Чем занимается Политковская кроме того, что мучает меня, я тогда не знала.

Оцените материал

Просмотров: 22717

Моя Политковская

Мария Кувшинова · 28/11/2011
МАРИЯ КУВШИНОВА о фильме Марины Голдовской «Горький вкус свободы»

Имена:  Анна Политковская · Марина Голдовская

©  Кино без границ

Кадр из фильма «Горький вкус свободы»

Кадр из фильма «Горький вкус свободы»

1 декабря фильмом Сирила Туши «Ходорковский» открывается фестиваль документального кино «Артдокфест». Еще одна «политическая» премьера киносмотра — картина Марины Голдовской «Горький вкус свободы», посвященная Анне Политковской.


Два или три месяца, осенью 1998 года, я проработала под началом Анны Политковской в разделе расследований «Общей газеты»; вторым сотрудником раздела был Роман Волобуев. Для текущего номера мы вместе написали заметку (тогда говорили «заметка») о новых отсрочках от армии — кажется, это стало моей первой и последней публикацией у Политковской. Волобуев уже тогда считался небезнадежным: он съездил в Воронежскую женскую колонию и привез неплохой репортаж. Мой материал из города Озерки (где то ли убили, то ли избрали нового мэра) лег Политковской на стол в распечатке, подвергся яростной правке, был перечеркнут красной ручкой крест-накрест, а затем разорван надвое. Эти три листка я сохранила как пример начальственного безумия и теперь, наверное, никогда их не выкину.

Чем занимается Политковская кроме того, что мучает меня, я тогда не знала, но у редакционной проходной можно было видеть бледных, плохо одетых людей, добивавшихся встречи с ней. Атмосфера в главном интеллигентском еженедельнике девяностых была возвышенно-истеричной, мир вращался вокруг демиурга — Егора Яковлева. Придание Политковской двух совершенно ненужных ей подчиненных, очевидно, было эпизодом некой тактической игры; редактором она быть не могла. К зиме я перевелась в раздел городских проблем, а Волобуев нашел новую работу. Нас интересовало только кино; у Политковской это называлось «культурки поднабраться».

Через несколько лет я увидела сильно похудевшую и уже гораздо более известную Политковскую в «Новой газете», не успела свернуть в другой коридор и с удивлением обнаружила, что она меня узнала и даже рада. Деятельность ее меня по-прежнему не занимала.

Когда ее убили, я созвонилась с Волобуевым после трехлетней ссоры, первый и последний раз в жизни сходила на митинг и окончательно разуверилась в сверхъестественных возможностях интернета: тысячекратное обновление страницы с запросом «Анна Политковская» не добавляло новой информации — каждый клик лишь множил короткие строчки однообразных перепостов.

Когда в прошлом году таксист в шведском городе Гетеборге спросил меня, как продвигается расследование убийства, я подумала, что никогда не пыталась ничего узнать о Политковской.

Снятый при поддержке Шведского киноинститута фильм Марины Голдовской «Горький вкус свободы» отвечает на вопрос «Кто такая Анна Политковская?» всем тем, кто ничего не собирался спрашивать.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›