В конкурсе фестиваля «Артдокфест», проходящего в кинотеатре «Художественный» с 4 по 10 декабря, – «День шахтера», новая работа Андрея Грязева, в прошлом году получившего здесь главный приз за «Саню и Воробья». ОЛЬГА ШАКИНА поговорила с Грязевым, выяснила, почему он бросил фигурное катание и стал документалистом, но так и не смогла узнать, о ком будет его новый (по слухам, сенсационный) кинопроект.
Загорается и гаснет лампочка, мелькают детские фотографии героев – так начинается фильм Андрея Грязева «День шахтера». Ритмичный монтаж, кропотливо выстроенный кадр подсказывают зрителю, что тот очутился в пространстве игрового кино. Однако уже через минуту здесь обнаружатся реальные персонажи: бывший шахтер из-под Тулы, его дородная подруга и ее брат-убийца, в очередной раз вернувшийся из тюрьмы. Режиссер втирается персонажам в доверие, ест приготовленную ими страшноватую еду, ночует на их полуразвалившейся кровати — и приучает хозяев к неизменному присутствию камеры. Через пару дней, вмазываясь героином, брат-рецидивист предложит шприц и ему (произнесенное бытовым тоном «Хочешь?»), еще через неделю – прямо в кадре займется грубоватой любовью («Молодец, Натаха, хорошо сосешь»). «Я там просто камеру оставил – они не возражали же», – поясняет Грязев.
Фрагмент фильма «День шахтера»
Из трех незатейливо выстроенных планов – двигающаяся вверх-вниз женская голова, мужское лицо, экран телевизора – Грязев собирает красивую и сильную сцену: из затуманенных глаз бывшего опущенного с зоны выглядывает настоящий зверь. «Меня часто спрашивают, зачем я снимал, как они наркотики употребляют. — Грязев рубит воздух рукой. – Только затем, чтобы его глаза после героинового прихода с помехами в телевизоре смонтировать. Только ради этого».
Способность использовать приемы постановочного монтажного кино при оперативной репортажной съемке создают объемное изображение, которого не достичь ни подчеркнуто сырому доку, ни продуманному художественному кинематографу: Грязев на удивление виртуозно снимает в самых спартанских условиях. Получается в крайней степени визионерское кино.
Породнить «худ» с «доком» пытались многие – стравливая актеров на площадке, механически инсценируя реальные ситуации в документальном кино, раздавая персонажам ручные камеры, чтобы снимали себя в рамках придуманного авторами сюжета. Но неподдельное игровое начало моделируется методами киноязыка – с помощью съемки, монтажа, построения сюжета.
Так же и Грязев: в первую очередь он визионер и только во вторую – автор социалок о неоплачиваемом физическом труде и загибающихся на периферии шахтерах. Красота кадра всегда первична: крайности на экране предстают выразительней. Тему своего нового фильма Грязев выдавать отказывается, но клянется, что будет бомба.
Фрагмент фильма «Саня и Воробей»
Режиссура, по Грязеву, – исследование патологий: даже в фильме о разваливающейся коммуналке на Хитровке, снятом по заказу Москомнаследия («Дом, в котором мы живем» совместно с Сергеем Брелем), найдется сюрреалистический кадр – человек пылесосит кота.
Первый и пока что единственный не документальный фильм Грязева – короткометражка «Ледниковый период», о пухлом домовом, который мечтает встать на коньки, – отсылает к предыдущему занятию режиссера: как ни странно, Андрей был профессиональным фигуристом, участвовал в международных чемпионатах, а сойдя с дистанции, лет пять ездил на долгие гастроли с «Ледовым шоу Игоря Бобрина». Выступая в мексиканских цирках и итальянских парках аттракционов, скучающие работники льда и лезвия выдумывали развлечения – вырастить на заднем дворе арбуз, построить пирамиду из пластиковых бутылок из-под выпитой во время выступлений воды, купить фотокамеру с функцией видеосъемки и прямо в гостинице сделать любительскую рекламу колбасы «Любительская» со слоганом «Любовь с первой палки!».
Снимая на ту же камеру собственную мать, скатывающуюся со снежной горки на лыжах, Грязев сообразил: если сделать кадр сверху и кадр снизу – можно их красиво совместить. Мама советовала пойти во ВГИК, оказалось дорого; Андрей отправился в одну из бесчисленных школ телевизионного мастерства, где ему немедля определили специализацию: «Хорошо монтируешь, будешь режиссером монтажа». Отучившись там, он решил перейти на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, потратив все заработанные на ледовом шоу деньги.
На самом деле Грязев хотел снимать игровое кино. Документалка «Саня и Воробей», о душевных дорожных рабочих, была сделана случайно: шел мимо, обратил внимание на странное пространство, которое, кажется, только что покинули люди, раскидав щебенку, разойдясь по вагончикам, и решил снять историю о том, что в нем происходит. Результат – главный приз прошлогоднего «Артдокфеста», двукратное участие в молодежном конкурсе Leipzig DOK (и с «Саней», и с «Днем шахтера»), покровительство зубра отечественной документалистики Виталия Манского.
{-tsr-}Возможно, в будущем Грязев действительно перейдет к игровому кино; одна из тем, которая, как он сам признается, может его заинтересовать, – австрийский маньяк, долгие годы державший взаперти и насиловавший собственную дочь: «Я хочу понять героя – как он сделал то, что сделал».
Картины визионера Грязева сняты за три копейки с использованием лампочек из хозяйственного магазина вместо осветительных приборов. Жизнь, которую наблюдает Грязев в объектив, полна неприличной свежести. «Я же столько лет по льду катался, жизни не знал, – комментирует он собственную переквалификацию. – Теперь вот так ее изучаю».
Фигурист Андрей Грязев не имеет ничего общего кроме имени и фамилии с человеком на фотографии...
mkuvshinova· 2010-12-08 09:58:08
вы не поверите, это два разных человека и оба фигуристы
http://www.rudata.ru/wiki/%D0%93%D1%80%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B2%2C_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
mishkjul· 2010-12-09 23:48:42
и правда... бывает же такое :)
спасибо, что просветили!
sandrin2012· 2010-12-10 22:41:16
автор ненавязчиво так опустила Расторгуева с Костомаровым. а зря. у них-то как раз с "неподдельным игровым началом" и вообще выразительностью кадра все ок, хотя не уверена, что они ставят своей задачей "породить худ с доком".
mkuvshinova· 2010-12-11 00:35:30
Это просто ссылка на предыдущий материал по теме, в качестве иллюстрации. Уверяю вас, никакого намеренного "опускания" тут нет.
sandrin2012· 2010-12-11 03:51:16
Мария, ну Вы же не хуже меня видите, что в этом абзаце, в самом тоне его, строении фраз и т.д. заложено противопоставление между некими "многими", которые какими-то искусственными способами пытаются "породнить худ с доком", и Сами Знаете Кем,душкойлапочкой, который знает про монтаж, съемку, построение сюжета. в отличие от "многих", видимо.и у него-то все получается суперски.
на самом деле, я бы не сунулась с замечанием, если бы меня задела только фраза. позиция автора задевает, а она следует из текста вполне. по тому абзацу, о котором идет речь, создается впечатление, что автор вообще не в контексте того, о чем пишет. или неаккуратен очень. надеюсь, что я ошибаюсь, потому как "абы кого не берут в космонавты", тем более на openspace. но невозможно писать такое, если видел "Мать" Костомарова или "Чистый четверг" Расторгуева. это из тех режиссеров, которых я хорошо знаю. а ведь до фига еще не знаю. я не эксперт. понимаете, ведь само рассуждение про это "породнить" -- бред какой-то. непонимание про методы в документалистике. люди ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ кино снимают, а не гибриды.не надо, пожалуйста, "журнализмов".
искренне Ваша,
Саша Дунаева
mkuvshinova· 2010-12-11 13:22:10
Саша, автор в тексте никак не упоминает Расторгуева с Костомаровым. Автор пишет, что некоторые режиссеры раздают своим героям-непрофессионалам камеры, а редактор (в данном случае я) ставит ссылку на проект "Я тебя люблю", чтобы было понятно, что мы о таких режиссерах недавно писали. Если бы ссылки не было, вы бы не обратили на это внимания.
Люди разные. Кому-то нравится "Мать", а кому-то ближе подход Грязева. Говорить: "Тот кто видел "Мать" никогда не сможет полюбить другого фильма (метода, режиссера)" - тоже странно. Вы видели "Саню и Воробья" и "День шахтера"?
sandrin2012· 2010-12-13 18:29:40
Странное дело, Мария.Разговариваем, разговариваем, а все не можем друг друга услышать. Скажу последнюю реплику и больше не буду тратить Ваше время. Читаем:
"Породнить «худ» с «доком» пытались многие – стравливая актеров на площадке, механически инсценируя реальные ситуации в документальном кино, раздавая персонажам ручные камеры, чтобы снимали себя в рамках придуманного авторами сюжета. Но неподдельное игровое начало моделируется методами киноязыка – с помощью съемки, монтажа, построения сюжета".
Неужели Вы не видите в этом тексте, в этом мимолетном, снисходительном упоминании "многих"с их нелепыми попытками "породнить худ с доком"(надоело мне уже повторять эту бессмысленную фразу), несправедливое пренебрежение к целому ряду фильмов, режиссеров,индивидуальных методов и т.д.? речь не только о Расторгуеве с Костомаровым, о них просто первая мысль. Я же пишу об этом.Речь обо всем тексте, о подходе автора статьи. Во всем тексте эти убийственные неточности. Даже не просто неточности, а легкомыслие какое-то. Бессмысленное выпячивание героя статьи, от которого текст лишь теряет. Как будто до Грязева высокохудожественной документалистики не было ) Не уверена, что автор может ответствовать за свои слова.
Статья создает для читателя неверное представление о процессе и месте Грязева в этом процессе, вот и все что я хочу сказать.
Искренне,
С.Д.
fotoguru· 2010-12-13 22:44:55
Да уж, кто такие Якопетти, Косаковский, да тот же Вернер Херцог. До Грязева ничего и никого не было в доке, никто снимать не умел. Где термин "главный", перебравшийся на опенспейс, как паразит, из афишевского лексикона?
http://www.rudata.ru/wiki/%D0%93%D1%80%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B2%2C_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
спасибо, что просветили!
на самом деле, я бы не сунулась с замечанием, если бы меня задела только фраза. позиция автора задевает, а она следует из текста вполне. по тому абзацу, о котором идет речь, создается впечатление, что автор вообще не в контексте того, о чем пишет. или неаккуратен очень. надеюсь, что я ошибаюсь, потому как "абы кого не берут в космонавты", тем более на openspace. но невозможно писать такое, если видел "Мать" Костомарова или "Чистый четверг" Расторгуева. это из тех режиссеров, которых я хорошо знаю. а ведь до фига еще не знаю. я не эксперт. понимаете, ведь само рассуждение про это "породнить" -- бред какой-то. непонимание про методы в документалистике. люди ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ кино снимают, а не гибриды.не надо, пожалуйста, "журнализмов".
искренне Ваша,
Саша Дунаева
Люди разные. Кому-то нравится "Мать", а кому-то ближе подход Грязева. Говорить: "Тот кто видел "Мать" никогда не сможет полюбить другого фильма (метода, режиссера)" - тоже странно. Вы видели "Саню и Воробья" и "День шахтера"?
"Породнить «худ» с «доком» пытались многие – стравливая актеров на площадке, механически инсценируя реальные ситуации в документальном кино, раздавая персонажам ручные камеры, чтобы снимали себя в рамках придуманного авторами сюжета. Но неподдельное игровое начало моделируется методами киноязыка – с помощью съемки, монтажа, построения сюжета".
Неужели Вы не видите в этом тексте, в этом мимолетном, снисходительном упоминании "многих"с их нелепыми попытками "породнить худ с доком"(надоело мне уже повторять эту бессмысленную фразу), несправедливое пренебрежение к целому ряду фильмов, режиссеров,индивидуальных методов и т.д.? речь не только о Расторгуеве с Костомаровым, о них просто первая мысль. Я же пишу об этом.Речь обо всем тексте, о подходе автора статьи. Во всем тексте эти убийственные неточности. Даже не просто неточности, а легкомыслие какое-то. Бессмысленное выпячивание героя статьи, от которого текст лишь теряет. Как будто до Грязева высокохудожественной документалистики не было ) Не уверена, что автор может ответствовать за свои слова.
Статья создает для читателя неверное представление о процессе и месте Грязева в этом процессе, вот и все что я хочу сказать.
Искренне,
С.Д.