Оцените материал

Просмотров: 44744

Александр Родионов: «Ээээ – и сразу понятно, куда молотком бить»

Мария Кувшинова · 09/09/2009
Страницы:
— А потом ваш фильм смотрят инсайдеры и говорят: «Так не бывает!»

— Вечная ситуация консультанта: «Так не бывает». Сколько таких ситуаций возникает из-за того, что мы знаем, какие мундиры были в тринадцатом году. Сколько есть вариантов вокруг этой структуры. Вы же понимаете, насколько вы свободны, когда фотографируете на улице в 2009 году — по сравнению с той ситуацией, когда вам надо реконструировать 1909 год, который известен по источникам, а значит, закован правилами. А еще лучше — 1809 год, когда вообще не было фотографий, которые поймали бы варианты реальности.

©  Евгений Гурко

Александр Родионов: «Ээээ – и сразу понятно, куда молотком бить»
Жизнь, все встречи с ней не делают нас экспертами в том, как бывает. Она показывает нам, что бывает по-разному. Есть два варианта: то, что есть, и то, что есть у нас. Все, что придумывается самим человеком, — близкие, похожие родственники. Все фантазии человека — это собачки разных пород. Они могут быть очень разными внешне, но если будет мор на собак, то вымрут все, потому что у них один ген. При встрече с реальностью человек себе в голову завозит разных существ, как в Ноев ковчег. Собака скажет: «Слушайте, ну не может живое существо питаться желудями!» Но оно питается. Мне тоже это отвратительно, но оно питается. И у вас живут в голове фашисты, представители сетевых маркетингов, алкоголики, в которых вы уже верите. Получается парадокс экспертизы.

— Да, кстати. Если 1809 год снять так сложно, а 2009-й — так просто, почему же у нас так много костюмных фильмов и так мало про сейчас? Режиссеры на этот вопрос обычно отвечают, что реальность в нашей стране слишком зыбкая, ухватить ее невозможно и за время съемок и монтажа всё сильно меняется.

— Не может же всё настолько поменяться, чтобы вы не могли придумать историю про большой завод, где рабочих сокращают? Тебе скажут: «Знаешь, это все уже неактуально, это было в 90-е, сейчас уже нет рабочего движения». Но вы снимаете, снимаете, снимаете, и вот в 2009 году фильм в монтаже, и вы читаете новости... про ВАЗ: «Ах, мы пророки!» Это не вы пророки, ВАЗ не из-за вас закрывают. Но вдруг у вас есть какая-то интуиция? Просто вам захотелось про что-то сочинить, и вы не стали думать — актуально, неактуально. Может быть, через пять лет все будут вас пересматривать, как сейчас «Окраину» Луцика, и говорить: «Это же потрясающий фильм!» Вопрос про актуальность — он ложный, наверное. Не стоит им задаваться.

— Кстати, об актуальном. Почему в новом русском кино герои все время или молчат, или изъясняются обрывками фраз?

©  Евгений Гурко

Александр Родионов: «Ээээ – и сразу понятно, куда молотком бить»
— Что бы подумали про это инопланетяне, которые смотрят на нас со стороны? Что в том сообществе, о котором люди снимают кино, и в том, которое составляет их идеальную аудиторию, есть полное взаимопонимание.

— Как? Не наоборот? Не разобщенность, не проблемы коммуникации?

— Это эффективная коммуникация, когда можно не опираться на речь. Когда вы говорите полнее, предполагается, что вам нужно опираться на внешнюю сторону дела. Вы приехали к тем же инопланетянам и обязательно должны сказать им четкие фразы по вашему русско-инопланетянскому разговорнику, не ошибиться. Они вас будут ненавидеть, потому что у них будет чувство, что приехали некие монстры в штатском, которые не умеют разговаривать.

Есть два вида невнятицы. Первый: говорили бы люди четко, все было бы в порядке, но вся драма получается из-за того, что они не могут четко разговаривать. Другая ситуация: когда кто-то начинает говорить на каком-то невнятном языке, и сторонний наблюдатель видит, что это почему-то понятнее, чем четкость, — между героями и зрителями возникает более содержательная связь... «Ээээ» — и сразу понятно, куда молотком бить. Переводные титры у вас будут: Егор: Ээээ!Егор: Хорош! А мы будем говорить: «Господи, они изъясняются обрывками фраз!» Но, в принципе, им было все понятно, этим ребятам, которые строили. А зато когда переводить — это будет хлопотно.

— Кстати, про содержательную связь. Многие так и не поняли, чем закончилась «Сказка про темноту». Одни уверены, что финальная фраза «А ты мне на х… не нужна» — это признание в любви. Другие думают, что наоборот. А вы как считаете?

— Коля снял несколько вариантов, а потом позвал своего друга, греческого философа. У него есть друг — греческий философ, тоже паренек такой лохматый, очень на него похожий, хотя Коля — грузинский философ. Они вместе сидели в монтажной у Дарьи Даниловой и обсуждали: «Вот смотри, если он вправо будет смещен — это будет один смысл. Если влево — другой. Если в середину — третий». А разница была только в том, где лицо этого персонажа находится. А я что думаю? В сценарии немножко по-другому было, но это уже неактуально, потому что сценарий — расходный материал.

— «Сказка про темноту» не первый из ваших фильмов, который заканчивается энергичной матерной фразой. Мат вообще как-то основательно проник в кино, к неудовольствию Станислава Говорухина.

— Любая вещь может быть где-то приемом, где-то материей. Есть очень много вещей, которые мы уже не можем использовать в виде приема.

— Конечно, если что-то все время как материю использовать, то оно и перестанет быть приемом. Это же растабуирование.

— Знаете, всегда бывает такое... вдруг внезапно вы поняли, что такая простая вещь, как белая тарелка, так показалась в кадре, что это и было оно! Даже в том счастливом будущем, когда мы все привыкнем к мату, для него будет находиться свой родной час. Если мы послушаем речь людей, которые разговаривают в своей компании, ничего не стесняясь, мы заметим, что где-то они скажут матом, где-то — эвфемизмом, где-то промолчат. Употребление мата — совершенно непредсказуемая вещь. Если для персонажей нормально матом разговаривать — пусть разговаривают. Ну что такое этот мат? Он не на свое место вылез, обратно его надо.

Есть, например, молитва. Если мы покажем, как человек молится на экране, это будет сильный ход. Сначала нам станет стыдно, потом неприятно. А если мы будем исторический фильм снимать, то там все будут молиться. Вот так они и жили, молились все время! А сейчас все матерятся. Ну и пускай. У моей дочки книжка сказок народных. Там какие-то братья привезли кота в страну, где вообще котов не видели. На этого кота стали молиться, потом поселили во дворец, потом посадили в тюрьму. Мат — это такой кот во дворце. Вещь, которая совершенно не заслуживает того, чтобы быть чем-то уникальным, особенным.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • i1g2o3r4· 2009-09-09 20:43:44
    Дедушка Ваш - Анатолий Гребнев - первоклассный сценарист . Фильм Успех - режиссёр Константин Худяков - ШЕДЕВР! Дядя Ваш - Александр Миндадзе в паре Вадимом Абдурашитовым - Классики отечественного КИНО . Может присутствие профессиональных сценаристов изменят облик КИНО - в лучшую сторону . Дай Вам Бог! С уважением - ИВЧЕНКО ИГОРЬ .
  • morgana· 2009-09-11 13:26:39
    а почему в биографии родионова есть дядя, а нет матери, елены греминой и, как бы сказать, отчима - михаила угарова? вообще-то они театр .док придумали
  • bezumnypiero· 2009-09-19 13:02:06
    вспомнился Лунгин, когда он ест йогурт )
Все новости ›