Оцените материал

Просмотров: 7851

Эндрю Доминик: «Мое дело убрать самого себя из фильма»

Максим Эйдис · 21/10/2008
На фестивале «Завтра» МАКСИМ ЭЙДИС, корреспондент OPENSPACE.RU, поймал автора своего любимого фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» и узнал от него много интересного про нравы Голливуда и привычки Теренса Малика

Имена:  Эндрю Доминик

©  Каро-Премьер

 Эндрю Доминик на съёмках фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»

Эндрю Доминик на съёмках фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»

Эндрю, я слышал, что, когда вам вчера позвонили организаторы фестиваля «Завтра», чтобы договориться об этом интервью, они предложили вам прийти на показ фильма Абеля Феррары, а вы отказались. Сказали им: «Нет-нет, что вы! Я же ненавижу кино!» Это правда?

— Ну да, я так и сказал. Но это шутка была, шутка! Я просто только что прилетел из Лос-Анджелеса, джет-лэг и все такое.

— Вы родились в Новой Зеландии, провели жизнь в Австралии, сейчас живете в Лос-Анджелесе. Сами-то вы как себя воспринимаете? Вы австралийский режиссер, американский или новозеландский?

— Австралийский. Знаете, у меня вот тут бейдж, на котором написано «Эндрю Доминик, Новая Зеландия». Когда я это увидел, я так расстроился! Нет-нет, конечно, я австралийский режиссер.

— Если говорить о ваших фильмах, что для вас важнее — успех у небольшой фестивальной аудитории или у широкой публики, как говорится, толпы?

— Для меня, конечно, важнее, чтобы фильм понравился как можно большему количеству людей. Но, увы, реально сейчас имеет значение только одно: насколько фильм успешен с коммерческой точки зрения. Я же сейчас снимаю кино в Голливуде, а там людей интересует только одно: смог фильм заработать денег или нет. Ну и поскольку я-то как раз сделал фильм, который денег не заработал, то моя ситуация сейчас, после «Убийства Джесси Джеймса», даже сложнее, чем была до него.

— Знаете, я видел и «Взгляд изнутри», и «Джесси Джеймса», который мне так понравился, что я его два раза подряд посмотрел. Это совершенно потрясающее кино, фантастическое...

— О, спасибо, большое спасибо.

— ...и я не заметил между этими фильмами вообще ничего общего, кроме разве что общей темы: убийца, который является знаменитостью, «селебрити». Скажите, это у вас что-то личное, может быть? Откуда такой интерес?

— Не знаю, не знаю. Вообще-то мне все виды плохого поведения интересны. «Взгляд изнутри» — это же не моя история, это история Марка и его книга.

— Кстати, вы с ним лично встречались?

— Ну конечно, множество раз. Если честно, у меня и в мыслях не было делать еще одно кино на ту же тему, но просто у меня сложились все условия, чтобы поставить фильм о Джесси Джеймсе. Действительно, со стороны может показаться, что исходный материал чем-то похож, но ведь «Убийство Джесси Джеймса» совсем другой фильм по интонации, он ведь очень грустный, а «Взгляд изнутри» в Австралии (не знаю, как в России) был воспринят как комедия.

©  Каро-Премьер

 Брэд Питт и Эндрю Доминик на съёмках фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»

Брэд Питт и Эндрю Доминик на съёмках фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»

— Ну а как вы сами к фестивальному кино относитесь?

— Ой, ну мне разное кино нравится. Хотите, может, я просто перечислю, какое кино я люблю? Мне нравится Дэвид Линч (знаете его?), Мартин Скорсезе, Фрэнсис Коппола, Терренс Малик...

— Кстати, когда я смотрел «Джесси Джеймса», мне фильм показался во многом похожим на работы Малика. Я читал, что вы с ним друзья. Как это вообще случилось? Вы же были всего лишь молодым режиссером откуда-то из Австралии, а Малик всемирно известный мастер, общепризнанный гений...

— Ну, Терри посмотрел «Взгляд изнутри», и, знаете, у него был контракт с одной компанией, для которой он продюсирует фильмы — просто тоже пытается иногда деньги делать. Так вот, ему понравился мой фильм, и он связался со мной — хотел, чтобы я поставил фильм по книге Джозефа Конрада «Победа». Мы встретились, стали общаться — и подружились. Знаете, он совершенно фантастический человек, и встреча с ним в Америке была для меня, ну... как глоток свежего воздуха. Терри ведь не особо заморочен карьерными соображениями и всей этой ерундой. В отличие от большинства людей, работающих в Голливуде, для него действительно интересны все, буквально все, кто его окружает. Я не видел его уже давно — Терри снимает свой новый фильм, «Древо жизни», и я уверен, что это будет нечто невероятное: он уже двадцать лет или даже больше работает над ним. Он ведь не то чтобы специально каждый фильм делает так долго. Просто в Голливуде — в отличие от всего остального мира, где его давно уже считают мастером кинематографа, — Терри воспринимают как какого-то шизика из Франции, и ему приходится нелегко.

Что касается сходства между моим фильмом и фильмами Терри... Вы же знаете, что «Убийство Джесси Джеймса» поставлен по книге, которую написал Рон Хэнсен? Так что стиль фильма продиктован, скорее, не фильмами Малика, а стилем книги — она написана архаичным языком, поэтичным, старомодным, так писали в XIX веке. Но, конечно, тут есть некоторая связь с работами Малика. Дело здесь еще и в том, что Терри убежден: все люди хорошие. Все. И если какой-то из персонажей его фильма плох, то лишь потому, что он почему-то отвернулся от хорошей стороны самого себя. Но знаете, хотя мне действительно симпатичны и Джесси, и Боб, вообще-то я такие взгляды Терри не разделяю, нет.

— Может, я ошибаюсь, но, по-моему, в названии «Убийство Джесси Джеймса трусливым Робертом Фордом» заложена очень большая ирония, ведь, судя по фильму, Роберт Форд отнюдь не был трусом, а Джесси Джеймс — таким уж храбрецом и героем.

— Да-да, конечно, я это и имел в виду. Честно говоря, мне очень нравится Боб. Несмотря на то что все его ненавидят, он все равно продолжает жить. Он живет, преодолевая эту ненависть. И даже если Боб осуждает себя за то, что он сделал, он все равно продолжает жить со всем этим. При том что ему даже не с кем поделиться своими мыслями, своими чувствами. В этом, знаете, есть нечто прекрасное. Джесси, с другой стороны, представляется мне человеком, который не может жить иначе чем по правилам, которые сам для себя когда-то установил. Этот фильм — немного история самоубийства, самоубийства Джесси. По-моему, он догадывается, чувствует, что его собираются убить; и во всей этой истории он мне кажется похожим на человека, который стоит на льду и не уходит с него, хотя лед вокруг трещит и ломается. Джесси сдается — и, может быть, в этом и состоит его трусость.

— Скажите, а как вам было работать с Брэдом Питтом? Он ведь был не только исполнителем одной из главных ролей, но еще и продюсером? Ну и, кроме того, он же настоящая звезда.

— Да, конечно, Брэд — звезда. Когда вы встречаетесь с ним в первый раз, сразу чувствуете его потрясающую ауру. Как только он заходит в комнату, все внимание сразу обращается на него: «О, вот кто пришел!» Но когда ты начинаешь с ним работать, Брэд избегает всего этого. Он из тех актеров, кто действительно старается сделать все как можно лучше. И знаете, он не требует к себе большего внимания, чем другие актеры. Как продюсер он просто делает фильмы и действительно сделал очень много для того, чтобы фильм состоялся. «Уорнеры» же не слишком горели желанием делать эту картину, но они оказались в неловкой ситуации: если Брэд Питт хочет сделать кино и приносит 25 миллионов, они не могут сказать ему «нет». Понимаете, ведь если б они отказали Брэду, он обратился бы к какой-нибудь другой студии. И если бы фильм сработал, ребята из «Уорнеров» выглядели бы полными идиотами. То есть Брэд попросту заставил их делать это кино, он им руки выкрутил и был действительно крут.

— А Брэд Питт настаивал на своем видении фильма, просто как продюсер?

— Ну, конечно, мы с ним «дрались» несколько раз, это нормально в отношениях продюсера и режиссера. Но, хотя у Брэда в руках были все рычаги и он мог бы на меня попросту надавить, он никогда этого не делал. Он такого терпеть не может. Конечно, Брэд любит делать то, что ему нравится, но он никогда не станет грубо давить и настаивать на своем во что бы то ни стало.

— Знаете, среди моих друзей-кинокритиков есть люди, которые совершенно не в состоянии поверить, что один и тот же человек снимал такие разные фильмы, как «Взгляд изнутри» и «Убийство Джесси Джеймса». Да и как вообще это вышло: вы сняли только один фильм в Австралии, а потом вдруг смогли заполучить в Голливуде кучу денег, Брэда Питта на главную роль и великолепного оператора Роджера Диккинса?

— «Взгляд изнутри» привлек к себе внимание в Голливуде, они вообще самое разное кино там отсматривают. Многие американские актеры, посмотрев его, захотели сыграть в моем следующем фильме. По сути, это стало моим пропуском в голливудскую систему, а уж если ты туда попал, то можешь получить и Брэда Питта, и Лео Ди Каприо, кого угодно. Проблема была только в том, что я никак не мог найти материал, по которому бы мне захотелось поставить фильм — и с которым в Голливуде захотели бы работать. И в общем, целых пять лет после «Взгляда» я искал такой фильм, который подходил бы и им, и мне — до тех пор, пока не появился Брэд, который и сыграл здесь решающую роль. Что же касается того, что мои фильмы настолько разные по стилю, — я считаю, когда ты делаешь кино, каждый раз должен быть как первый раз. Фильм хочет быть тем, чем он хочет быть сам. И ты должен слушать и следовать его желанию — как художник следует за кистью и рисунком. Я вообще не чувствую, что как-то контролирую свой фильм, — наоборот, фильм контролирует меня. Мое дело убрать самого себя из фильма. Знаете, я вот не хочу наблюдать за собой в своем фильме, мне это совершенно неинтересно. Я хочу увидеть фильм и то, каким он хочет быть, а значит, мне надо устранить себя с его дороги.

— Я слышал, что изначально «Убийство Джесси Джеймса» шло аж четыре с половиной часа, которые вы потом сократили. Скажите, а вы не планируете выпустить режиссерскую версию или специальное издание DVD, в которое вошли бы вырезанные сцены? Это было бы очень интересно.

— Я-то хочу, конечно, а вот «Уорнеры» не хотят. Даже не знаю, при каких условиях это могло бы случиться — разве что в том случае, если я сделаю новый фильм и он соберет кучу денег. Может быть, тогда у меня появится возможность выпустить режиссерскую версию, но вообще-то эти ребята из «Уорнеров» ненавидят, просто ненавидят мой фильм и не желают больше иметь с ним дело. Даже если режиссерская версия позволит им еще подзаработать, они не будут этого делать, потому что они действительно, действительно ненавидят меня.

— И что, даже две оскаровские номинации не спасли вас от их ненависти?

— Поверьте, им совершенно нет никакого дела до «Оскаров»! Тем более что две номинации — это несерьезно. Знаете, «Нефть» Пола Томаса Андерсона была номинирована вообще на всё и выиграла два «Оскара». И это очень хорошее кино, но они все равно говорят: «Уууу, он не сделал больших денег». То есть, конечно, Андерсон куда в лучшей ситуации, чем я. Но в Голливуде, особенно сейчас, все измеряется деньгами. Прошлый год был очень удачным для американского кино, вышло несколько действительно хороших некоммерческих фильмов. И знаете, с них хватило, теперь они хотят денег, денег, денег.

— Так что ваш следующий фильм, получается, под вопросом? Он вообще в Голливуде будет сниматься?

— Надеюсь, что да. Но, как уже было сказано, сейчас я в гораздо худшем положении, чем был до «Джесси Джеймса». Я не хочу снимать тех актеров, которых мне хотят навязать. А с теми, кого бы я снимал с удовольствием, не всегда удается договориться. Потому что «Джесси» не был коммерческим успехом.

— Ну хоть какие-то идеи у вас уже есть? О чем бы вы сняли кино?

— Я сейчас думаю о трех возможных вариантах, но пока еще ничего не понятно, все находится в работе. Например, я хотел бы поставить фильм по книге Кормака Маккарти — того парня, который написал «Старикам здесь не место». Знаете, у него есть одна книга, она немного похожа на «Ромео и Джульетту». Мне кажется, этот фильм бы прошел на ура, ведь там в конце все умирают. Это же так хорошо для love story — когда все умирают. Ведь это значит, что любовь живет вечно!


Еще по теме:
Страница Эндрю Доминика на сайте Imdb.com
Вероника Хлебникова. «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»

Ссылки

 

 

 

 

 

Все новости ›