Сидящий в кадре Нандживарра равносилен участию в фильме ужасов настоящих вампиров и оборотней – от черного бородатого старичка не требовалось никакой актерской игры, ему достаточно было глядеть по сторонам.
Классический фильм-катастрофа с бушменами вместо майя и другие DVD-релизы декабря
«Последняя волна» (The Last Wave). Режиссер Питер Уир, 1977На DVD неожиданно выпустили ранние работы Питера Уира — «Последнюю волну» и «Водопроводчика» («Пикник у Висячей скалы» вышел летом). Все три фильма — бессмертная классика австралийского кино, но пересматривать интереснее всего «Волну», особенно в контексте осеннего обострения ожидания конца света, вызванного «2012» Роланда Эммериха.
Читать!
Несмотря на экспортный расчет, режиссер хотел рассказать историю, вдохновляясь личным опытом — и, конечно, совершенно австралийскую. В 1971 году Уир ездил на развалины римского города в Тунисе и посреди экскурсии, как он сам говорил позже в интервью, его «обуяло странное чувство, что я найду что-то». Находкой оказался древний барельеф в виде головы ребенка, но сам факт неожиданного, иррационального приступа ясновидения так поразил автора, что он решил снять об этом фильм.
Главный герой картины Дэвид Бертон (собственно Чемберлен) — воплощение рациональности. Это преуспевающий адвокат по налогам, живущий с женой и двумя дочерьми в пригороде, в буржуазном двухэтажном доме. Но по ночам адвоката мучают кошмары: картины потопа, черные силуэты странных взлохмаченных людей и низкие звуки, как из другого мира. Страхи Бертона усиливаются из-за метеорологических сводок — в пустыне вдруг выпадает крупный град, и по всей Австралии идут сильные дожди, что совсем не по сезону. Во время одного такого ливня то ли тонет, то ли просто умирает молодой сиднеец коренного происхождения. Полиция считает, что его утопили в луже друзья — другие аборигены, их арестовывают, и адвокату Бертону, хотя это совсем не его профиль, выпадает защищать подозреваемых в суде. Пообщавшись с аборигенами, главный герой понимает, кто были взлохмаченные черные люди из его снов. Все видения предупреждали его о конце света — если не общемировом, то локальном австралийском или уж точно персональном для Дэвида Бертона.
Из снов Бертона, точнее, из их соединения с реальностью, через переплетение мотивов и ритмические повторы Питер Уир собирает достаточно жуткий триллер. Напряжение и ужас нагнетаются чаще тем, чего в кадре нет, — ожиданием кошмара и тьмой, в которую заглядывает главный герой. «Последняя волна» не уступает по интенсивности самому страшному фильму Дэвида Линча «Шоссе в никуда», хотя их и разделяют двадцать лет. Правда, Линч обычно заимствует тьму и потусторонних гостей из своей головы, Уиру же помогли культура родного края и коренные австралийцы. Консультантом по хтоническим практикам и аборигенскому оккультизму стал настоящий старейшина племени Нандживарра Амагула, он же сыграл Криса — старого вождя, который вынужден жить в городе, но соблюдает обычаи и помнит все жестокие ритуалы. Уир позже признался, что не совсем контролировал то, что происходило с его фильмом, — он, как и персонаж Ричарда Чемберлена, столкнулся с непонятной, темной и до смерти любопытной древней цивилизацией. Сидящий в кадре Нандживарра равносилен участию в фильме ужасов настоящих вампиров и оборотней — от черного бородатого старичка не требовалось никакой актерской игры, ему достаточно было глядеть по сторонам.
Питер Уир сделал эпиграфом «Пикника у Висячей скалы» строчку: «Все, что мы видим, и все, чем мы кажемся, не более чем сон, сон во сне». «Волну» он выстроил так, чтобы показать — кино и есть, по сути, этот сон во сне, иногда достаточно страшный. Так просто его не забудешь.
У «Последней волны» нет даже оригинальной английской дорожки — век DVD скоро кончится, а классику издавать у нас так и не научились.
«Крестный отец — 1, 2, 3» (The Godfather). Режиссер Фрэнсис Форд Коппола, 1972 / 1974 / 1990
Долгожданное русское издание ремастированной бандитской трилогии Фрэнсиса Форда Копполы (в Америке The Godfather: the Coppola Restoration вышел в прошлом году). При переводе на русский, правда, потерялись все субтитры и режиссерские комментарии. Зато фильмы трилогии продаются по отдельности, а значит, дурацкую третью серию можно не покупать.
Оригинальный и русский звук, полное отсутствие субтитров и дополнительных материалов.
«Вверх» (Up). Режиссер Питер Доктер, 2009
Странная для «Пиксара» — «Диснея» (скорее характерная для Миядзаки) история о дедушке, который улетел на воздушных шариках в место, называемое «Райским водопадом». Еще одна, и очень хорошая, экранизация девиза Питера Пэна: «Смерть — это тоже приключение».
Образцовый диснеевский диск с четырьмя звуковыми дорожками (включая русскую и оригинальную), режиссерским комментарием, переведенными титрами и другими дополнительными материалами (есть два коротких мультфильма — один про депрессивное облако и аиста, его показывали в кинотеатрах, и новый — про говорящую собаку).
«Карусель» (Carousel). Режиссер Генри Кинг, 1956
Классическая киноверсия одноименного бродвейского мюзикла Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна («Звуки музыки», «Оклахома!», «Король и я» и др.).
Читать!
На диске нет дополнительных материалов и субтитров. Оставили оригинальную дорожку, и на том спасибо.
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451963
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343484
- 3. Норильск. Май 1269002
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897781
- 5. Закоротило 822271
- 6. Не может прожить без ирисок 783120
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760010
- 8. Коблы и малолетки 741270
- 9. Затворник. Но пятипалый 472142
- 10. ЖП и крепостное право 408061
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403516
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370820