Возможно, ответ должен быть получен в реальной жизни, на практике, при непосредственном участии человека.
Опять за Маркса: продюсер фильма Светланы Басковой о формальном методе, сублимации протестных импульсов и соцреализме
И без того нескучная атмосфера недавно закончившегося «Кинотавра» была заметно гальванизирована приездом на фестиваль Анатолия Осмоловского, спродюсировавшего самый скандальный фильм конкурса.Читать!
– Анатолий, давайте начнем с самого главного: «За Маркса...» – это массовое или авангардное кино?
– Мне кажется, что сегодня такая дихотомия, как авангардное vs. массовое кино, неприменима. Кино вообще искусство массовое, у него должен быть зритель. Даже если мы возьмем какие-то признанные шедевры мирового кино, Бунюэля, например (в первую очередь я имею в виду его самый знаменитый фильм «Скромное обаяние буржуазии»), то трудно назвать это авангардным кино. Да, его ранние фильмы, «Андалузский пес», например, были авангардными – но уже «Золотой век» для своего времени был вполне смотрибельным. Поэтому мне кажется, что в современном процессе довольно сложно рассуждать в такой бинарной оппозиции.
Что вообще следует сказать по поводу нашего фильма? Во-первых, он построен на некоторых основаниях реализма. Нам хотелось бы, чтобы по духу – не по фактуре, не по проблемам, которые подняты, а именно по духу – фильм соотносился с картинами, созданными по сценариям Александра Гельмана: «Премия», «Мы, нижеподписавшиеся», «Прошу слова».
– То есть вы имели в виду излет соцреализма, когда он стал превращаться в реализм не социалистический, а социальный?
– Да. При этом понятно, что фактура там совсем другая. Ну и если брать какие-то международные аналоги, то это, условно говоря, итальянский неореализм. Но это то, что в итоге получилось. А вообще-то задумка и первый монтаж этого фильма были связаны с вкраплениями кино поэтического, может быть, даже с элементами галлюцинаций. Но сны героя, которые концентрировали в себе этот элемент, удалены. Удалены они совершенно справедливо, по нашему общему мнению, они мешали развитию сюжета и пониманию основных проблем, которые этот фильм поднимал. Там остались какие-то рудименты этого поэтического кино, буквально несколько кадров. Так что если подытоживать – это кино, конечно, рассчитано на массового зрителя.
– В фильме активно используются техники и методы политического кино и театра почти полувековой давности – отстранение, отказ от гладкой нарративной структуры и т.д. При этом вы ориентировались и на реализм, который сегодня даже в своих самых передовых проявлениях – например, у китайских социальных режиссеров вроде Цзя Чжанке или Ли Яня – скорее, напротив, стремится к репортажности, к максимальной симуляции реальности. Как эти два направления могут уживаться в одной картине?
– Совершенно согласен с вашей постановкой вопроса. Здесь, несомненно, есть элементы брехтовского отстранения, в которых я как раз принимал участие как консультант. Первый момент – когда рабочий говорит: «Мы смотрели в киноклубе фильм Годара», а другой его спрашивает: «Какой?» – на что первый отвечает «Ветер с Востока». Если вы знаете, «Ветер с Востока» существует всего лишь в двух копиях, и все они находятся в Швейцарии, посмотреть этот фильм в высшей степени сложно. И такими шутками прослоен весь фильм, про Годара там целый монолог в середине. Конечно, такая годаровско-брехтовская технология фильма, а именно – отчуждение зрителя от киноэкрана, мне представляется очень важной – и если рассматривать фильм с этого ракурса то, он, конечно, не имеет к реализму никакого отношения, а имеет отношение к этому отчужденному, отстраненному кино, которое Брехт называл эпическим театром (говоря о своем театре). Также в нашем фильме можно распознать одномерный, карикатурный образ российского бизнесмена, который не обладает никакой палитрой характеристик, а показан как такой тупой упырь-уголовник, и это, конечно, тоже брехтовский подход.
Но вот что я бы мог сказать в защиту реализма. Очень многие спрашивают меня – в этом фильме снимались актеры или непрофессионалы? Так вот, там снимались актеры. То есть был создан эффект документального действия, к этому эффекту Светлана, несомненно, стремилась, и в этом аспекте тут вполне можно говорить о реализме
– А является ли выбор именно этих художественных методов следствием культурного бэкграунда авторов, неотрефлексированным левым традиционализмом, или они применены намеренно, исходя из текущего момента?
– Конечно, тут есть намерение. При этом, разумеется, Светлана работает по наитию – даже я, будучи художником рефлексивным, тем не менее работаю по наитию. Даже если мне приходит в голову идея, которая, казалось бы, в современном контексте не лезет ни в какие ворота, я все равно стараюсь ее воплотить, а уж потом обдумать, почему она появилась. Но как продюсер и человек, не вовлеченный непосредственно в творческий процесс, я постоянно подбрасывал режиссеру какие-то теоретические схемы. Например, я дал Светлане почитать «Кино» Жиля Делеза. Понятно, что книга сложная, но мы вместе ее разбирали. Была там у нас очень интересная (тоже, кстати говоря, заимствованная у Брехта) техника – «гестус»: это когда одно движение порождает следующее движение – трогаешь человека, человек начинает идти.
– Эффект домино?
– Да. Этот метод был применен в сцене, где рабочие готовятся к митингу.
– Да, как в «Стачке» Эйзенштейна, когда рабочие передают друг другу слухи о планирующейся забастовке.
– Абсолютно. Короче, осознанность здесь была – на уровне общего проекта. Если же говорить о режиссере, то, для того чтобы получилась органика, он должен раствориться в процессе. Если он начнет теоретизировать, это сделает фильм сухим и вымученным.
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
КомментарииВсего:5
Комментарии
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452220
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343652
- 3. Норильск. Май 1270046
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897953
- 5. Закоротило 822573
- 6. Не может прожить без ирисок 784781
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761849
- 8. Коблы и малолетки 742021
- 9. Затворник. Но пятипалый 473392
- 10. ЖП и крепостное право 408326
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404533
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371664
С кого- с кого шляпа слетела? Осмоловский и Брехта консультировал?
==Термин «очуждение» не имеет никакого отношения к Марксову понятию «отчуждения» и генетически восходит к учению об «остраннении» Виктора Шкловского, с каковым учением Брехт познакомился через посредство Сергея Третьякова== С.Н.Земляной. Этика Бертольта Брехта
Как хорошо , что пока театральные люди сюда не набежали =)
Тро-ло-ло...
http://kinozon.tv/148075