Оцените материал

Просмотров: 79038

Госзаказ на образ врага

Виктория Никифорова · 12/11/2008
Страницы:
Читайте также:
Рецензия на «Чужих»: хотят ли русские войны?
Интервью Юрия Грымова: «Не надо бояться за Америку!»


Корреспондент OPENSPACE.RU Мур Соболева спросила политологов, есть ли польза в том, чтобы возрождать политическое кино и объявлять идейную войну Западу.

©  Каропрокат

Госзаказ на образ врага


Михаил Леонтьев

Средствами искусства нельзя выставлять никакую нацию ни в каком свете, если это действительно искусство. Но нет ничего плохого в том, чтобы над собой и остальными время от времени посмеяться.

Анекдоты про евреев придуманы евреями. Есть фильм «Борат», например — его же не казахи снимали, а американцы. Получается, что им можно высмеивать казахов, и некоторые считают, что это очень здорово.

Талантливая карикатура интересна на все, что угодно. В разумных пределах, конечно. Мусульманам, например, не нравятся карикатуры на Пророка, и я думаю, что их в этом можно понять — речь идет о предмете святом, божественном. Но все, что не сакрально, может быть карикатуризировано.

Если кто-то хочет Грымова заподозрить в шовинизме и разжигании межнациональной розни, мне кажется, что это неубедительно; может, он, конечно, и окажется доктором Геббельсом, Розенбергом и Менгеле в одном лице, но я в этом сомневаюсь.

©  Каропрокат

Госзаказ на образ врага


Леонид Радзиховский

Искусство традиционно разжигает ненависть между народами. Люди довольно тупы, и придумать формы для своей животной ненависти они не в состоянии, этим занимаются художники. Это их любимое развлечение со времен наскальной живописи. Наиболее политкорректное искусство в последнее время стало разжигать ненависть к каким-то несуществующим явлениям — к пришельцам, к терминаторам. Но тем не менее искусство торгует ненавистью — национальной, социальной, государственной.

Что же касается отношений с Америкой, то обливание грязью США — это основной бизнес подавляющего большинства российских журналистов, так называемых писателей и прочей окололитературной шпаны, которая занимается этим уже много лет с неизменно превосходным результатом. Они готовы обливать Америку грязью с утра до вечера; впрочем, если завтра понадобится обливать грязью кого-то другого, то они будут делать ровно то же самое в меру отпущенного им таланта.

Но я не думаю, что в ближайшее время поступит хорошо оплаченный заказ на что-нибудь другое; если у вас есть один гнилой зуб — антиамериканизм, — то, дергая его, вы неизменно вызываете рефлекс, и клиент прыгает прямо на стенку. За это начальство платило, платит и будет платить еще довольно долго, а публика с удовольствием хавает. Все российские политики и почти все российские журналисты спекулируют на ненависти к Америке. Герыч этой очистки идет прекрасно, им колется вся страна и ловит кайфешник, зачем другой героин делать?

Есть ли тут государственный заказ? Это, извините, довольно странный вопрос; а вы считаете, что на «Первом канале», на втором канале, на НТВ люди работают в порядке личной инициативы? Анархия у них такая?

©  Каропрокат

Госзаказ на образ врага


Александр Проханов

Как может искусство быть отделено от политики?! Осмыслять богословие, проблемы жизни и смерти, эвтаназии в искусстве можно, а политические проблемы нет? В искусстве нет никаких ограничений. Вот хочет оно влезать в межнациональные конфликты — и влезает. Важно, делает ли оно это с блеском или провально. Я думаю, что чем отважнее искусство, тем экстравагантнее, страшнее и недостижимее оно ставит перед собою цели.

Я думаю, что работа Грымова находится в контексте сегодняшних отношений русского общества с Америкой. Весь великий кинематограф политизирован, все великое искусство политизировано. За пределами политики нет ничего. Даже жизнь муравейника — это политика насекомых. Политика должна быть в центре человеческих проблем и исканий. Политика — это грандиозная вещь. Та культура, которая боится и чурается политики, эта культура обречена на смерть. Весь Шекспир политизирован, весь Пушкин политизирован, весь Достоевский политизирован. Что не политизировано — так это Виталий Бианки, книги для третьеклассников.

Мне неинтересны карикатуры на любые нации, мне интересно было бы увидеть на экране глубинное осмысление национального ядра любых наций. И прежде всего русской нации. Я русский националист и патриот, и я с огромным интересом слежу за работами, которые пытаются вскрыть тайну русского космоса. Это огромная задача, я думаю, самая главная для русского художника.

©  Каропрокат

Госзаказ на образ врага


Юлия Латынина

Насколько я понимаю, идеология господина Грымова определяется количеством бабла, которое он получает за сопровождение пиар-проектов «Справедливой России». «Справедливая Россия» с точки зрения коммерческой еще более успешный проект, чем «Единая Россия», потому что бабла-то выделяется немерено, а было ли что-нибудь сделано, мы не знаем. Бабло куда-то девается. Я полагаю, что степень обличения проклятой Америки и творческий гений господина Грымова прямо пропорциональны количеству куда-то девшегося бабла.

Я что-то не припомню американских фильмов, которые сняты специально с целью показать, какие русские му**ки. Бывают в американском кино представители русской мафии, и вот девушка Бонда теперь украинка — но не заточена американская культура под то, чтобы рассказать, какие русские плохие, по крайней мере после конца Советского Союза.

А мы вместе с такими замечательными странами, как Венесуэла, Иран, Сирия, Северная Корея, все больше занимаемся обличением проклятой, развращающей американской и западной культуры вообще. При этом наблюдаются следующие закономерности. Первая — почему-то ни вышеупомянутые страны, ни мы не соревнуемся с Америкой по части технических открытий, производства новых автомобилей и мобильников. В чем мы их решительно превосходим, так это в количестве произведенной идеологической продукции. И вторая — заметим парадокс. Наша российская элита, которую идейно окормляет господин Грымов, почему-то не покупает себе вилл в Сирии, не посылает детей учиться в Венесуэлу и, что уж совсем странно, не держит свои деньги в северокорейских банках. Она почему-то виллы покупает в Ницце, детей посылает учиться в Лондон, а бабло держит в Швейцарии и в той же Америке. Почему-то считается, что деньгам в Америке надежнее, чем в банке города Усть-Урюпинска. В связи с этим особо комично, что эти ребята всем рассказывают, какие они большие и как они сейчас покажут Америке жирный кукиш. Но им никто не верит, потому что если ракета «Искандер», размещенная в Калининграде, ударит по Карловым Варам, где Кремль скупил всю недвижимость, или, не дай Бог, по финансовому сердцу нашей великой России, офису компании Gunvor, расположенному в Швейцарии, — результат будет неприятным для них же в первую очередь. Поэтому Грымовы стараются, а им никто не верит.


Еще по теме:
Маркетинг как товар
Страницы:

Ссылки

КомментарииВсего:29

  • Andrei_K· 2008-11-12 13:49:51
    Похоже, что вам, Виктория Никифорова, наплевать, какой образ русских останется в голове у западных подростков после просмотра "Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа", например? Знаете, стёб - стёбом, а осадок остаётся... Иными словами плохие русские в западном кино - это нормально, а плохие американцы в российском - это табу чтоли? Позвольте вас спросить - какая неправительсвенная организация вам платит? Или вы так - из московского своего патриотизма?
  • vica· 2008-11-12 14:11:09
    Мне прямо из ЦРУ башляют. Хотели они было сначала перечислять через правозащитников, но правозащитники по пути себе почти все забирали. Так что теперь напрямую башляют. Под камень туточки в Москве кладут свои баксы поганые, а я их, значитца, забираю
  • sv· 2008-11-12 18:03:58
    Замечательный у вас слог "Мне прямо из ЦРУ башляют". А по сути, справедливого вопроса, вы не ответили не слова. Нечего, или неохота?
Читать все комментарии ›
Все новости ›