Оцените материал

Просмотров: 13943

Джек Кирби – настоящий супергерой

Тим Уокер · 03/06/2008
Почти всех современных суперменов придумал Джек Кирби, величайший художник комиксов двадцатого века, человек, который создал 3D-графику, сам того не зная
Лучшие блокбастеры последних лет – от «Невероятного Халка» до «Людей Икс» – существуют только благодаря комиксам, десятки лет назад нарисованным Джеком Кирби. Современный Голливуд до сих пор переваривает его идеи и приспосабливает для экрана его фантастических героев. Тим Уокер попытался понять, каким человеком был этот выдающийся художник – и чем питалось его пугающее воображение.
Этим летом миллионные толпы повалят в кинотеатры знакомиться с новым воплощением «Невероятного Халка». Недавно зрителям показали менее известного, но не менее динамичного «Железного человека». В будущем году в планах голливудских студий — новые серии «Людей Икс» и «Фантастической четверки». И все эти герои, с которыми большинство из нас знакомо по блокбастерам, когда-то родились в воображении одного человека: Джека Кирби.

Кирби и Стэн Ли, его творческий партнер по компании Marvel Comics, стали своего рода Ленноном и Маккартни для индустрии комиксов. Вместе им удалось возродить ее и проложить путь для новых поколений художников. Кирби умер в 1994 году, но его влияние на поп-культуру продолжает ощущаться повсеместно. В числе его учеников — не только такие ведущие создатели «графических романов», как Фрэнк Миллер (Frank Miller) и Алан Мур (Alan Moore), но и художники, кинорежиссеры и даже писатели. Всех их вдохновило новаторское творчество Кирби и его талант рассказчика.

В 1941 году, за девять месяцев до нападения Японии на Перл Харбор, Кирби и писатель Джо Саймон создали для компании Marvel (тогда она называлась Timely Comics — Своевременные Комиксы) первый ее хит, комикс «Капитан Америка». Кирби дебютировал, создав свой фирменный стиль, который вскоре стал образцом для подражания в мире комиксов.

«Многие люди заработали состояние на том, что рисуют, как Джек, — говорит Марк Эванье, историк комиксов и автор первой биографии Кирби. — Он хотел, чтобы его искусство захватывало читателей. Он часто использовал преувеличенную перспективу, чтобы добиться ощущения, словно предметы водопадом рушатся на вас со страницы. Он умел создать картинку, которая буквально «бросалась в глаза». Он утрировал действие; ему удавалось исказить пропорции человеческого тела, так, чтобы оно продолжало выглядеть достоверно, производить сильное впечатление и будоражить воображение. Джек — человек, который бил тебя по морде, не теряя при этом своего обаяния».

Кинокритик и телеведущий Джонатан Росс пристрастился к комиксам Кирби еще в детстве, наткнувшись на экземпляр «Фантастической Четверки» в лавке старьевщика. «Это был первый автор комиксов, про которого я сразу понял: этот стиль неповторим, — говорит Росс. — Работы Кирби были так сильны и непосредственны, что я принялся разыскивать их, как только улучал время. На его рисунках колено было в два раза больше, чем голова. Крохотное личико и огромная пятерня, которая тянется к тебе. Такое впечатление, что он рисовал 3D-графику, не пользуясь стерео-очками».

«Фантастическая Четверка» — одно из величайших созданий Кирби. Он создал ее в 1961 году вместе с Ли, который был тогда главным редактором Marvel, и это была сказка времен Холодной войны. Четыре американца во время космической экспедиции подвергаются воздействию солнечной радиации и приобретают сверхчеловеческие способности. В те далекие годы такой естественнонаучный подход к истории про супергероев выглядел революционным. К концу десятилетия серия сделала первые шаги в космос. Этот сквозной мотив творчества Кирби олицетворяет Серебряный Серфер — межгалактический путешественник, обладающий вселенской мощью, которую передал ему Галактус, чудовищный истребитель миров. Сюжетные линии, связанные с перенесением героев в другие миры или, наоборот, с иных планет на Землю, — неизменный прием Кирби.

Кроме того, его отличала страсть к мифологии. Еще один любимец Кирби и Ли — Тор, скандинавский бог грома, которого двое авторов превратили в супергероя. Кирби и Геракла сделал персонажем комикса, а позднее забавлялся, используя в своих комиксах древнеегипетских богов, например, Гора. Он даже изобрел свой собственный пантеон для «Новых богов» — издания, нарисованного им для DC Comics в 1971 году.

Несмотря на безграничное воображение, многие сквозные темы творчества Кирби сформировались на основе его собственного и вполне земного опыта. Он создал массу уродливых персонажей, таких, как Невероятный Халк или Вещь (Thing) (один из героев «Фантастической четверки»), которых спасает любовь хорошей женщины. Эванье считает, что эти персонажи автобиографичны. «Вещь — это сам Джек, каким, он полагал, видят его другие люди. Он был низкого роста, но физически очень силен и мощен. Его невероятная энергия и творческая плодовитость во многом связаны с его физической силой. У него была чудесная жена, Роз, безоглядно преданная ему. За все 52 года совместной жизни они расставались максимум дня на четыре».

В начале 1970-х гг. Кирби покинул компанию Marvel и начал работать с DC Comics — создателями Бэтмена и Супермена. Фирменные темы Кирби продолжали появляться в его произведениях и после того, как они расстались с Ли, поэтому поговаривают, что в творческом процессе он зачастую был лидером. Росс объясняет: «Стиль работы издательского дома Marvel состоял в следующем: Стэн Ли считался главным писателем, но никто не смог бы в одиночку написать такое количество комиксов, поэтому художники приходили к нему, и они вместе набрасывали черновик сюжета. Историю обычно приписывали Стэну, но на самом деле там было много соавторства. Стэн признает, что когда приходил Джек, его собственный вклад мог ограничиться предложением: «Давай в следующем выпуске сделаем главным злодеем Доктора Дума». И Кирби шел и рисовал, задавал темп и структуру 20- или 21-страничной повести. Многие ключевые события компании Marvel Comics обязаны своим появлением на свет прекрасным художникам, и самым плодовитым из них был Кирби».

Самому Кирби, несмотря на громадную популярность, его труды никогда не приносили больших денег. Это была больная мозоль, из-за которой он ушел из Marvel, и в конечном счете разлюбил само дело комиксов.

Эванье не выносит киноадаптаций произведений Кирби: «Меня бесит, что труд Джека приносит миллионы людям, которые не имеют к нему ни малейшего отношения. Я ходил смотреть «Людей Икс», и фильм меня совершенно не тронул. Я бы ушел, не досмотрев, но было неудобно: рядом сидел Стэн Ли».

Росс же обязан смотреть эти фильмы по долгу службы. «Комиксы — это бесконечные эскапистские саги о подвигах и приключениях, — говорит он. — Тем же самым стали сегодня блокбастеры. Забавно наблюдать, как Голливуд возвращается в прошлое и ворует идеи у Кирби, причем выходит у них значительно хуже, чем у Джека, который работал в одиночку в крохотном офисе, за гроши, без медицинской страховки, и толком не успел вкусить плодов своего труда».

Ссылки:

Джек Кирби
Фантастическая четверка
Люди Икс
Невероятный Халк
Книга Марка Эванье «Кирби: Король Комиксов» ('Kirby: King of Comics' by Mark Evanier) 

Перевод с английского Яны Токаревой

 

 

 

 

 

Все новости ›