Страницы:
— Да, фильм оказался чем-то большим, чем я могла предположить. Наверное, и для вас тоже он оказался чем-то большим, чем вы предполагали...
Лобан: Ну цели-то мы себе всегда ставим самые высокие и амбициозные. К началу съемок было приблизительно понятно, чем это должно быть. Вектор всегда был ясен. Мы же думали надо всем этим несколько лет. Переделывали сценарий.
Герасичева: Сначала он был короче, потом, насколько я знаю, кто-то потребовал от Марины больше сценария.
Потапова: Нет, он сразу был огромный. Мы сознавали, что он очень большой. А когда мы пришли к первым продюсерам (сначала фильм снимался на деньги компании
Читать!
Герасичева: Ты бы им посоветовала посмотреть «Сталкера».
Потапова: Тогда мы даже не могли посчитать, сколько все это будет длиться. Поняли только на стадии монтажа.
Герасичева: Я смотрела сырую сборку на пять, что ли, часов.
Лобан: А я решил, что надо наши недостатки сделать главным нашим преимуществом. Просто нет таких еще прецедентов, никто таких долгих фильмов у нас не снимал. Когда выходил «Аватар», прецедентов тоже не было, никто еще толком не понимал, что такое трехмерное кино. И этого аттракциона хватило всем на один раз (все смеются). Все, что мы делаем, должно быть ни на что не похоже. И проект «Шапито» — это ведь не только беспрецедентно длинный фильм, это еще и схема, по которой он прокатывается, — и вот человек, на которого легло все бремя проката (показывает на Кузьмина).
— Максим, расскажи, как решили разделить фильм на две части.
Максим Кузьмин: Было четыре прокатные модели. Первая, самая сумасшедшая, — показывать нон-стопом. Тогда еще маячили на горизонте какие-то взрослые большие мейджоры, было вообще непонятно, что случится с фильмом. Мы тогда верили в себя как в спецов по нестандартным схемам. Хотели в дополнение к большому фильму мейджора сделать ночные показы в каждом городе. Вторая схема — традиционный 3,5-часовой сеанс. И наконец, схема с двумя частями, которые идут разными сеансами, но встык. Да, была еще идея выпускать вторую часть месяца через три-четыре после первой. И, что удивительно, Геворг Нерсисян, глава компании «Парадиз», был готов пойти на это. Но он тоже не очень-то в нас верил, он говорил — ну, это кино максимум на 10—20 экранов. Оказалось, что все не так — это кино для 100 экранов!
Потапова: На самом деле еще на Московском фестивале, когда вообще ничего не было понятно, мы заявили на пресс-конференции, что фильм выйдет двумя частями, — на всякий случай. Чтобы потом никто уже ничего не смог испортить. Еще зачем-то сказали, что фильм выходит осенью.
Герасичева: Потом была история с «Вольгой» — они хотели забрать у нас фильм на фиг. Но мне было непонятно, зачем брать себе ребеночка, который немного косенький и кривенький, а потом отдавать его на растерзание монстрам-профессионалам.
— А что они получали бы с ребеночком, какие права?
Герасичева: Все на свете. На 11 лет.
Лобан: «Вольга» не хотела вообще рисковать, они были предельно осторожны. В результате мы сейчас выпускаем его в два раза шире, чем они нам предлагали, — при этом на значительно более выгодных условиях, и нам гораздо интереснее самим этим заниматься, потому что мы сейчас понимаем, что там происходит с прокатом. При этом «Вольга» уж так в него влюбилась! Сергей Ершов (учредитель компании «Вольга». — OS) звонил мне из Америки два раза, по нескольку часов со мной разговаривал.
— Ершов ведь как раз тоже из того самого поколения, которое было совершенно сбито с ног фильмом. Эффект был нечеловеческий. Я сама смотрела фильм с другом, который над каждой репликой хихикал очень нездорово, а потом начал рыдать.
Герасичева: Как и мы все. Не знаю, что скажут ребята, наверняка у них какие-то более глубокие по этому поводу ощущения. Но мне кажется, что там мгновенно происходит проекция на себя. То есть девяносто процентов моих друзей и друзей друзей сразу ассоциируют себя с Киберстранником. Как сказала Кувшинова: «Главное, чтобы мои друзья этого не увидели» (взрыв дружного хохота). Какие-то мои одноклассники, выбившиеся в люди, говорили: «Боже, это я! Какой кошмар!» И мне кажется, что это мгновенное, с первых же кадров присоединение — оно потом ведет. Я не знаю, хотели ребята этого добиться или нет?
Лобан: Да!
— К вам ведь должны были после первых же показов подходить и исповедоваться. Как люди реагировали? Что говорили?
Лобан: Ну, мне писали бесконечно на Фейсбуке: «Это самый лучший фильм всех времен и народов».
— А то, что все на цитаты разлетелось на следующий же день? Ты этого ожидала?
Потапова: Ну мы много-много раз смотрели фильм «Джонни Гитара», и меня больше всего завораживало, что там каждую реплику можно на футболке печатать. Задача сделать все реплики «Шапито» такими же стояла с самого начала, поэтому все остальные фразы мы просто выбрасывали.
— Скажите, а вот эта тема советского детства, пионерии — это что вообще? Ностальгия?
Кузьмин: Да нету там ничего такого! Я помню бабушку на пресс-конференции фильма, которая встала и сказала: «Это позор России!» Короче, там нет советскости вообще, это все новье, все свежак, и это кино для хипстеров и классного молодняка (все хохочут). Новое кино для новых людей!
— Кстати, Максим, а как этот опыт твою жизнь изменил?
Кузьмин: Да мне спать очень хочется...
— Тогда возвращаюсь к предыдущему вопросу — кто такие эти пионеры?
Кузьмин: (презрительно) Да кто такие эти пионеры?! Я смотрю на этих пионеров, и вот он, мой герой, — Богдан (Дмитрий Богдан, исполнитель роли пионера Сени. — OS), дерзкий и бескомпромиссный, с ножом.
Лобан: Да, при чем здесь пионеры: это часть игры одного из персонажей и вещь, которая вносит в эту историю нужные аллюзии.
Герасичева: Аллюзии к чему?
Лобан: К некоторому состоянию, которое, возможно, было у людей во время Советского Союза. Состоянию общности, единства в проживании какой-то надежды.
Потапова: Это же очень сильный миф. Мое пионерское детство — это ощущение сильной общности.
Герасичева: Но закончилось-то все это на нашем поколении, на поколении 40-летних. Мы были последней отрыжкой этой сплоченности, мы трепетали, когда нас принимали в пионеры, — было диким позором, если тебя примут не в первую, а во вторую очередь.
Потапова: Но это когда нас только принимали в пионеры. А после того, как нас уже приняли, мы в ту же неделю поняли, что ничего не изменилось. Однако дистанция делает свое чудесное дело — когда ты читаешь Гайдара, «Тимура и его команду», есть ощущение, что они проживают свою жизнь очень полноценно...
Лобан: …очень правильно и честно!
Потапова: И, конечно, эта дистанция создает ощущение, что люди в Советском Союзе — а может быть, и в Северной Корее — очень сильно включены. Поэтому в это интересно играть. Жить-то в Советском Союзе было совсем не так чудесно, как в него играть.
— То есть вы этому поколению вернули идентичность, которой у него никогда не было, но по которой оно тосковало.
Потапова: Тут важно вот это несоответствие, диссонанс. Вот пидоры в галстуках ходят по Симеизу, что это вообще такое?! Они погрязли в каком-то разврате и при этом — пионеры, как это? А вот так — они хоть погрязли, но им хочется жить чисто и правильно. Вот, собственно, и нужно было у зрителя индуцировать ощущение этой тоски по какому-то единству, по дружбе — чему как раз и посвящена эта часть фильма.
— А сколько лет заняло производство фильма?
Лобан: От начала работы над сценарием — шесть лет.
— А что у вас в жизни за это время произошло?
Лобан: У меня ребенок родился.
Потапова: А когда это было? Шесть лет назад? Один ребенок вырос, другой родился. Ну что обычно происходит с годами — кто-то умер, кто-то родился. Кто-то переехал, кто-то подрос.
Лобан: Но у нас у всех возраст — тот же самый. Ничего не меняется в последние 10 лет.
Страницы:
Ссылки
КомментарииВсего:3
Комментарии
-
мало как-то
-
ну, дай бог! в добрый путь! читаю сотое интервью на эту тему, а всё какие-то подробности всплывают!Герасичева, конечно, находка...хорошо,когда у людей много денег и не жалко с ними расстаться - всё не салюты из черной икры и ванны с шампанским
-
О "Шапито-шоу" http://starkino.livejournal.com/5239.html
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452311
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343670
- 3. Норильск. Май 1270158
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897985
- 5. Закоротило 822643
- 6. Не может прожить без ирисок 785251
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 762389
- 8. Коблы и малолетки 742165
- 9. Затворник. Но пятипалый 473867
- 10. ЖП и крепостное право 408355
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404731
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371792