They Appear (2007), его длительность — 61 мин. Для меня этот фильм был абсолютным экспериментом. Я поставила перед собой задачу создать симфонию города (Нью-Йорка) без нарративной структуры и при этом удерживать внимание зрителя на такое длительное время. Для этого я покадрово проанализировала фильм Вальтера Рутмана «Берлин. Симфония большого города» и уже потом вывела свою структуру и форму для полнометражного фильма.

Поэтому прецедент есть, и я не оставляю надежды на то, что и в дальнейшем у меня появятся полнометражные картины. И не обязательно абстрактные и ненарративные.

Фильмы Марии Годованной можно посмотреть здесь и здесь.
Страницы:

КомментарииВсего:2

  • жора рыжий· 2012-06-30 07:02:25
    "Пегги Ахвиш" - наверное, Пегги Ауэш имелась ввиду?
  • Владимир Тактоевский
    Комментарий от заблокированного пользователя
Все новости ›