ЛИДИЯ МАСЛОВА – со съемочной площадки нового фильма Балабанова
Имена:
Александр Мосин · Алексей Балабанов · Олег Гаркуша
© Алексей Тихонов
Алексей Балабанов на съемочной площадке фильма «Я тоже хочу»
Детская инфекционная больница на Васильевском острове, где снимается несколько эпизодов из нового фильма Алексея Балабанова «Я тоже хочу», по живописности
и мрачной романтичности атмосферы мало уступает кронштадтской котельной, где снимался «Кочегар». Возможно, зловещий эффект усугубляют развешанные повсюду плакаты об энцефалитных клещах, но и без клещей этот ансамбль из маленьких деревянных и каменных домиков, подернутых патиной разрушения и упадка, выглядит печально, хоть и красиво, — тем более что для контраста прямо за забором над больничными строениями возвышается нарядное, сверкающее здание юридического факультета Санкт-Петербургского университета.
В общем, всем хороша инфекционная больница № 3 как естественная декорация для балабановского фильма, кроме одного — она детская. Поэтому первым делом ассистенты снимают старую гранитную вывеску с красного кирпичного фасада, вешают вместо нее новую синюю «Городская клиническая больница № 14» и ликвидируют все признаки детства в больничном вестибюле — плакат «Как защитить малышей от кариеса», таблички с обращением «Уважаемые родители!» и мягкие игрушки, украшающие маленькую каморку-регистратуру. «Вы что же, детей не любите?» — интересуются сотрудники больницы. «Да нет, у нас просто кино про взрослых». В качестве штриха, немного облагораживающего больничный вход, приносят несколько горшков мелких желтых хризантем в пакетах с надписью почему-то «Цветы Московские» и высаживают в каменный вазон у ступенек, ведущих на крыльцо.
© Алексей Тихонов
На съемочной площадке фильма «Я тоже хочу»
Это второй день съемок в Петербурге (зимняя, финальная часть фильма была уже отснята в Тверской области, куда герои фильма стремятся к волшебной Колокольне Счастья — того самого счастья, которое и подразумевает фраза «Я тоже хочу»). Оператор Александр Симонов рассказывает, что на петербургской натуре они «уже убили четырех негодяев, а сегодня еще одному дадим по голове, и с насилием в летнем блоке будет покончено, дальше начнутся разговоры за жизнь». В первом сегодняшнем кадре два главных персонажа, Бандит и Музыкант, подъезжают на черном «лендкрузере» к больнице и идут выручать друга, которого насильно лечат от алкоголизма. Музыкант — настоящий, Олег Гаркуша из группы «АукцЫон», одетый, как рок-звезда, в коричневые кожаные штаны и светло-коричневую куртку дико дорогого вида — из собственного гардероба. Бандита, тоже в неплохой курточке
Armani, играет Александр Мосин, уже игравший бандита в «Кочегаре». Посмотрев, как они выходят из машины и поднимаются по ступенькам к двери, Балабанов просит идти быстрее: «Вы не на прогулке, энергия должна быть внутренняя» — и в следующем дубле актеры взбегают по лестнице уже энергичнее.
Читать текст полностью
Потом Балабанов в неизменной черной косухе и «ливайсе», из заднего кармана которого торчит оранжевая расческа, разводит мизансцену в регистратуре, по обыкновению сложив «козу» из указательного пальца и мизинца. Герои должны войти в больницу и спросить у женщины в регистратуре, где лежит их друг. Женщина смотрит в журнал и объясняет, как пройти в четвертый корпус. Артистка, которая играет больничную сотрудницу, переодевается в халат, начинается репетиция диалога: «Нам бы товарища навестить». — «А он где?» — «В четвертом корпусе». — «Пройдите через двор, слева приемный покой». Балабанов внушает актрисе, что у них тут в общем-то на площадке актеров нет, так что играть ничего особо не требуется, а надо говорить как можно проще. Но все равно актриса, встречающая героев репликой «Вы куда, мужчина?», невольно пытается вложить в нее всю свою судьбу, и в итоге ее меняют на аутентичную больничную тетеньку. Балабанов обучает ее правильной интонации: «“Вы куда, мужчина? Куда вы поперлись, больные, что ли?” Можете даже чуть-чуть привстать, когда говорите “Вы куда, мужчина?”, так будет более волнительно».
© Алексей Тихонов
Алексей Балабанов, Александр Мосин и Олег Гаркуша на съемочной площадке фильма «Я тоже хочу»
«Давайте талантливый дубль снимем», — периодически повторяет свою любимую присказку Балабанов. «Ну давайте сейчас талантливо снимем и дальше пойдем, а то работы еще много». Еще в этот день предстоит снять сцену, в которой Бандит и Музыкант похищают своего друга (Юрий Матвеев, игравший в «Кочегаре» бандита Бизона) прямо на больничной каталке, вырубив ударом пистолета по голове милиционера и санитара. Балабанов со съемочной свитой долго ходит между больничными домиками, потом останавливается на широкой асфальтированной дорожке и произносит с какой-то печалью и обреченностью: «Место насилия здесь». «Беседка меня немного смущает», — задумчиво добавляет он, глядя на выкрашенную желтой краской деревянную беседку, выбивающуюся из общего колорита своим оптимистичным цветом.
После сцены в регистратуре снимают проход Бандита и Музыканта по двору больницы. Вышедшему на крыльцо и застывшему в задумчивой позе Олегу Гаркуше Балабанов говорит: «Не смотри вдаль, как капитан Грант, осмотрись вокруг, ты здесь первый раз, тебе здесь интересно. Сделай что-нибудь, штаны поправь, если не нравится штаны поправлять, посмотри, что у тебя в пакете» — и Мосину тоже велит держаться подинамичнее: «Саша, ты идешь, как будто палку проглотил, это неправильно, ты живой, и тебе здесь интересно, здесь милиции полно, вдруг тебя поймают…» Мосин начинает нервно озираться и оглядываться. Наконец количество напряжения Балабанова устраивает: «Этот кадр сняли, будем сейчас снимать страшное убийство».
© Алексей Тихонов
На съемочной площадке фильма «Я тоже хочу»
Наибольшее оживление в съемочной группе вызывает обсуждение деталей кульминационного проезда на каталке, который возбуждает всеобщую фантазию, так что Балабанов в какой-то момент, напоминая, кто здесь режиссер, раздраженно задает риторический вопрос столпившимся вокруг него людям: «Почему вас здесь столько и все советы дают мудацкие?» После нескольких репетиций похищение проходит как по маслу: Мосин аккуратно бьет по затылку милиционера, а когда тот падает,{-tsr-} валит и санитара ударом в лицо, после чего Бандит и Музыкант укладывают еще не отошедшего от наркоза и еле идущего друга в «лендкрузер». Последняя реплика этого съемочного дня принадлежит пожилому милиционеру с пробитой головой, который, очнувшись, говорит в рацию: «Бандиты уехали на черном джипе, стекла тонированные, номер не запомнил». Хотя номер у мосинского «лендкрузера» очень простой — 001. К милиционеру у Балабанова претензий мало, главное, что он просит: «Сережа, поверни лицо так, чтобы кровь получше была видна» — а объявив конец съемочного дня, благодарно жмет пострадавшему при исполнении милиционеру руку: тот протягивает левую — правая ладонь в крови.
автор поклонник этого предмета гардероба?А в целом творчество Балабанова гениально,это лучший из наших режиссеров своего поколения