В определенные моменты «Я буду рядом» напоминает такое совсем маленькое, карликовое «Древо жизни».

Оцените материал

Просмотров: 32764

Почему Павел Руминов победил на «Кинотавре»?

Борис Нелепо · 14/06/2012
БОРИС НЕЛЕПО не согласен с претензиями, которые предъявляют картине «Я буду рядом», получившей главный приз на фестивале в Сочи

Имена:  Мария Шалаева · Павел Руминов

©  Студия «Квартал-95» / Кинокомпания «Enjoy Movies»

Мария Шалаева, Павел Руминов и Рома Зинчук во время съемок фильма «Я буду рядом»

Мария Шалаева, Павел Руминов и Рома Зинчук во время съемок фильма «Я буду рядом»

В «Я буду рядом» очень много смеются и все время улыбаются. А плачет героиня вовсе один раз. Это фильм про страшную болезнь — у неунывающей матери-одиночки (Мария Шалаева) обнаруживают рак мозга. И она, улыбаясь, начинает искать приемных родителей для своего шестилетнего сына — а те все какие-то мутные. Путают его имя, обещают дать настоящую мужскую профессию, рассуждают о том, что у мальчика их черты лица… И, словно по волшебству, в последний момент появляется бездетная цветочница с идеальным мужем и внешностью остроухого эльфа — сестра феи из «Мальчика с велосипедом» братьев Дарденн. Ребенок в надежных руках, а за самой умирающей ухаживает добрая волонтер из хосписа (Алиса Хазанова). И все на какое-то мгновение становятся счастливы.

Павла Руминова тут же поспешили обвинить в спекуляции на беспроигрышной болезненной теме. Вообще-то до «Я буду рядом» он снимал документальное кино о людях, победивших рак, и имеет представление, о чем идет речь. Да и, строго говоря, героиня не умирает — финал остается открытым, и мы не знаем, что с ней в итоге произошло. Киноверсия составляет ровно половину режиссерского замысла — одноименного телепроекта, в котором Шалаева излечивается и возвращается к своему сыну — не зря ведь она ему это обещает, рассказывая про мюклов из детских сказок Свена Нурдквиста про Петсона и Финдуса. Но я буду говорить только о показанном на «Кинотавре» варианте как отдельном цельном художественном высказывании.

©  Студия «Квартал-95» / Кинокомпания «Enjoy Movies»

Павел Руминов во время съемок фильма «Я буду рядом»

Павел Руминов во время съемок фильма «Я буду рядом»

Главная ошибка — воспринимать «Я буду рядом» как слезоточивое кино о человеке, умирающем от страшной болезни. Ведь это, наверное, самая эйфорическая картина фестиваля, рассказывающая не об ужасе умирания, но о радости жизни. Маячащая впереди смерть — буквальная метафора конечности, не более. Ведь и без смерти все конечно. Большая часть фильма — это сцены заснятой на камеру дружбы матери и ребенка, которые сами по себе всегда происходят в последний раз: ведь ребенок растет, с каждой секундой все меняется, значит, повторения уже не будет. Трагическая сюжетная завязка служит скорее обрамлением, без которого можно легко представить «Я буду рядом». Фильм вырос из руминовского проекта видеозарисовок, в рамках которого он снимал на домашнюю камеру лирические клипы на любимые песни и поэтизировал повседневный сор (смотрите Life Is a Day и другие видео на его Vimeo-канале).

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:7

  • Aleks Tarn· 2012-06-14 14:06:59
    >>>> Непонятно, с каких пор «новое о современности» стало решающим художественным критерием <<<<<

    Именно так. Спасибо.
  • Aleks Tarn· 2012-06-14 14:25:52
    И еще раз спасибо - за то, что хотя бы одарили рецензией на фильм-победитель.
    А то ситуация действительно странная. Вот М.Кувшинова обмолвилась о том, что считает "Портрет в сумерках" лучшим фильмом прошлого года. При этом редакционное обсуждение OS, несколько профильных статей и уйма рекламы были посвящены именно "Двум дням" "бывшей Дуни". Отчего так? Разве взлетевшая до высот притчи проблематика "Портрета" менее значима?
    Разве замечательный фильм Шамирова "Упражнения в прекрасном" (на мой взгляд, лучшая комедия двух последних десятилетий, смешная, умная, цельная, с щемящими душу отсылками к традиционному русскому актерству времен Островского) получил тут хоть какое-то (Бог с ним, с соответствием масштабам удачи - хоть какое-то!) освещение? Да и про весьма добротные "Елену" Звягинцева и "Жила-была одна баба" Смирнова-папы говорилось как-то сквозь зубы, едва-едва.
    И вот теперь снова-здорово: вот вам, господа, Дуня; вот вам, товарищи, агитка про Мракса. Да сколько ж можно?
  • Alex Tutkin· 2012-06-14 16:06:57
    М. Кувшинова вообще "обмолвливается" - она уже не помнит, а я твержу о "Моцарт навсегда" ЖЛГ.
Читать все комментарии ›
Все новости ›