Хочется развиваться вместе с человечеством, а оно очевидно деградирует.

Оцените материал

Просмотров: 16930

Александр Баширов: «Побольше репрессий, побольше давления, побольше унижений человеческого достоинства!»

Иван Чувиляев · 22/11/2011
Что делать с ожирением мозга и почему визуальность стала маскировкой ничегонеделания

Имена:  Александр Баширов

©  Андрей Федоров / ИТАР-ТАСС

Александр Баширов

Александр Баширов

В Санкт-Петербурге прошел фестиваль «Чистые грезы», он же — «Дебоширфест», созданный Александром Башировым четырнадцать лет назад. За эти полтора десятилетия многое изменилось: «Чистые грезы» перестали быть единственным смотром независимого кино в Петербурге и единичным — в России, большая неофициальная культура, частью которой фестиваль был или казался, приказала долго жить.

Некогда сопровождавшие фестиваль выставки и концерты — Арт- и Муз-Дебоши — сдулись. «Чистые грезы» переехали из Ленинградского Дворца Молодежи (похожего на советский санаторий и придающего происходящему атмосферу абсурда) в пыльный Дом Кино.


Одним словом, «Дебошир» вступил в полосу нормального для любого фестиваля кризиса, а теперь, вроде бы, нащупал выход из него: программу составили отчасти из симпатичных фильмов стран бывшего СССР (вроде казахского «Риэлтора»), отчасти из крепкого фестивального кино. И спокойно заняли место в ряду прочих подобных смотров в жанре «best of the best». Александр Баширов рассказал ИВАНУ ЧУВИЛЯЕВУ про то, что значит быть по-настоящему независимым, что стало с подземным королевством неофициальной культуры и каким путем надо скакать прямиком к ледяному безмолвию смерти.


— …Круто народ на кино реагирует. Хлопают такие, смеются. Правильно. Хорошие зрители. Ну что, давай говорить, врубай свою шарманку.

— Окей. Фестивалю четырнадцать лет. Переходный возраст, значит: кризис неминуем. Мир, когда фестиваль только появился, был одним, теперь мир другой. А «Дебошир», вроде бы, и не меняется особо. Это осознанная позиция?

— Ну, это субъективная штука. Диалектика. Могу сказать только, что согласно последним достижениям квантовой физики, движение сообразно ходу истории относительно. Такая позиция — жить перпендикулярно — достойна восхищения. Срезаем эту вязь времен, последних пятнадцати лет, например, — и видим что? Ожирение нашего общества. Мозг, покрытый салом. И сама масса фильмов, несмотря на отдельные какие-то перлы и прорывы, по большому счету ниже стала. Нонконформизм уже не является определяющим и вообще отсутствует. Хочешь не хочешь, а фиксируется конформизм во всех его проявлениях. И это удручает, да. Хочется развиваться вместе с человечеством, а оно очевидно деградирует. В рутине нет очарования, ну мы и живем надеждой все тех же перемен, что и четырнадцать, и двадцать лет назад.

— Попробую конкретизировать. Фестиваль появился в 1997 году. Это…

— Это кинотеатр «Спартак»! Который сначала был очагом культуры, потом там прошел первый «Дебошир», а потом он стал гей-клубом, ага.

— Он не был гей-клубом, там группа «Ленинград» играла. А днем показывали какую-то киноклассику, это уже в начале нулевых было.

— Ну не важно — короче, там было что угодно, кроме очага культуры. А потом он сгорел — и это была семантика!

Да. И потом 1997-й год и вообще конец девяностых — это ваш режиссерский дебют «Железная пята олигархии», который получил «Тигра» в Роттердаме. Позиция «Дебошира» тогда была в том, что кино находится внутри большой культуры, вернее, контркультуры. Которая казалась подземным королевством, и фестиваль был своеобразным лифтом в него. Ну а потом-то королевство приказало долго жить. Кроме того, четырнадцать лет назад таких вот очагов фестивального кино элементарно не было. И был голод. Который теперь утолился, очагов стало хоть отбавляй. В данной ситуации надо меняться?

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:9

  • non-pop· 2011-11-22 15:13:43
    Ты чё дурак!? Гей-клуб и есть очаг культуры!!!!
  • Alexandr Butskikh· 2011-11-22 20:59:10
    Столько слов, а конец - взял сигареты собеседника.
    Вот она - россиянская культура.
  • olegzhuk7897· 2011-11-22 23:22:38
    Он, вообще, сам понимает, о чём говорит? И понимает ли интервьюер, о чём спрашивает? Баширов - прекрасный актёр, когда он в руках хорошего режиссёра. Но зачем ему говорить и давать интервью?
Читать все комментарии ›
Все новости ›