В итоге в сознании одного зрителя вполне могут соседствовать симпатия и неприязнь к фильму – как, впрочем, и ко всему творчеству Аронофски.
Кэмп, фарс, банальность, анорексия, истерия, паранойя, мастурбация, петтинг, лесбийский секс и женские драки в картине Даррена Аронофски
10 февраля в российский прокат выходит картина Даррена Аронофски. Василий Корецкий упрекает ее в банальности, а Ксения Косенкова не видит в этом никакой проблемы.ПРОТИВ: Василий КОРЕЦКИЙ
Говорят, что, умирая, Анна Павлова попросила принести ей в кровать костюм лебедя. Новый фильм Даррена Аронофски отличается от финального жеста несгибаемой русской балерины разве что продолжительностью, хотя чувство стыда за свое вынужденное соучастие в попрании норм хорошего вкуса
Читать!
Говорить о «Лебеде» неловко потому, что разговор тут неизбежно сводится к череде трюизмов; безуспешную борьбу с банальностью приходится вести уже на стадии синопсиса. К счастью, им можно вообще пренебречь: отношения между содержательной частью (месседжем) и фабулой тут так же необязательны и свободны, как в каком-нибудь бурлеске Оффенбаха — собственно, и там и там смысл всего мероприятия сводится к травестии. Только в оперетте вроде «Орфея в аду» профанации подвергается античный миф, а в «Лебеде» глумятся над «Рестлером».
О сходстве этих двух фильмов сказали уже все, включая Натали Портман. Практически одинаковый драматический каркас (профессионал-перфекционист надрывается в попытке сделать все как следует), изящная эксплуатация сюжетом карьерных обстоятельств актеров (дауншифтинг Рурка и неисправимо холодный, асексуальный имидж Портман)...
Разница в том, что, ровно по формуле Гегеля (вторая банальность), рестлинг преподносился как трагедия, а балет выглядит уже как фарс. Только это совсем не смешной фарс — довольно странно смеяться над обладателем «Золотого льва», искренне не понимающим, что он превращается в режиссера Астрахана. Или неискренне? Или все-таки не превращающегося? Производственная драма балерины-анорексички (Портман), съезжающей в галлюциноз при попытке соответствовать довольно диким требованиям режиссера, страдает серьезным кризисом самоидентификации — точь-в-точь как ее героиня, зависшая между детской невинностью и карикатурным представлением о настоящей женственности.
С одной стороны, мы имеем дело с нагромождением банальностей — сценарий «Лебедя», даром что написанный аж четырьмя соавторами, очень условен, клиширован и плохо склеен.
Линия с Вайноной Райдер, изображающей отставную приму, на которую молится героиня Портман, все время отваливается; кажется, что ее просто не до конца вымарали при редактуре. «Психологические» сцены, в которых Портман мучается разнообразными помутнениями рассудка, роскошно нереалистичны; искать тут правду о душе человеческой все равно что изучать жизнь пернатых по «Лебединому озеру». Анорексия, истерия, паранойя, мастурбация, гетеросексуальный петтинг, лесбийский секс и женские драки... ох, не забыть бы еще про экстази и репрессивную мать! Этот псевдофрейдистский коктейль вроде бы предполагает симметричную — избыточную, кэмповую и остросюжетную — реализацию. Что-то с багровыми стенами и ночными криками жертв, и, будь Аронофски последователен, сексуальность в Натали Портман он тоже пробуждал бы буквально, хватая артистку за задницу.
Но в «Лебеде» все наоборот, робко, с оглядкой, по возможности — культурненько. Оператор работает в манере, которую можно смело назвать реалистической, правда и фантазм никак интонационно не отличаются друг от друга, перья из Портман лезут вполне по-кроненбергски, но так, без особого смакования подробностей; короче, представьте себе, что «Муху» пытаются обратно превратить в « Превращение».
Результат уныл, как обеденное меню балерины: кино, посвященное вроде бы пробуждению тела и смятению духа, совершенно не в состоянии включить в зрителе ни эротических переживаний, ни саспенса. Видимо, дело в том, что, несмотря на все реверансы в сторону джалло (я имею в виду не только «Суспирию» — у того же Ардженто добрая половина мочилова происходит в кулуарах разных домов культуры), «Пианистки» и собственной фильмографии, Аронофски снимает не психодраму и не триллер, а честный фильм-балет.
В «Лебеде» многое как на сцене. Собранный из запчастей, точно щитовой домик, сценарий похож на лубок. Художник-постановщик упорно талдычит один, «озерный», мотив (интерьер квартиры балерины Нины вообще сильно смахивает на сувенирную лавку при оперном театре, и это точно не сатира: та же Павлова была совершенно помешана на лебедях). Вся драматическая конструкция опирается исключительно на исполнительское мастерство актеров — например, практически все танцевальные эпизоды Портман, в детстве посещавшая балетную школу, играла самостоятельно.
Балет о балете — занятная идея, и эта игра отражений кажется вполне отрефлексированной режиссером. Умалчивая в своих интервью об эстетике балетного мира, претендуя на то, что его взгляд направлен внутрь, за кулисы, Аронофски последовательно, даже начетнически воспроизводит на экране именно внешнюю сторону изучаемого объекта. Ключевой, постоянно возникающий образ «Лебедя» — зеркало. Главный двигатель сюжета — непростые отношения Нины со своими двойниками-допельгангерами. Основные поворотные точки фабулы повторяют пункты либретто «Лебединого озера». Такой интересной фактуры в «Лебеде» вполне хватит на зеркальный коридор спекуляций, в который чем больше вглядываешься, тем больше кружится голова.
Очевидная проблема всей этой умозрительной конструкции в том, что она стоит на болоте.
Балет должен быть хорошо станцован. От триллера должно захватывать дух. Натали Портман должна превратиться из птички в телочку. Аронофски, наконец, должен сам относиться к Портман как к сексуальному объекту. Но актриса просто-напросто тяжеловата в танце, она не очень возбуждает режиссера и вовсе не умеет вправду играть демоническое —
Читать!
Вы думаете, это смешно?
Я думаю, это печально.
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
КомментарииВсего:27
Комментарии
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451830
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343431
- 3. Норильск. Май 1268747
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897715
- 5. Закоротило 822175
- 6. Не может прожить без ирисок 782656
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759449
- 8. Коблы и малолетки 741023
- 9. Затворник. Но пятипалый 471605
- 10. ЖП и крепостное право 407977
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403244
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370611
Исправьте опечатку в фамилии.
Хвалебная рецензия своеобразно хвалит.
Ваши рецензии - безграмотное "умничанье", от сути ничего. Рецензент должен пояснять, а не склонять на что-либо. Ваши познания в кинематографе настолько бедны, что вы приводите в пример, уже тысяча раз фальсифицированные, источники вдохновения и оцениваете грамотность подачи.
Раскрою вам секрет, работнички и знатоки сего ресурса, что существуют в жанре психологического триллера авторы не только американского или европейского происхождения, а японского. И Аронофски, в данном случае, черпал вдохновение из "Безупречной синевы" (Perfect Blue) Сатоси Кона. И не удивлюсь, если не знакомы.
Выбросьте свои дипломы на помойку, кучка неудовлетворенных, существующих только на первых трех контурах (по Лири). Копите на машины, отпуск, телевизоры и продолжайте обсирать.
Таким образом мы никогда не откроем новую волну режиссеров в нашей стране, а будем довольствоваться унылым говном. И в промежутках изливать желчь на шедевры кино искусства, снятые не у нас.
Вторая рецензия, кстати, дельная. Просто автору фильм показался слишком простым, с насмотренностью у него полный порядок. Первый же рецензент ничерта в нем не понял, но написал витиеватую чушь о якобы "фильме о балете". С тем же успехом какой-нибудь "Титаник" можно назвать фильмом про кораблестроение.
"Аронофски сейчас работает над следующим проектом - новым приключенческим триллером «Тигр» («The Tiger»). Производство фильма по книге Джона Вейлланта (John Vaillant) «Тигр: Подлинная история мести и выживания» («The Tiger: A True Story of Vengeance and Survival») взяла на себя кинокомпания Focus Features. Главную роль в нем, возможно, будет играть Брэд Пит (Brad Pitt). Книга повествует о браконьерах из Приморской области на российском Дальнем Востоке, которых выслеживает и преследует наделенный «практически» сверхъестественными способностями амурский тигр" -- только физиономия этого чувствующего «глубокую связь с Россией (мои дедушка и бабушка родились в России, и многие традиции моей семьи связаны с этой страной)» округлившегося мэна, с его маниакально зафонтанировавшей любовью к нам, убогим и сирым, как-то отпугивает
http://www.youtube.com/watch?v=sDI5Ci_7YL4&feature=related
И дураку ведь понятно, что чудес не бывает, и танцуют в фильме не Портман и Кунис.
Тем более это хорошо видно - спина Портман выглядит иначе чем у её дублёрши. В финальных сценах это прямо бросается в глаза.