Есть основания для того, чтобы сравнивать смеховую революцию в японском обществе с сексуальной революцией 60-х годов. А современных японских комиков можно считать своего рода неохиппи.

Оцените материал

Просмотров: 124972

Как краб на воротах

Виктор Зацепин · 04/05/2012
Страницы:
 

Йосихиро Накамура

Кадр из фильма Йосихиро Накамуры «Fish Story»

Кадр из фильма Йосихиро Накамуры «Fish Story»

Накамура, как и почти все упомянутые выше комедиографы, вышел на авансцену японского кино в нулевые годы. Сценарист фильма «Темные воды» имеет на своем счету семнадцать (!) полнометражных режиссерских работ, в основном в жанре лирической комедии. В их числе: Fish Story (2009), светлый двойник фонтриеровской «Меланхолии», — фильм о том, как именно красота спасет мир; «Золотой сон» (Golden Slumber, 2010) — фантазия на тему «Битлз» и дела Ли Харви Освальда; и, вероятно, самый мощный фильм — «Самурайский пудинг» (Chonmage Purin, 2010), комедия о самурае, который попадает в современный Токио и становится выдающимся кондитером.

Трейлер фильма «Самурайский пудинг»



Сатоси Мики

Кадр из фильма Сатоси Мики «Растворимое болото» (Instant Numa)

Кадр из фильма Сатоси Мики «Растворимое болото» (Instant Numa)

Настоящий титан японской комедии, чью недостаточную известность на Западе можно объяснить, пожалуй, только излишней консервативностью европейских фестивалей и критиков. Для работ Мики («Растворимое болото» (Instant Numa), «Черепахи плавают на удивление быстро» (Turtles are Surprisingly Fast Swimmers), «Прогулка» (Tenten), телесериалы «Расследование в Атами» и «Архивный детектив») характерно невероятное количество странных деталей — в первой части фильма они, кажется, почти беспорядочно обрушиваются на зрителя, зато к финалу из них складывается завораживающая мозаика. Смесь «Твин Пикс» с «Монти Пайтоном», сдобренная маниакальным энтузиазмом и захлебывающейся материалистичностью Амели Пулен, — в руках Мики эти разнородные ингредиенты сливаются в поэмы о тысячах мелочей, умело рассказывающие истории людей через историю предметов, которые их окружают.

Кадр из фильма  Сатоси Мики «Черепахи плавают на удивление быстро» (Turtles are Surprisingly Fast Swimmers)

Кадр из фильма Сатоси Мики «Черепахи плавают на удивление быстро» (Turtles are Surprisingly Fast Swimmers)

В одном из недавних интервью Мики так объясняет разницу между европейским и японским кинозрителями: «Японцы хотят знать конкретную причину, по которой я снял тот или иной фильм. Они хотят вынести из фильма “смысл жизни”… они не могут просто пойти и посмотреть кино — для японской публики этого недостаточно. Может быть, японцы — очень сознательные люди, поэтому они склонны все основательно изучать. Я думаю, что они чувствуют некоторую неловкость, если просто сходят в кино и вместе похохочут — в таком случае они как будто бы испытывают чувство вины, и особенно это касается молодых мужчин. Для них по-настоящему важно найти в фильме что-то очень существенное. С женщинами, пожалуй, чуть проще». Эта ремарка очень важна для понимания феномена современной японской комедии — жанр сформировался не только в ответ на запрос аудитории на снятие стресса, но и благодаря второму, столь же интенсивному запросу — на мощный месседж.


Хитоси Мацумото

Кадр из фильма  Хитоси Мацумото «Японский гигант» (Dai-Nihonjin)

Кадр из фильма Хитоси Мацумото «Японский гигант» (Dai-Nihonjin)

Звезда японского ТВ, Мацутомо на глазах превращается и в живого классика кино. Его первый фильм «Японский гигант» (Dai-Nihonjin) — это пародия на докудраму и в то же время новый шаг в фильмах о супергероях (как насчет супергероев, на которых никто не обращает внимания?). Философскую комедию «Символ» (Shinboru) могли увидеть в том числе и зрители ММКФ. Наконец, новый фильм Мацумото «Безоружный самурай» (Saya-zamurai) — вполне полунинская фантазия о средневековой Японии, в финале поднимающаяся на философскую высоту: каждая шутка — это харакири, а самое радостное, что есть на свете, — это вера в новую жизнь.

Трейлер фильма «Безоружный самурай»
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • KaDaveR· 2012-05-12 01:02:46
    Спасибо, очень интересно!
Все новости ›