Режиссер-дебютант, прежде известный только как сын Дэвида Боуи, в своей картине «Луна 2112» заставил человека тосковать по Земле. МАКСИМ ЭЙДИС отыскал Данкана Джонса в Twitter'e и поговорил с ним как киноман с киноманом
Имена:
Данкан Джонс · Сэм Рокуэлл
© Getty Images / AFP
Исполнитель главной роли Сэм Рокуэлл и режиссер Данкан Джонс
— Скажи, а что значит слово «tuncap» в твоем электронном адресе? Образовано от имени Duncan?— Не-а. Я большой фанат компьютерных игрушек на РС, и для онлайновых игр выбрал себе псевдоним
Tincap. В фильме Кевина Костнера про гольф был такой персонаж, который все время повторял одно и то же действие во время игры, снова и снова, — несмотря на то, что в итоге мог проиграть. У меня ровно та же проблема в компьютерных играх! Но имя
Tincap оказалось занято, и
Tuncap было самым близким из того, что я смог подобрать.
— Ясно. Мне показалось — или некоторые сюжетные линии для «Луны» ты позаимствовал из «Соляриса» Андрея Тарковского? Ты видел этот фильм? И вообще, ты смотрел советскую фантастику?— Я видел только «Солярис», прекрасное кино. Мне еще столько всего надо посмотреть! Конечно, снимая «Луну», я вдохновлялся старой фантастикой, но в фильме многое взято и из моего личного опыта. Когда я писал сценарий, у меня был тяжелый и мучительный онлайновый роман, и в этом-то как раз и было для меня эмоциональное ядро фильма. Ну и я, конечно, вдохновлялся «Молчаливым бегством» Дугласа Трамбулла, «Чужой землей» Питера Хайэмса, первым «Чужим» и другой классикой, вроде кубрикововской «Космической Одиссеи» или «Соляриса» Тарковского.
Читать текст полностью
— Слышал, один из твоих самых любимых фильмов — «Бегущий по лезвию бритвы», как и у меня. Какая версия «Бегущего» из трех тебе больше нравится?
© Premium Film
Сэм Рокуэлл в фильме «Луна 2112»
— Последняя версия Ридли Скотта (режиссерский final cut 2007-го года. — OS). Я так рад, что он, наконец, убрал этот «дневной» план с взлетающим голубем! Ненавижу его. Единственное, что меня раздражает в новой версии — то, что Скотт все-таки выкинул слово «fucker», которое Рутгер Хауэр говорит Элдону Тайрелу.
— Так, ну а в саге о «Чужих» какая у тебя любимая серия?
— Первая и вторая, «Чужие». Они сняты совершенно в разных жанрах, но обе великолепны. Гений Джеймса Кэмерона создал не прямой, очевидный сиквел, а превратил всю эту историю в кино о войне. Те серии, которые были сняты потом, изо всех сил стараются, но, на мой взгляд, никак не могут дотянуться до первых двух.
— Когда я смотрел «Луну» на ММКФ в первый раз, меня очень порадовало, что человек, который снял фильм, явно любит то же кино, что и я. «Чужие», «Бегущий по лезвию»... Но, знаешь, второй раз я смотрел твой фильм вместе с моей юной подругой, которая никакой классики жанра еще не видела, — и она была в полном восторге! Говорит, что обязательно пойдет на «Луну» еще раз.
—О, клево! Фильмы, которыми я вдохновлялся, конечно, не стали со временем хуже. О них попросту постепенно забывают. А не должны бы! То, что создатели классики жанра, ребята вроде Ридли Скотта или Питера Хайэмса, видели «Луну» и она им понравилась — предмет моей особой гордости.
© Premium Film
Сэм Рокуэлл в фильме «Луна 2112»
— Твой фильм такой стильный и такой — в хорошем смысле слова — старомодный. Почему вся эта олдскульная стилистика так тебе близка? Как думаешь, кино еще можно спасти от всех этих бездушных фильмов, построенных на спецэффектах и 3D?
— Если честно, я не из тех, у кого возникают какие-то проблемы с компьютерной графикой или спецэффектами. В большинстве рекламных роликов, которые я снял, было изрядное количество графики, но «Луна» пытается заново возродить магию старого sci-fi, как-то приблизиться к тому состоянию ума, в котором тогда снимали и смотрели фильмы. Старомодные эффекты... старомодная эстетика... старомодная, но глубокая история, яркие персонажи... Не то чтобы я всегда собирался снимать именно в этом стиле, но антураж, look — это важная для меня часть фильма, ведь именно дизайн часто и определяет наши впечатления от картины, помогает настроиться на нужный лад.
— Скажи, ты с самого начала планировал Сэма Рокуэлла на главную роль? А кто еще мог бы ее сыграть?
— Да, фильм был написан специально под Сэма Р. Мне трудно было представить себе в этой роли кого-нибудь другого. Но все-таки приходится строить планы на будущее, и если говорить о тех актерах, с кем мне всегда хотелось работать, то это Пэдди Консидайн, парень из Ирландии.
— А как тебе работалось с Кевином Спейси, который озвучивает Герти, бортовой компьютер? Ты хоть видел его на съемках — или попросту присылал тебе файлы по e-mail?
— Кевин Спейси потрясающий, но ты абсолютно прав. Он не появлялся на съемках. Фактически, мы записали все его реплики за полдня; уже после того, как смонтировали фильм.
© Premium Film
Сэм Рокуэлл в фильме «Луна 2112»
— У «Луны», скажем так, пусть и не открытый, но приоткрытый финал. Как ты думаешь, что случилось потом с героем Рокуэлла? Или, быть может, история Сэма Белла заканчивается там, где заканчивается фильм?
— Я хотел, чтобы финал был открытым, но все-таки оптимистичным. Во всяком случае, для меня он оптимистичный. Но если мне представится еще один шанс снять научно-фантастический фильм — он будет называться «Mute», — там в эпизоде появится Сэм Р., и ты сможешь сам сообразить, что же случилось с его персонажем дальше.
— Скажи, а почему ты вообще решил снять кино в космосе? Ведь такие фильмы сейчас уже почти не снимают — даже инопланетяне, и те живут теперь на Земле, как в «Районе №9»...
— Ну, Луна — это особый случай, особое место... Мы не хотели, чтобы действие фильма происходило черт знает где — тогда никто не мог бы представить себя на месте героя. Мы сняли картину о Луне, потому что каждый может себя как-то с ней связать. В случае моего фильма, Луна была просто идеальным местом. Она ассоциируется с одиночеством, и оттого, что с Луны видна Земля, история становится еще более пронзительной и душераздирающей.
© Premium Film
— А как ты относишься к р2р и торрентам? Режиссер в тебе не вступает в конфликт с киноманом?
— Так и есть. При этом я ведь не просто режиссер, а режиссер небольшого, независимого фильма, который пытается хотя бы отбить деньги инвесторов. Это, знаешь, не так-то просто... Я, конечно, хочу, чтобы люди смотрели мое кино, но если они не заплатят деньги, я не смогу вернуть их инвесторам, и, коли так, они не дадут мне денег на следующий фильм... Довольно тяжелая ситуация. Все, на что могу надеяться, — это то, что те ребята, которые выкачивают кино из сети, будут поощрять фильмы, которые им понравились: пойдут потом в кино или хотя бы купят DVD.
— Надеюсь, так оно и будет.