Суздальский фестиваль получился в этом году особенно насыщенным. Во-первых, на нем началось празднование 100-летия русской анимации — мировой премьерой реконструированной версии первого русского мультфильма «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей».
Кадр из м/ф «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей»
По словам автора реконструкции, киноведа Николая Изволова, этот легендарный фильм Владислава Старевича в последние несколько десятилетий увидеть целиком было вообще невозможно, а по случаю столетия короткометражка не только была
оцифрована, но и получила звук. Закадровый голос выразительно читает «либретто» фильма — по предположению Изволова, именно так «Люканида» и показывалась в свое время, сопровождаемая голосом чтеца. В продолжение юбилейных торжеств был назван главный фильм столетия, которым оказался «Жил-был пес» Эдуарда Назарова. Чтобы вычислить победителя, киновед Сергей Капков попросил 100 профессионалов (кинокритиков, режиссеров, аниматоров, художников) составить списки из 100 самых лучших мультфильмов российского анимационного века. Помимо «Пса» в первую десятку вошли «Ежик в тумане», «Винни-Пух», «Варежка», «Каникулы Бонифация» и др.
Во-вторых, на фестивале прошло первое заседание Ассоциации анимационного кино, которая недавно была образована и теперь будет (как надеются многие) лоббировать интересы аниматоров. Пока что обозначились будущие направления деятельности и была еще раз описана структура ААК, а 12 марта — уже в Москве — пройдет круглый стол на тему «Какой мы хотим видеть анимацию XXI века»: известные мастера попытаются понять, что нужно сегодняшнему зрителю и в какую сторону интересно развивать свое искусство им самим.
Читать текст полностью
В-третьих, в Суздале прошел уже традиционный для фестиваля конгресс, на котором обсуждались проблемы и особенности кинопроката, совместного производства и читались доклады по сценарному мастерству. На первом заседании конгресса стартовал еще один интересный проект к 100-летию русской анимации: коллективный мультфильм, который объединит работы множества детей из десятков регионов. Идея состоит в том, чтобы тысячи детей в интерактивном режиме сами сочиняли историю, выбирали повороты сюжета, рисовали фоны и персонажей, одушевляли героев. Мультфильм планируется завершить к следующему Суздалю.
В общем, событий было так много, что собственно конкурсные кинопоказы для многих участников оказались вовсе не на первом месте по значимости — и решения жюри обсуждались не так горячо, как обычно. А между тем кино было тоже на редкость интересное. Речь даже не столько об отдельных выдающихся фильмах, сколько вообще об атмосфере конкурса. В этом году было очень мало фильмов для детей (почти вся детская тематика ушла в конкурс сериалов), всего несколько экранизаций русской классики и немного забавинок. В основном во взрослом короткометражном конкурсе фильмы собрались серьезные и философские. Такой конкурс не слишком типичен для Суздальского фестиваля. Еще недавно наша анимация в целом вызывала обвинения в лубочности и инфантилизме, режиссеры постоянно обсуждали какие-то детские проблемы и оформляли свои размышления в детском же стиле рисунка. Остаточный эффект можно увидеть и в конкурсантах этого года, но вот всерьез обвинить их в излишней ювенильности было бы уже очень сложно.
Для читателей OPENSPACE.RU мы выбрали несколько наиболее ярких примеров нового русского тренда.
«Сизый голубочек», режиссер Екатерина Соколова (приз за лучшую режиссуру)
Сравнение человеческой жизни с поездом довольно часто возникало в искусстве, но Соколова сделала свой фильм-метафору каким-то особенно ярким, ритмичным и звонким. Вонючие купе, чужие люди, гвалт и толчея, а там, за окном, на полустаночке — она, настоящая жизнь. Сойти бы…
«Чинти», режиссер Наталья Мирзоян (приз за лучшее изобразительное решение)
Предыдущий фильм Мирзоян — «Дерево детства» — сравнивали с работами Норштейна. Нынешний на фильмы Юрия Борисовича вовсе не похож. «Чинти» очень ловко и искусно сделан из разноцветного чая (в технике сыпучих материалов), а по сюжету похож на какую-нибудь суфийскую притчу. Маленький муравей находит открытку с изображением Тадж-Махала и, покоренный красотой, бросает свои повседневные заботы, чтобы выстроить из мелкого мусора великолепное сооружение. Всю свою жизнь муравей приносит в жертву искусству, однако вовсе не ради восхищения маленьким творцом взялась Мирзоян за эту историю. Неожиданный и пронзительный финал переворачивает все с ног на голову — и фильм становится разговором о человеческой слепоте и малости, которые не позволяют увидеть истинной красоты, находящейся рядом, и толкают на бессмысленные, в сущности, подвиги и жертвы.
Кадр из м/ф «Чинти»
«Где умирают собаки», режиссер Светлана Филиппова (диплом «За изящество и простоту»)
Сюжет фильма необычайно прост и даже почти банален: у героя есть собака, которую он очень любит, но в силу обстоятельств вынужден оставить в деревенском доме, где пес, разумеется, тоскует по ушедшему хозяину. Студентка превратила бы эту историю в сентиментальные сюси-пуси, а какой-нибудь голливудский мастер сотворил бы из нее душераздирающее слезоточивое действо. У Филипповой же фильм получается совсем другим.
Как и предыдущие Светины фильмы, «Где умирают собаки» сделан как бы в обход устойчивых правил, согласно которым история об оставленном четвероногом друге должна начинаться с моментов безраздельного счастья, чтобы последующая грусть выглядела заметнее по контрасту. У Филипповой весь фильм пронизан печальной интонацией, и в то же время трагичная финальная сцена тоже исполнена не без лирики. Здесь нет ни жесткой морали, ни укора. Скорее — мудрая грусть о том, что жизнь не обходится без предательств и утрат. И понимание того, что сама любовь уже предполагает последующую грусть потери.
Особое настроение добавляет и материал. Немало поработавшая с порошковой анимацией (и порошковым рисованием), Филиппова обходится с кадром мастерски: мягкие очертания фигур, слабая контрастность и особенная легкая трансформативность песочной анимации делают происходящее похожим на сон, воспоминание, видение.
Кадр из м/ф «Где умирают собаки»
«Вне игры», режиссер Иван Максимов (диплом «За неизменную верность себе»)
Пожалуй, главной ошибкой жюри можно назвать диплом Ивану Максимову — этот максимовский фильм, несомненно, достоин приза, но дело в том, что именно здесь знаменитый режиссер совсем не так уж себе верен, как это заявлено в дипломе.
Удивляющая глубиной и трагизмом новая Ванина работа совершенно не похожа на предыдущие. В ней нет ни веселых чубриков (не сравнивать же старые потрепанные игрушки с милыми фантазийными животными из максимовской вселенной), ни обычного максимовского оптимизма. Даже от музыки Максимов в этот раз отказался, хотя неоднократно говорил, что музыка — чуть ли не самая важная часть в его фильмах.
«Везуха», режиссер Леонид Шмельков (приз за лучший анимационный сериал)
Сериал «Везуха» — проект продюсера Арсена Готлиба, созданный по прозе современных детских писателей (Марина Москвина, Сергей Седов и др.) Каждая серия — короткая история из жизни одной интеллигентной семьи, переживающей рядовые (а иногда и не совсем рядовые) проблемы: то у собаки завелись блохи, то папа увлекся поиском НЛО, то сын возмечтал стать суперменом. Сериал делает команда молодых (но уже прозвучавших) режиссеров — Леонид Шмельков, Вероника Федорова, Елизавета Скворцова, Вера Мякишева — под руководством Ивана Максимова.
«Везуха», серия «Китовая любовь» — интернет-премьера на OPENSPACE.RU
«Старый листок», режиссер Филипп Ярин
«Старому листку» Ярина явно не везет. В прошлом году, когда, собственно, фильм и был сделан, режиссер почему-то не отправил его на конкурс. А в этом фильм проигнорировало жюри, не отметив его даже дипломом. Картину эту, конечно, не назовешь безупречной — здесь не так уж хорошо сочетается звук с изображением и несколько утомляет вечный закадровый голос. Тем не менее фильм производит яркое впечатление, особенно если учесть, что «Старый листок» — студенческая работа из ВГИКа, который исключительно редко радует фильмами такого уровня — умными, необычными, серьезными.
В основе фильма лежит одноименный текст Франца Кафки о том, как маленький городок захватили кочевники.