Главное противопоставление – нехорошего дяди с усами и ленинизма как потерянного рая.

Оцените материал

Просмотров: 20263

Сергей Лаврентьев: «Попытки разгрести эту кашу остаются незамеченными»

Мария Кувшинова · 03/01/2012
Известный киновед – о сталинской эффективности и восприятии культа личности в шестидесятые и сегодня

Имена:  Иосиф Сталин · Сергей Лаврентьев

©  Предоставлено кинофестивалем «Кинотавр»

Сергей Лаврентьев

Сергей Лаврентьев

Как и в прошлом году, OPENSPACE.RU предлагает для вдумчивого новогоднего чтения интервью с киноведом Сергеем Лаврентьевым, который в числе прочего курирует ретроспективы на сочинском «Кинотавре».

В этом году его программа называлась «Кое-что об эффективности» и была посвящена фильмам, снятым между XXII съездом КПСС и отставкой Хрущева (1961—1964). Именно в этот период на экране впервые появилась тема сталинских репрессий — чтобы снова исчезнуть до конца восьмидесятых.


— Название у программы полемическое.

— Да. Оно как бы полемика с известной формулировкой, что Сталин был эффективным менеджером. Хотелось бы вообще посмотреть в глаза человеку, который это выдал.

С одной стороны, название полемическое, с другой — на мой взгляд, по сути правильное. Потому что эти фильмы действительно не сказали всего — они сказали кое-что. И люди, которые на этих картинах выросли (а среди них были и чрезвычайно популярные, например «Тишина» Владимира Басова), уже никогда не поверят в «эффективного менеджера».

— И что это было за кое-что?

— Тема стала конъюнктурной после XXII съезда (1961). Именно XXII, потому что на XX все происходило на закрытом заседании. После XXII съезда Сталина вынесли из Мавзолея, стенограмма публиковалась в газете «Правда». Люди на съезде рассказывали, как их арестовали, как их пытали, как их сослали, как они были в лагере. Такой «Архипелаг ГУЛАГ» до «Архипелага ГУЛАГ».

Но всегда во всех выступлениях и во всех фильмах, которые потом делались до снятия Хрущева (и еще два с половиной года после того), были истории про то, что страдали исключительно стойкие коммунисты-ленинцы. Их за стойкость и ленинизм посадили, либо убили, либо в лагерь сослали, но они, страдая, говорили или детям своим писали, что партия во всем разберется и советская власть — это очень хорошо.

— В семидесятые годы ничего этого уже не было.

— В семидесятые все это уже было абсолютно запрещено и осталось только в учебниках по истории партии. Где называлось «нарушением социалистической законности в период культа личности Сталина». А XX съезд был возвращением к ленинским нормам партийной и государственной жизни. Все это ограничивалось тридцать седьмым годом — всегда (ну, и немного послевоенного времени). И было такое ощущение, что все было замечательно до тридцать седьмого года, но вот пришел злой дядя с усами, всех поубивал, а потом еще немножко поубивал, а потом помер, и все стало хорошо. Партия разобралась.

Но порой в этих картинах, даже, может быть, помимо воли создателей, проявлялись вещи удивительные. Я пересмотрел «Рабочий поселок», который я видел тридцать лет назад. В начале восьмидесятых вообще нельзя было говорить о том, что что-то было. И, конечно, он тогда потряс меня именно тем, что в нем говорилось.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • Дмитрий Постоялко· 2012-01-04 09:22:38
    У автора тоже, кстати, та ещё каша в голове.
  • jass· 2012-01-05 11:53:57
    А мне интервью понравилось. Спасибо большое! Постараюсь найти те самые фильмы, о которых упоминается в статье, и посмотреть. Советское кино 60-х - это действительно объект, достойный внимания и изучения.
Все новости ›