О том, как бывший фигурист стал надеждой отечественной документалистики
В конкурсе фестиваля « Артдокфест», проходящего в кинотеатре «Художественный» с 4 по 10 декабря, – «День шахтера», новая работа Андрея Грязева, в прошлом году получившего здесь главный приз за «Саню и Воробья». ОЛЬГА ШАКИНА поговорила с Грязевым, выяснила, почему он бросил фигурное катание и стал документалистом, но так и не смогла узнать, о ком будет его новый (по слухам, сенсационный) кинопроект.Читать!
Фрагмент фильма «День шахтера»
Из трех незатейливо выстроенных планов – двигающаяся вверх-вниз женская голова, мужское лицо, экран телевизора – Грязев собирает красивую и сильную сцену: из затуманенных глаз бывшего опущенного с зоны выглядывает настоящий зверь. «Меня часто спрашивают, зачем я снимал, как они наркотики употребляют. — Грязев рубит воздух рукой. – Только затем, чтобы его глаза после героинового прихода с помехами в телевизоре смонтировать. Только ради этого».
Способность использовать приемы постановочного монтажного кино при оперативной репортажной съемке создают объемное изображение, которого не достичь ни подчеркнуто сырому доку, ни продуманному художественному кинематографу: Грязев на удивление виртуозно снимает в самых спартанских условиях. Получается в крайней степени визионерское кино.
Породнить «худ» с «доком» пытались многие – стравливая актеров на площадке, механически инсценируя реальные ситуации в документальном кино, раздавая персонажам ручные камеры, чтобы снимали себя в рамках придуманного авторами сюжета. Но неподдельное игровое начало моделируется методами киноязыка – с помощью съемки, монтажа, построения сюжета.
Так же и Грязев: в первую очередь он визионер и только во вторую – автор социалок о неоплачиваемом физическом труде и загибающихся на периферии шахтерах. Красота кадра всегда первична: крайности на экране предстают выразительней. Тему своего нового фильма Грязев выдавать отказывается, но клянется, что будет бомба.
Фрагмент фильма «Саня и Воробей»
Режиссура, по Грязеву, – исследование патологий: даже в фильме о разваливающейся коммуналке на Хитровке, снятом по заказу Москомнаследия («Дом, в котором мы живем» совместно с Сергеем Брелем), найдется сюрреалистический кадр – человек пылесосит кота.
Первый и пока что единственный не документальный фильм Грязева – короткометражка «Ледниковый период», о пухлом домовом, который мечтает встать на коньки, – отсылает к предыдущему занятию режиссера: как ни странно, Андрей был профессиональным фигуристом, участвовал в международных чемпионатах, а сойдя с дистанции, лет пять ездил на долгие гастроли с «Ледовым шоу Игоря Бобрина». Выступая в мексиканских цирках и итальянских парках аттракционов, скучающие работники льда и лезвия выдумывали развлечения – вырастить на заднем дворе арбуз, построить пирамиду из пластиковых бутылок из-под выпитой во время выступлений воды, купить фотокамеру с функцией видеосъемки и прямо в гостинице сделать любительскую рекламу колбасы «Любительская» со слоганом «Любовь с первой палки!».
Снимая на ту же камеру собственную мать, скатывающуюся со снежной горки на лыжах, Грязев сообразил: если сделать кадр сверху и кадр снизу – можно их красиво совместить. Мама советовала пойти во ВГИК, оказалось дорого; Андрей отправился в одну из бесчисленных школ телевизионного мастерства, где ему немедля определили специализацию: «Хорошо монтируешь, будешь режиссером монтажа». Отучившись там, он решил перейти на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, потратив все заработанные на ледовом шоу деньги.
На самом деле Грязев хотел снимать игровое кино. Документалка «Саня и Воробей», о душевных дорожных рабочих, была сделана случайно: шел мимо, обратил внимание на странное пространство, которое, кажется, только что покинули люди, раскидав щебенку, разойдясь по вагончикам, и решил снять историю о том, что в нем происходит. Результат – главный приз прошлогоднего «Артдокфеста», двукратное участие в молодежном конкурсе Leipzig DOK (и с «Саней», и с «Днем шахтера»), покровительство зубра отечественной документалистики Виталия Манского.
Читать!
Картины визионера Грязева сняты за три копейки с использованием лампочек из хозяйственного магазина вместо осветительных приборов. Жизнь, которую наблюдает Грязев в объектив, полна неприличной свежести. «Я же столько лет по льду катался, жизни не знал, – комментирует он собственную переквалификацию. – Теперь вот так ее изучаю».
КомментарииВсего:10
Комментарии
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451754
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343380
- 3. Норильск. Май 1268628
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897688
- 5. Закоротило 822140
- 6. Не может прожить без ирисок 782285
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759004
- 8. Коблы и малолетки 740919
- 9. Затворник. Но пятипалый 471341
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403128
- 11. ЖП и крепостное право 388835
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370511
http://www.rudata.ru/wiki/%D0%93%D1%80%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B2%2C_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
спасибо, что просветили!
на самом деле, я бы не сунулась с замечанием, если бы меня задела только фраза. позиция автора задевает, а она следует из текста вполне. по тому абзацу, о котором идет речь, создается впечатление, что автор вообще не в контексте того, о чем пишет. или неаккуратен очень. надеюсь, что я ошибаюсь, потому как "абы кого не берут в космонавты", тем более на openspace. но невозможно писать такое, если видел "Мать" Костомарова или "Чистый четверг" Расторгуева. это из тех режиссеров, которых я хорошо знаю. а ведь до фига еще не знаю. я не эксперт. понимаете, ведь само рассуждение про это "породнить" -- бред какой-то. непонимание про методы в документалистике. люди ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ кино снимают, а не гибриды.не надо, пожалуйста, "журнализмов".
искренне Ваша,
Саша Дунаева
Люди разные. Кому-то нравится "Мать", а кому-то ближе подход Грязева. Говорить: "Тот кто видел "Мать" никогда не сможет полюбить другого фильма (метода, режиссера)" - тоже странно. Вы видели "Саню и Воробья" и "День шахтера"?
"Породнить «худ» с «доком» пытались многие – стравливая актеров на площадке, механически инсценируя реальные ситуации в документальном кино, раздавая персонажам ручные камеры, чтобы снимали себя в рамках придуманного авторами сюжета. Но неподдельное игровое начало моделируется методами киноязыка – с помощью съемки, монтажа, построения сюжета".
Неужели Вы не видите в этом тексте, в этом мимолетном, снисходительном упоминании "многих"с их нелепыми попытками "породнить худ с доком"(надоело мне уже повторять эту бессмысленную фразу), несправедливое пренебрежение к целому ряду фильмов, режиссеров,индивидуальных методов и т.д.? речь не только о Расторгуеве с Костомаровым, о них просто первая мысль. Я же пишу об этом.Речь обо всем тексте, о подходе автора статьи. Во всем тексте эти убийственные неточности. Даже не просто неточности, а легкомыслие какое-то. Бессмысленное выпячивание героя статьи, от которого текст лишь теряет. Как будто до Грязева высокохудожественной документалистики не было ) Не уверена, что автор может ответствовать за свои слова.
Статья создает для читателя неверное представление о процессе и месте Грязева в этом процессе, вот и все что я хочу сказать.
Искренне,
С.Д.