Если ты хочешь быть кем-то, а не одним из всех, – ты обречен. Если не можешь побороть, преодолеть свою инакость – тем более.
Страницы:
Абделатиф Кешиш: «Расизм, сексизм и ксенофобия сегодня едва ли не сильнее, чем в позапрошлом столетии»
— Как вы узнали удивительную историю Саарджи Баартман? Что заставило вас сделать из нее фильм?
— Я читал о ней в нескольких книгах, связанных с историей Южной Африки, но нигде не мог найти достаточного количества подробностей. В 2000 году я услышал о требовании вернуть останки Саарджи в ЮАР,
Читать!
— Вы сказали о лице вашей героини. «Черная Венера», фильм о теле, переполнен лицами — бесконечным количеством лиц в толпе зрителей; им вы уделяете больше внимания, чем декорациям, что довольно нетипично для костюмного фильма.
— Разве может быть хоть что-то выразительнее человеческого лица? Меня интересовала не только центральная героиня, но и наш взгляд на нее. И ее взгляд на тех, кто на нее смотрит. И ее собственный взгляд, запечатлевший ее отражение в зеркале. Бесконечность взглядов, направленных друг на друга, — то, что было для меня важнее всего в этой картине. И бесконечность, неисчерпаемость лиц и тех выражений, которые мы можем на них прочитать. Главная декорация «Черной Венеры» — человеческий взгляд. Потому в фильме так много крупных планов. Я хочу быть как можно ближе к персонажу, уничтожить дистанцию между ним и мной — но не для слияния персонажа со зрителем, а для того, чтобы возник диалог. Даже молчаливый крупный план всегда красноречив, он говорит без слов. Слова разделяют людей, а взгляды — объединяют, сближают их.
— Любопытно, что никакой идентификации с героиней при этом не происходит. Агент зрителя в вашем фильме — человек толпы, такой же зритель, а вовсе не сама Саарджи.
— Моя героиня прожила в Европе пять лет, практически не сходя со сцены. С утра до вечера, семь дней в неделю, по двенадцать часов она давала одно представление за другим. Каждый спектакль длился 15—20 минут, зрителей было не так уж много: полагаю, я показал эти шоу приближенно к реальности. В ее жизни не было больше ничего. Вообще ничего. Истощенная, она возвращалась домой каждый вечер и находила забвение в алкоголе. Естественным образом она стала алкоголичкой… Я хотел отразить на экране те страдания, которые она пережила, но не придумывать их из головы, превращая ее жизнь в увлекательный роман. А у меня не было никаких сведений о том, чем были заполнены ее будни и выходные, кроме бесчисленных выступлений.
К тому же Саарджи должна была оставаться для нас тайной. Мы можем догадываться о том, что она чувствовала и о чем думала, пытаться поставить себя на ее место, что, разумеется, мало кого удовлетворит: ведь я не даю ключей к интерпретации персонажа. Но мне кажется, что такой ключ каждый должен искать без моей помощи. Искать его в себе.
— Вы считаете, «Черная Венера» может быть воспринята как актуальная картина, как фильм о современности?
— Это абсолютно современная история. Прежде всего, захоронение Саарджи Баартман в ЮАР состоялось лишь в 2002 году, совсем недавно. Она стала настоящим символом для своей родной страны... а в Европе ее муляж выставляли до конца ХХ века! Политическая составляющая этого сюжета всегда будет актуальной, увы. Расизм, сексизм и ксенофобия сегодня едва ли не сильнее, чем в позапрошлом столетии: мы переживаем десятилетие нетерпимости. С открытых трибун звучат такие речи, что становится не по себе. И речь ведь не о случайных неполиткорректных заявлениях, а о намеренных спекуляциях на самых низменных чувствах. При том что сейчас слышать это страшнее, чем в 1930-х, — теперь-то мы знаем, к каким последствиям приводит подобная риторика. Самое время напомнить о псевдонаучных теориях, которые отзываются далеким эхом до сих пор, — теориях, которые привели к экспансии фашизма в Европе. А родились они в ту эпоху, которую я затрагиваю в моем фильме.
— Вы сегодня кажетесь наследником просветителей XVIII века — и сразу вспоминается то, как вы упоминали в предыдущих фильмах и Мариво, и Вольтера. Необычная позиция для современного французского режиссера с тунисскими корнями, вы не находите?
— Для меня никогда не было ничего болезненнее, чем оказываться приписанным к определенной этнической или социальной группе: я хочу подняться над этими фантомными разграничениями.
Читать!
Страницы:
КомментарииВсего:8
Комментарии
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 17639397
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 6699079
- 3. Норильск. Май 1293514
- 4. ЖП и крепостное право 1117479
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 907017
- 6. Закоротило 837104
- 7. Не может прожить без ирисок 832110
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 790899
- 9. Коблы и малолетки 766115
- 10. Затворник. Но пятипалый 507833
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 441811
- 12. «Роботы» против Daft Punk 394310
хахах, я вас умоляю..
Кто такой Кешиш в сравнении с Гаспаром Ноэ? Вы бы сначала подумали, чем такие тупорылые выносы делать..