Я на следующий «Кинотавр» просто не поеду, мне этого вот так хватило!

Оцените материал

Просмотров: 35320

Станислав Говорухин: «Все стало другим!»

Ксения Прилепская · 03/12/2009
Страницы:



О СТАНИСЛАВЕ ГОВОРУХИНЕ



АЛЕКСЕЙ МИЗГИРЕВ, режиссер («Бубен-барабан»)

Я считаю, что задача режиссера — снимать картины. Выступать с трибуны партсобрания, под видом нравственного беспокойства привлекать общественное внимание — все это наследие советских времен. В нашем кино конфликта поколений не существует. Я знаю, что во время выступления Говорухина в Госдуме вставали люди его же поколения и тут же говорили, что он не прав. Когда я читал выступление Говорухина, мне хотелось пожать плечами и спросить: а о ком вы говорите? Разве вы знаете меня, чтобы обвинять в необразованности или продажности? Говорить так: не знаю, не видел, но поддерживаю общее мнение — все это тоже наследие прошлого.

Что касается меня, то я равнодушен к понятию артхаус и большинство из того, что у нас снимают, не люблю. Я вижу, что не все понимают, что задача режиссера — не в том, чтобы понравиться фестивалю или соответствовать направлению, а в том, чтобы фильм стал твоим высказыванием. Именно твоим, не похожим ни на что. Высказыванием на кинопленке, а не в курилке или с трибуны.


СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ, режиссер

Я замечательно к нему отношусь, это мой старый товарищ. Со Славой Говорухиным мы познакомились в институте кинематографии. Он был тогда одним из самых уважаемых людей в нашей среде, мало того — к его мнению все прислушивались. Я до сих пор помню и считаю одной из лучших пьес, что я видел в жизни, «Аптекаршу» Чехова в его постановке во ВГИКе. Это феноменальное произведение искусства! Произведение искусства ведь оценивается прямым воздействием на душу человека, и ничем иначе. С точки зрения логики его не оценить. Следствием уровня его мастерства был наш всегдашний интерес к тому, что думает Слава по тому или иному поводу.

Одна из главных черт Станислава Сергеевича — он настоящий мужчина. И вот эти сила, ясность, определенность, присущие ему, — это свойства настоящего мужчины, которые в обществе сейчас размыты. Сейчас каждый говорит одно, делает другое, думает третье... Вокруг — какие-то неопределенные темнилы. А он говорит то, что думает, и делает то, что говорит. Это удивительная, основательная, сильная, настоящая мужская натура! Исчезающий тип человека. Он никогда в жизни не темнил.

Еще одно замечательное свойство Говорухина — круг его общения. Самым знаменитым из самых его близких друзей был, конечно, Высоцкий. И я был свидетелем того, насколько не фальшивой, не рассчитанной на чьи-то глаза или оценки была эта дружба. Они глубочайшим образом уважали и ценили друг друга. И то, что сделано в картине «Место встречи изменить нельзя», — свидетельство этой настоящей дружбы и внутреннего взаимопонимания.

Кроме всего прочего, он замечательная артистическая личность, человек, на которого интересно смотреть, что бы он ни делал, ни говорил. Я очень рад, что обстоятельства жизни сложились таким образом, что он сыграл главную роль в моем фильме «Асса» и я имел счастье общаться с этой замечательной артистической стороной его натуры.

Он исключительно ответственно и профессионально работал актером на съемках, хотя профессия его совсем другая, режиссерская.

Все это вместе и создает мое, совершенно отдельное, личное отношение к нему как к очень близкому человеку, другу и товарищу. Мне всегда интересно то, что он делает.

Вспомним бурную общественную дискуссию по поводу «Ворошиловского стрелка» — а ведь это удивительная, феноменальная роль Михаила Александровича Ульянова! Я считаю, «Ворошиловский стрелок» — одна из самых сильных и чудесных картин новейшей истории. Я очень верю в то, что очень многое, важное и настоящее, у Славы еще впереди.


СИТОРА АЛИЕВА, программный директор фестиваля «Кинотавр»

В 2006 году кинофестиваль «Кинотавр» наградил Станислава Говорухина за вклад в развитие отечественного кинематографа и тем самым выразил свое к нему отношение.


СВЕТЛАНА ХОДЧЕНКОВА, актриса («Благословите женщину»)

Это человек способствовал моему рождению как актрисы. Именно с его картин я начинала. Как показывает практика, именно первый режиссер задает тон всей последующей жизни актера. В этом смысле мне очень повезло. Благодаря Станиславу Сергеевичу я узнала, что такое съемочная площадка, узнала о ее этикете, познакомилась с замечательными актерами, которые были моими партнерами в его фильмах. После этого опускать планку уже не хотелось и не моглось. В какой-то момент он даже сказал, что меня «увнучеряет» — я по праву считаю его своим крестным дедушкой в кино.


КИРИЛЛ РАЗЛОГОВ, киновед

Резкое неприятие так называемого художественного авангарда, в том числе «арт-кино» — явление далеко не новое. Массовая культура на экранах, представленная попкорновым кино, безусловно, господствует в глобальном масштабе. А вот между субкультурами идет неистовая борьба за место под солнцем. С одной стороны — работы молодых режиссеров, основанные на идеях и представлениях русской классической литературы о «свинцовых мерзостях русской жизни», которые смакуются критиками разных стран, но лишены перспектив коммерческого успеха без побед на двух-трех ведущих фестивалях. С другой — искусство для пенсионеров, жизнеутверждающей советской традиции, нередко побеждающее, но исключительно на телевидении. Эта последняя тенденция ярко представлена в талантливых фильмах и филиппиках Станислава Сергеевича.

Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:11

  • i1g2o3r4· 2009-12-03 21:43:28
    Кино стало другим . Это ясно и понятно , как Божий день . Профессия художника сродни профессии учителя . Задача общая - воспитать гражданина . Вырастить человека , простите за пафос . Искусство , как творческий процесс , воспитывает душу , точнее приучает душу трудиться , работать без устали над формированием человеческого мировозрения . А с мировозрением создаётся и нравственность и ответственность перед самим собой . За вс
  • i1g2o3r4· 2009-12-03 23:05:35
    За всё сделанное тобой . В жизни , в данном случае в кино . Вот этой-то и ответственности порой и не хватает российскому кино . Тема не отражает сущности жизни , её масштаб , глубину , время . А не времечка . ГДЕ -ТО МОЖНО ПОНЯТЬ СТАНИСЛАВА ГОВОРУХИНА С ЕГО ВЗЫСКУЮЩЕЙ К ИСТИНЕ ПОЗИЦИИ . ОН , КАК ХРАНИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И КИНОТРАДИЦИЙ ВЕЛИКОГО РУССКОГО КИНО , ХОЧЕТ ВСТАТЬ НА ЗАЩИТУ САМОГО УГНЕТЁННОГО В ЭТОМ СПОРЕ - ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗРИТЕЛЯ ! СОГЛАСИМСЯ , ОН БЕЗЗАЩИТЕН В ВЫБОРЕ КИНО . ОН - ЗАЛОЖНИК , ТАК НАЗЫВАЕМОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ВОЛИ ПРОДЮСЕРА , ЕГО АМБИЦИИ . ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ СЕГОДНЯ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ ПО НЕСКОЛЬКИМ ПРИЧИНАМ . ПЕРВОЕ . ИЗМЕНИЛАСЬ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ . ВРЕМЯ ВНЕСЛО СВОИ КОРЕКТИВЫ . ПРОИСХОДИТ ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА . САМ - ЧЕЛОВЕК НРАВСТВЕННО ПОТЕРЯЛСЯ В САМОМ СЕБЕ . ТВОРЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖНИК , КАК ВЫРАЗИТЕЛЬ ЭПОХИ ВРЕМЕНИ , ПРЕВРАТИЛСЯ В ПРОСТОГО НЕЗАМЫСЛОВАТОГО ХРОНИКЁРА ВРЕМЕНИ . НЕТ САМОГО ГЛАВНОГО ИДЕИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПООИЗВЕДЕНИЯ - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В КОТОРОМ И ЧЕРЕЗ КОТОРЫЙ ИСКУССТВО ВЫРАЖАЕТ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ . ИДЕЯ , КАК ЖИВАЯ СТРАСТЬ . НЕ ОТРАЖАЕМАЯ ЖИЗНЬ , А ОТРАЖЁННАЯ . ТВОРЧЕСКИ ОСМЫСЛЕННАЯ ХУДОЖНИКОМ . КАК ВЗЯТЬ ЧЕЛОВЕКА- ЭТО ГЛАВНОЕ! А У НАШИХ РЕЖИССЁРОВ С ЭТИМ ПРОБЛЕМЫ . НАДО БЫТЬ ОЗАБОЧЕННЫМ НЕ ТЕМ , КАК ОТВЛЕЧЬ ЗРИТЕЛЯ ОТ ТРУДНОСТЕЙ ЖИЗНИ, А ДУМАТЬ О ТОМ КАК ПОМОЧЬ ЕМУ ПОНЯТЬ МАСШТАБ ВРЕМЕНИ И КАК НАЙТИ СВОЁ МЕСТО В НЁМ . НОВИЗНА - ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ГЛУБИНА ПОСТИЖЕНИЯ МИРА. А КОГДА ИСКУССТВО , КАК ГОГОЛЕВСКИЕ ГАЛУШКИ , САМО В РОТ СКАЧЕТ , ХОРОШЕГО НЕ ЖДИ! КИНО ЛИШЁННОЕ СОЧУВСТВИЯ , ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ , ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАЗНОСТИ . НЕТ В НАШИХ СОВРЕМЕННЫХ РЕЖИССЁРАХ САМОГО ГЛАВНОГО ТАЛАНТА - УВЛЕЧЬ ЗРИТЕЛЯ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИЕЙ , СОБСТВЕННОЙ ВЕРОЙ , СОБСТВЕННОЙ ДУХОВНОЙ ВЫСОТОЙ! КУЛЬТУРОЙ ЧУВСТВ! А ЭТО ПРИХОДИТ К ХУДОЖНИКУ ТОЛЬКО КАК НАГРАДА ЗА ПРИСТАЛЬНОЕ, ЛЮБОВНОЕ ВСМАТРИВАНИЕ , ВСЛУШИВАНИЕ В ЖИЗНЬ . НО ВСЁ-ТАКИ ГЛАВНЫМ ДЛЯ ХУДОЖНИКА- РЕЖИСЁРА ОСТАЁТСЯ СПОСОБНОСТЬ К СОЧУВСТВИЮ , СОПЕРЕЖИВАНИЮ, К ТОМУ , ЧТО ЗОВЁТСЯ СЕРДЕЧНОСТЬЮ , ЛЮБОВЬЮ К ЧЕЛОВЕКУ . ВТОРОЕ . ЭТО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ - БИЧ СОВРЕМЕННОГО КИНОПРОЦЕССА . ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА НЕТ , ДЕНЬГИ ТРАТЯТСЯ В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ВПУСТУЮ , РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ СРЕДИ ПРИБЛИЖЁННЫХ , ПО ПРИНЦИПУ ПРЕДАННОСТИ И ЛОЯЛЬНОСТИ К ТОМУ У КОГО ДЕНЬГИ . РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ПОРОЖДАЕТ ПСИХОЛОГИЮ РАВНОДУШИЯ , ИЖДИВЕНЧЕСТВА , ЦИНИЗИА И ЗАВИСТИ . ОДНОМУ ДАЛИ - ДРУГОГО ОБДЕЛИЛИ . ДЕНЬГИ ЗАРАБАТЫВАТЬ НАДО ЗРИТЕЛЬСКИМ РУБЛЁМ , КАЧЕСТВЕННЫМ КИНО . ЭТОГО НЕТ . ВСЁ ЗАРАБАТЫВАЕТСЯ ОТКРОВЕННОЙ ХАЛТУРОЙ! НИКТО НЕ ОТВЕЧАЕТ ЗА РЕЗУЛЬТАТ! ТРЕТЬЕ . САМОЕ ВАЖНОЕ - ЛЮДИ! ГДЕ ИХ ВЗЯТЬ! КАДРОВ ТВОРЧЕСКИХ НЕТ! РЕЖИССЁРОВ . СЦЕНАРИСТОВ . ОДНИ ПРОДЮСЕРЫ . ДЕНЬГИ СНОВА ДАЛИ , А ЛЮДИ ИХ ПОЛУЧАЮЩИЕ ОСТАЛИСЬ ТЕ ЖЕ! НРАВСТВЕННОГО ОБНОВЛЕНИЯ ОТРАСЛИ НЕ ПРОИЗОШЛО . КАК ЖЕ ВОЗМОЖНО ПРИ ТАКОМ РАСКЛАДЕ РОССИЙСКОЕ КИНО! ЕГО НЕ БУДЕТ! ПАНИБРАТСТВО , КАМПАНЕЙЩИНА , КУМОВСТВО , УМЕНИЕ ВРАТЬ , ИЗВОРАЧИВАТЬСЯ К ХОРОШЕМУ НЕ ПРИВЕДЁТ . ПРЯМОТА ОТНОШЕНИЙ ОЧИЩАЕТ ДУШУ И СОВЕСТЬ. ОБ ЭТОМ ТОЖЕ ДУМАТЬ НАДО . В СУЕТЕ ЖИЗНИ НЕ СРАЗУ НАЙДЁШЬ СВОЙКРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ В ОТСЧЁТЕ ДОБРА ИЗЛА, И И ДЁТ ХУДОЖНИК НА КОМПРОМИССЫ СПЕРВА В ОЦЕНКАХ , ПОТОМ В СОБСТВЕННОМ ТРУДЕ . А ЭТОГО ХВАТАЕТ В ТВОРЧЕСКОМ ЦЕХЕ . ПОКА ЕЩЁ РОССЙСКОЕ КИНО ЖИВЁТ ЗА СЧЁТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ - НА НАРОДНЫЕ ДЕНЬГИ - ЭТОГО НЕ НАДО ЗАБЫВАТЬ . ЗРИТЕЛЬ ЖДЁТ ДОСТОЙНОГО ВНИМАНИЯ К СЕБЕ , К СВОИМ ПРОБЛЕМАМ ЖИЗНИ . И ЗАДАЧА ХУДОЖНИКА СВОДИТСЯ К ОДНОЙ ПРОСТОЙ ВЕЩИ - ДЕЛАТЬ ДОСТОЙНОЕ КИНО ДЛЯ НЕГО . УМНОЕ . ИСКРЕННЕЕ . ЧЕСТНОЕ . С УВАЖЕНИЕМ ИВЧЕНКО ИГОРЬ .
  • werter· 2009-12-04 23:50:27
    Грустно и смешно читать эти моральные проповеди, написанные на советском партийном жаргоне прописными буквами. Опять ХУДОЖНИК что-то должен НАРОДУ, поскольку живет на его деньги, и прочие подобные пошлости. Напрасно openspace предоставил первый материал новой рубрики Говорухину. Никакое он не чудовище, и не священное. Пытается бравировать тем, что не боится залупаться, ах, какие мы молодые, какие мы мужчины. И Соловьев ему подпевает. А на деле -- старый человек. давно потерявший ощущение искуссива и современности. И даже комппьютер ему не поможет.
  • schuplov_roman· 2009-12-06 17:26:37
    Говорухин уже просто слишком стар, чтобы понять и принять новые веяния в кинематографе. И пусть не принимает. И пусть дальше снимает фильмы для таких же ностальгирующих по СССР людей, как и он. Только пусть не диктует своё мнение, оно не есть истина в последней инстанции
  • frannyglass· 2009-12-07 19:11:38
    Старость - это грустно. "Интернетом не пользуюсь и не хочу", а колбаса была вкуснее и по рубль сорок. Грустно.
  • almar· 2009-12-08 16:10:27
    убогое зрелище этот говорухин. Раьше вроде был ничего мужик, но как связался с Лужковм, а потом через него и с единойроссией, то и "весь вышел". Весь свой талант (и свою совесть заодно) профукал на партсобраниях партии власти. Снимает тперь скушнейшие картины , да ещё и по сути развратные (я про "Пассажирку"). Разврат это ведь необязательно, когда голые тела показывают, разврат - он может быть в целомудренных платьях. Но что самое лицемерное, то что он при этом пытается читать мораль молодым.
  • Ukrop· 2009-12-12 20:36:15
    werter, frannyglass, almar, ребята, о чем Вы говорите?! Вам ли оценивать гениальность, талант и вклад в отечественный кинематограф Станислава Говорухина. Думаю что не Вам, это уж точно.
    Я лично люблю артхаус, но Говорухин отчасти прав, и это стоит признать.
    Я не верю во всякие там "теории заговоров", но когда журналист задает вопрос: "молодые российские режиссеры из разных городов, разных возрастов, как это они ухитрились, не сговариваясь, начать делать такое похожее и однонаправленное?", на что Говорухин отвечает: "Потому что это выгодно!", а разве не так?! По-моему трендом последних лет является умение шокировать зрителя, взяв крупным планом удерживая нескольких минут потроха (в прямом и переносном смысле), показывать, разврат, падение. Разве ВСЕ это не хочет увидеть западный фестивальный (да и не только фестивальный)зритель? Так сказать: "Всю правду о России".
    Поправьте меня, если я не прав.
  • kk· 2009-12-18 15:35:09
    Ну это удивительно, какая же каша у него в голове. А на выходе - брюзжание человека, просравшего тот небольшой, но все-таки талант, который у него был.
  • sanish· 2010-01-17 03:41:09
    В Правительстве РФ и Союзе кинематографистов идёт "борьба" - кому достанется право делить казённые деньги? Получается, в нашем государстве уже не существует более Министерства культуры? Создаётся инвестиционный фонд, чиновники которого будут "совать" государственные купюры соседям, родным и "хорошим знакомым". Только вдвое больше, чем раньше. Слышал, что Министерство культуры уже лишили права выделять деньги на производство детских фильмов, Кто теперь будет, кроме меня, выпускника ВГИКа, ученика С. А. Герасимова "кричать" о необходимости снимать современные фильмы для детей, возрождать русский детский кинематограф? Клянусь, пока я жив, буду продолжать искать средства для съёмок своего детского проекта «Я бы в грузчики пошёл!». Фильм про необходимость хорошо учиться в школе, чтобы потом, в будущем, стать Президентом, а то у нас хороших Президентов не хватает. И нет современных детских фильмов. Сами «взрослые» воспитывались на хороших советских детских фильмах. «Высосали» из «мамки» всё, что могли, и бросили на произвол судьбы. Интересно, найдутся ли у меня последователи, сторонники или просто сочувствующие? 9 октября я побывал на личном приёме у министра культуры России А.А. Авдеева. Александр Алексеевич посоветовал мне подать заявку на получение финансового гранта. Министр даже посоветовал не задерживаться с подачей заявки. А сейчас Александр Алексеевич, увы, лишился возможности помочь мне. Президент Медведев и Премьер Путин - кремлёвские «небожители» - не видели и не читали текстов моего сайта. Ни один фонд, ни один продюсер не выделит деньги для производства детского фильма – невыгодно! А ведь детские фильмы воспитывают нацию, наше будущее. Мой фильм, к примеру, в разы дешевле михалковских "блокбастеров"!
    И чем «провинился» новый министр культуры, который всего второй год работает на своём посту? Ведь именно он первым предложить изменить систему финансирования российского кино. И вдруг работа министра и целого министерства необоснованно перечёркивается руководством государства. Владимир Владимирович Путин! Вы не являетесь специалистом в кинематографе! Ведь Александр Алексеевич Авдеев не вмешивается в деятельность Cоюза кинематографистов. Почему-то вы решили поддержать Никиту Михалкова? Пусть доказывает свою творческую "гениальность» в "Голливуде". Владимир Владимирович! А вы не пробовали давать советы, допустим, космонавтам? Вместо ущемления должностных обязанностей и прав Министерства культуры, лучше займитесь другими государственными делами! 2010 год уже начался, «киношники» уже не успеют снять весеннюю , летнюю и осеннюю «натуру». А детское кино импортное посмотрим! Иностранцы получают с проката детских фильмов баснословную прибыль!

    Источники: Сайт кинорежиссёра Бориса Позднякова
    http://sanish1988.narod.ru/
    http://sanish1988.narod.ru/News.html

  • Slavborg· 2010-04-29 06:29:13
    У меня один единственный вопрос к Говорухину, он, что совсем на улицу не выходит, он когда последний раз был в "спальном" районе, любого города? Жизни он не знает. Нафига мне его фильмы смотреть, если ему мне сказать нечего. ГОВОРУХИНА В ДОМ ПЕРЕСТАРЕЛЫХ РЕЖИССЁРОВ
  • sanish· 2011-02-02 18:18:23
    У меня есть кинопроект: «Я бы в грузчики пошёл!» (ремейк фильма "Первоклассница"). В моём сценарии первоклассник-вундеркинд встречает на своём жизненном пути беспризорника из сибирской глухомани. Их дружбе и взаимопомощи посвящён фильм, который поднимает проблему значимости учёбы и образования, защищает права ребёнка на самостоятельность и внутреннюю свободу! В фильме речь идёт о будущем нации, о нравственных устоях граждан России. Мой фильм, я убеждён, нужен российским детям! Фильм о необходимости учиться в школе, чтобы в будущем, стать Президентом, а то у нас, порой, их не хватает. И умерло российское детское кино. Его могильщик - счётная палата РФ!
    Детское кино должно финансироваться безоговорочно! На все 100%. На российских детских фильмах воспитывается нация. Минкультуры приняло "оригинальное" решение: финансировать детское кино только на 70 процентов. Решили не ссориться с аудиторами из счётной палаты. Аудиторы не понимают: каких инвесторов может найти детское кино, какой продюсер согласится заниматься детскими проектами? Аудиторы хотят пополнить бюджет государства за счёт сокращения финансирования детского кино! Обижаете российских детей, господа аудиторы! Писал об этом Сергею Степашину - получил отписку! Зайдите на "Сайт кинорежиссёра Бориса Позднякова", посмотрите, какого доброго, душевного фильм вы лишаете наших детей. Правительству нужно разрешить полноценное финансирование детского кинематографа!
    Даже Украина финансирует детское кино на все 100 процентов! Я написал в Комитет по культуре Госдумы, чтобы комитет выступил с законодательной инициативой: восстановить справедливость и дать российскому детскому кино финансовую "зелёную улицу"! Чтобы это случилось, нужно любить детей, заботиться об их будущем, быть умными и дальновидными политиками! Я был на приёме у Александра Авдеева, министра культуры, тот обещал помочь, но помощи я не получил. Я - единственный из детских режиссёров, кто пытается добиться 100% финансирования детских кинолент. Мне стало известно, что на совещании в Белых столбах эта проблема была, наконец, решена. Считаю, что в случившемся есть доля и моих усилий!
    Кинорежиссёр Борис Поздняков
Все новости ›