Сидящий в кадре Нандживарра равносилен участию в фильме ужасов настоящих вампиров и оборотней – от черного бородатого старичка не требовалось никакой актерской игры, ему достаточно было глядеть по сторонам.

Оцените материал

Просмотров: 14856

«Последняя волна»

Владимир Захаров · 15/12/2009
Классический фильм-катастрофа с бушменами вместо майя и другие DVD-релизы декабря

Имена:  Генри Кинг · Питер Доктер · Питер Уир · Фрэнсис Форд Коппола

Фрагмент постера к фильму

Фрагмент постера к фильму "Волна". 1977 год

«Последняя волна» (The Last Wave). Режиссер Питер Уир, 1977

На DVD неожиданно выпустили ранние работы Питера Уира — «Последнюю волну» и «Водопроводчика» («Пикник у Висячей скалы» вышел летом). Все три фильма — бессмертная классика австралийского кино, но пересматривать интереснее всего «Волну», особенно в контексте осеннего обострения ожидания конца света, вызванного «2012» Роланда Эммериха.

«Последняя волна» всего лишь третий полнометражный кинофильм тогда тридцатилетнего Питера Уира, но после успеха «Пикника у Висячей скалы» (в том числе заокеанского) из «Волны» было решено сделать скромный международный блокбастер. Братья-продюсеры Хал и Джим Макэлрои собрали бюджет побольше, позвали в сценаристы голливудского румына Петру Попеску и выписали из Америки Ричарда Чемберлена играть главную роль.

Несмотря на экспортный расчет, режиссер хотел рассказать историю, вдохновляясь личным опытом — и, конечно, совершенно австралийскую. В 1971 году Уир ездил на развалины римского города в Тунисе и посреди экскурсии, как он сам говорил позже в интервью, его «обуяло странное чувство, что я найду что-то». Находкой оказался древний барельеф в виде головы ребенка, но сам факт неожиданного, иррационального приступа ясновидения так поразил автора, что он решил снять об этом фильм.

Главный герой картины Дэвид Бертон (собственно Чемберлен) — воплощение рациональности. Это преуспевающий адвокат по налогам, живущий с женой и двумя дочерьми в пригороде, в буржуазном двухэтажном доме. Но по ночам адвоката мучают кошмары: картины потопа, черные силуэты странных взлохмаченных людей и низкие звуки, как из другого мира. Страхи Бертона усиливаются из-за метеорологических сводок — в пустыне вдруг выпадает крупный град, и по всей Австралии идут сильные дожди, что совсем не по сезону. Во время одного такого ливня то ли тонет, то ли просто умирает молодой сиднеец коренного происхождения. Полиция считает, что его утопили в луже друзья — другие аборигены, их арестовывают, и адвокату Бертону, хотя это совсем не его профиль, выпадает защищать подозреваемых в суде. Пообщавшись с аборигенами, главный герой понимает, кто были взлохмаченные черные люди из его снов. Все видения предупреждали его о конце света — если не общемировом, то локальном австралийском или уж точно персональном для Дэвида Бертона.

Из снов Бертона, точнее, из их соединения с реальностью, через переплетение мотивов и ритмические повторы Питер Уир собирает достаточно жуткий триллер. Напряжение и ужас нагнетаются чаще тем, чего в кадре нет, — ожиданием кошмара и тьмой, в которую заглядывает главный герой. «Последняя волна» не уступает по интенсивности самому страшному фильму Дэвида Линча «Шоссе в никуда», хотя их и разделяют двадцать лет. Правда, Линч обычно заимствует тьму и потусторонних гостей из своей головы, Уиру же помогли культура родного края и коренные австралийцы. Консультантом по хтоническим практикам и аборигенскому оккультизму стал настоящий старейшина племени Нандживарра Амагула, он же сыграл Криса — старого вождя, который вынужден жить в городе, но соблюдает обычаи и помнит все жестокие ритуалы. Уир позже признался, что не совсем контролировал то, что происходило с его фильмом, — он, как и персонаж Ричарда Чемберлена, столкнулся с непонятной, темной и до смерти любопытной древней цивилизацией. Сидящий в кадре Нандживарра равносилен участию в фильме ужасов настоящих вампиров и оборотней — от черного бородатого старичка не требовалось никакой актерской игры, ему достаточно было глядеть по сторонам. Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›