Какие фильмы запретят, когда депутаты местного и федерального парламента примут свой антигомосексуальный закон?
Имена:
Валерия Гай Германика · Гас Ван Сент · Кристоф Оноре · Ксавье Долан · Лукас Мудиссон
В Законодательном собрании Петербурга на прошлой неделе был в первом чтении принят закон, предусматривающий штрафы за пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних;
уже звучат призывы принять закон на федеральном уровне. Из всего необъятного киноконтекста по теме, OPENSPACE.RU выбрал несколько картин, напрямую связанных с несовершеннолетними и имеющих российское прокатное удостоверение. Офлайн- и онлайн-магазины, в каталоги которых входят эти фильмы, а также сайты и издания с рецензиями на них можно будет оштрафовать сразу после вступления закона в силу.
«Покажи мне любовь» («Гребаный Омоль»), 1998. Режиссер Лукас Мудиссон
© Det Danske Filminstitut
Кадр из фильма «Покажи мне любовь»
Как и любой шведский режиссер, снимающий кино о первых чувствах, Мудиссон не избежал влияния
дебютной картины Роя Андерссона. В популярную школьницу влюблены двое — глупый мальчик и умная девочка с совершенно безнадежным социальным статусом. В финале «Омоля» две школьницы, преодолев давление среды, берутся за руки и отправляются «трахаться» — и здесь, конечно, речь идет скорее об обретении подростком самого себя, чем, собственно, о гомосексуализме. В 2005-м году Британский институт кино
включил картину Мудиссона в список из десяти фильмов, которые должны посмотреть все дети до 14 лет (в числе других — «400 ударов», «Кес», «Похитители велосипедов», «История игрушек» и «Унесенные призраками»). «Омоль» выходил в российский прокат, существует на легальных носителях и в сентябре этого года был показан на пермском фестивале «Текстура» в рамках
ретроспективы Лукаса Мудиссона.
Избранная фильмография Гаса Ван Сента
© New Line Cinema
Кадр из фильма «Мой личный штат Айдахо»
Фильмография Ван Сента, всю жизнь с бесконечным восхищением наблюдающего за подростками, попадает под гипотетический запрет не целиком, но значительной своей частью. Для начала можно изъять как минимум три фильма, существующих на лицензионных носителях и иногда попадающих в ночной телеэфир: первый полный метр режиссера «Дурная ночь» (1986) — про влюбленность менеджера винного магазина в мексиканца-нелегала с детским лицом; «Мой личный штат Айдахо» (1991) — вольную адаптацию шекспировского «Генриха IV», в которой скучающий наследник (Киану Ривз) не может оторваться от юного бродяги-нарколептика (Ривер Феникс); «Слон» (2003) — победителя Каннского фестиваля, в котором два школьника целуются в душе перед тем, как отправиться в школу с винтовками и взрывчаткой.
Читать текст полностью
«Я убил свою маму», 2009. Режиссер Ксавье Долан
© Интерсинема
Кадр из фильма «Я убил свою маму»
Канадец Ксавье Долан дебютировал в кинематографе в двадцать лет — автобиографической картиной, в которой сыграл самого себя, шестнадцатилетнего. Оба его фильма (второй — «Воображаемые любови», 2010) — производные от наглости, самолюбования, дурного вкуса и огромного таланта человека, в свои двадцать лет уже заслужившего право не принимать никаких условностей. В его наивном и пронзительном дебюте подросток-гей оказывается в ситуации удушающей несвободы и пытается найти способ коммуникации с недалекой мелкобуржуазной мамой. Фильм, впервые показанный в каннском «Двухнедельнике режиссеров», получил главный приз на фестивале «2morrow» и вышел в российский прокат в ноябре 2009 года.
«Все песни только о любви», 2007. Режиссер Кристоф Оноре
© Русский репортаж
Кадр из фильма «Все песни только о любви»
В кинематографе Кристофа Оноре не существует понятия «перверсия»: любые близкие контакты осуществляются тут быстро, легко и с песней, часто приводя к мучительным страданиям — впрочем, столь же мимолетным. Мюзикл 2007-го года начинается как история вполне счастливой жизни втроем, но после внезапной смерти одной из двух девушек герой Луи Гарреля находит утешение в обществе порывистого бретонского школьника (двадцатипятилетний, измученный печальным опытом влюбленный в своей арии с горечью подчеркивает разницу в возрасте). Фильм вышел в российский прокат в 2008-м году, заработав тремя экранами $50 тыс.
«Дикость», 1998. Режиссер Джон МакНотон
© Mandalay Entertainment
Кадр из фильма «Дикость»
Классический триллер конца девяностых, в жизнеутверждающей манере рассказывающий о финансовых махинациях, педофилии, беспорядочном сексе и гомосексуальном флирте; секрет производства таких фильмов ныне утрачен. Полицейский расследует обвинения в адрес сотрудника школьной администрации — он то ли изнасиловал, то ли не изнасиловал двух школьниц, богатую наследницу и мрачную интеллектуалку, живущую в трейлере. Во флешбэках всплывает много интересных подробностей, самая памятная из которых — поцелуй полуобнаженных Нев Кэмбелл и Денис Ричардз в бассейне.
Сериал «Школа», 2010. Режиссер Валерия Гай Германика
© Профит
Кадр из сериала «Школа»
Те, кто зимой 2010-го года хотел бы запретить сериал «Школа», в списке своих обвинений не сразу дошли бы до «пропаганды гомосексуализма». Тем не менее, из репортажа в журнале «Афиша» понятно, что играющий мальчика-мажора актер Сергей Белов отказался целоваться с приятелем в кадре и был уволен из проекта (его персонаж поспешно отправился в другую школу). Тем не менее, геи в «Школе» и в школе остались: в коридорах и в спортивном зале можно разглядеть целующихся мальчиков, а в отношениях скинхеда Вадима и дагестанца Задоева поначалу ощущалось отчетливое гомоэротическое напряжение.
«Детки в порядке», 2010. Режиссер Лиза Холоденко
© Каравелла DDC
Кадр из фильма «Детки в порядке»
По фильму Холоденко (снявшей, в том числе, одну из серий тематического сериала The L Word) хорошо видно, что само явление — гей-кинематограф — уходит в прошлое. Фильмы о гомосексуальных отношениях больше не являются нишевым продуктом или средством политической борьбы — со слова «гомосексуальный» акцент все больше смещается на слово «отношения» (еще один пример — «Я люблю тебя, Филипп Моррис» с Джимом Керри и Юэном МакГрегором). Две женщины (авторитарный врач Аннет Беннинг и романтичная домохозяйка Джулианны Мур) родили от одного и того же донора по ребенку и воспитали их не хуже, чем воспитывают детей разнополые родители. Старшей, девочке, исполнилось восемнадцать — по закону она имеет право узнать имя донора; младший брат тоже ждет результатов. Появление биологического отца угрожает многолетнему союзу матерей — но не больше, чем появление в сложившейся системе любого нового элемента. Фильм Холоденко, лишенный надрыва и спекуляций на гомосексуальной специфике, — отражение многократно усложнившейся реальности, в которой «семья» может быть не только пожизненным союзом мужчины и женщины, но и чем-то совершенно иным. Картина, получившая четыре номинации на «Оскар» и приз «Тедди», вышла в наш прокат в феврале 2011 года и доступна на легальных носителях.
«Малыш и Карлсон, который живет на крыше», 1968. Режиссер Борис Степанцев
© Союзмультфильм
Кадр из мультфильма «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
В изменившемся мире, при наличии изменившейся оптики уже невозможно смотреть невинным взглядом ни на Александра Калягина в женском платье, ни на мальчиковые ужимки Пеппи Длинныйчулок. {-tsr-}Детская классика полна двусмысленностей: Муми-троллей придумала открытая лесбиянка Туве Янссон, а про диснеевский мультфильм Денис Горелов в 1993-м году написал знаменитую статью «Позор Винни-Пуху, пьянице и педерасту», которая начиналась словами: «Латентная педерастия антигероев детского экрана бросалась в глаза давно». В случае с Карлсоном, на советском мультфильме про которого продолжают вырастать все новые и новые поколения, выводы еще более очевидны: он несомненный социопат, педофил и гендерквир.