Когда на съемки «Отелло» вовремя не прибыли костюмы, он придумал сцены в турецкой бане, где они не были нужны.

Оцените материал

Просмотров: 27626

«Знакомьтесь: Орсон Уэллс»

Татьяна Алешичева · 02/08/2011
Беседы Питера Богдановича с создателем «Гражданина Кейна»: афоризмы, анекдоты и отличный повод пересмотреть всю фильмографию великого режиссера

Имена:  Орсон Уэллс

©  Mercury Productions

Орсон Уэллс в фильме «Гражданин Кейн»

Орсон Уэллс в фильме «Гражданин Кейн»

Книга «Знакомьтесь: Орсон Уэллс» составлена из записанных на магнитофон интервью Питера Богдановича, которые он кропотливо проводил с Уэллсом в течение многих лет. Главы этих опубликованных бесед носят названия мест, где они происходили: Рим, Париж, Нью-Йорк, мексиканский Гуаймас — не имея возможности работать в Голливуде, Уэллс годами мотался по миру, пытаясь двигать собственные проекты, или, что случалось чаще, снимался в чужих фильмах, чтобы заработать денег на свои. Богданович так и не выпустил книгу при жизни Уэллса, но передал наработанный за годы материал киноведу Джонатану Розенбауму, который расшифровал магнитофонные записи и снабдил текст комментариями. Права на книгу по желанию Уэллса перешли к Ойе Кодар, с которой он прожил последние двадцать лет и которой ему практически больше нечего было оставить в наследство. Выход этой книги в России — великодушный жест со стороны Кодар, которая безвозмездно передала права издательству Rosebud Publishing ради популяризации наследия Уэллса.

Здесь стоит сказать несколько слов о персоне интервьюера. В Лос-Анджелес Питер Богданович прибыл одержимым синефилом, который смотрел кино запоем, и к своим двадцати пяти годам видел «все американские фильмы, которые того заслуживали». Он преклонялся перед режиссерами золотой эры Голливуда, и, попав в киношную Мекку, сразу же начал обхаживать своих героев; преувеличенное внимание неофита им льстило, и они отвечали ему взаимностью. Позже Богданович выпустил два сборника интервью с актерами и режиссерами — столпами старого Голливуда и написал монографии о Форде, Ланге, Хоуксе и Хичкоке. Даже начав снимать самостоятельно, он рассматривал собственные фильмы через призму старого кино: «В чем дело, док?» называл «своим “Воспитанием крошки”», «Последний киносеанс» считал оммажем Форду. Богданович — из породы синефилов, что испытывают к кино настоящую всепоглощающую страсть. Уэллса он боготворил, без конца пересматривал его фильмы, и главное — поддерживал своего кумира: в конце 1960-х Уэллс пару лет прожил в особняке Богдановича, к большому неудовольствию его подруги, актрисы Сибил Шепард. Кинокритик Питер Бискинд не преминул ехидно заметить, что в какой-то момент своей жизни Богданович и сам «превратился в Уэллса». Но не по режиссерскому масштабу, а по сходству жизненных обстоятельств: после кассового успеха первых фильмов, потеряв все деньги на неудачном проекте, стал банкротом, вынужденным жить у приятеля. В пространном, на пятьдесят страниц, предисловии Богданович рассказывает историю своих взаимоотношений с Уэллсом и занимается тем же, что делал и при его жизни, — защищает репутацию Уэллса от несправедливых нападок, которые разрушили его карьеру. Достаточно вспомнить полемику Богдановича с Полиной Кейл вокруг авторства «Гражданина Кейна» — в своих заметках о «Кейне» Кейл всячески напирала на то, что своим величием этот фильм обязан вовсе не Уэллсу, а гениальному сценарию Джозефа Манкевича, а Богданович последовательно, по пунктам, опровергал это нелепое суждение.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:13

  • Gudkov Vitaliy· 2011-08-02 15:58:27
    Возможно "гражданин Кейн" был интересен в свое время и достоин изучения в школах кинематографии, но сейчас смотреть его безумно скучно, в отличии от фильмов французской "новой волны".
  • karmapolice· 2011-08-02 16:21:55
    Виталий, лол. Можно поспорить какой фильм Уэлса круче всех, и что действительно "Кейн" не самый развлекательный, но то что он безумно скучный в сравнении с "новой волной" это очень толстый троллинг.
  • Victor Zatsepin· 2011-08-03 14:35:56
    то, что безумно скучно, Виталий, недостойно изучения нигде
  • collector· 2011-08-03 15:03:02
    поддерживаю - но, возможно, Виталию просто скучно жить
  • Victor Zatsepin· 2011-08-03 15:45:38
    тогда его, ну хотя бы немного, должна развеселить эта книга
  • Таня Алёшичева· 2011-08-03 17:28:29
    зато саму скуку можно изучать как феномен, вот так, например:
    http://kinoart.ru/2009/n5-article17.html
  • Marie Sitenkova· 2011-08-05 02:14:21
    Гражданин Кейн - для меня один из самых интересных фильмов за весь курс истории кино
  • Vladimir Zakharov· 2011-08-05 11:41:09
    про скуку интересную дискуссию можно было бы произвести. как продолжение истории про кино-овощи из NYTimes. кстати самое скучное на свете сейчас кажется Майкл Бей. вот интересно к чему он ближе в истории кино, к Орсону Уэллсу или к французской новой волне? если внимательно разбирать его монтажные приемы, ну и как он разворачивает тему инфантильности, видно что ближе он ко второму, а Уэллса он кажется в киношколе вообще не проходил.
  • Таня Алёшичева· 2011-08-06 00:06:03
    Майкл Бэй учился в киношколе? ("Маша, ты куришь"?)
  • Vladimir Zakharov· 2011-08-06 11:53:25
    ага он образованный. наверное американская "киношкола" это не то что мы можем себе представить.
  • Maxim Kuznetsov· 2011-08-07 07:33:25
    с Бэем сложный вопрос :) старина Орсон под конец жизни очень полюбил "короткий" монтаж, так что Бэй, у которого каждый план длится, наверное, не больше полсекунды, и у Уэллса успел поднабраться :)
  • Gudkov Vitaliy· 2011-08-11 15:25:52
    Судя по комментариям, я был прав, Уэллса не скучно смотреть людям, интересующимся скорее технической стороной процесса.
  • orang· 2011-08-14 11:55:32
    Мне однозначно не скучно смотреть Процесс. Уэллса-актера обожаю. Слабо понимаю техническую сторону процесса.
Все новости ›