На этой неделе в прокат выходит фильм «Черные небеса» (2010) — вторая режиссерская работа Жиля Маршана («Кто убил Бэмби?»), в качестве сценариста работавшего над «Человеческими ресурсами» Лорана Канте, «Красными огнями» Седрика Кана, картинами Доминика Молла «Гарри — друг, который желает вам добра» и «Лемминг». Молл, в свою очередь, выступил соавтором сценария «Черных небес» — визионерского триллера, рассказывающего о смертельной компьютерной игре и суицидальных подростках.
Гаспар и Марион случайно обнаруживают в пляжной кабинке чужой мобильный телефон. Любопытство подталкивает их к поискам обладателя находки, оно же уводит в лес, где они натыкаются на двух подростков, снимающих на камеру собственное удушение. Один из них уже мертв, а вот загадочную блондинку Одри с запоминающейся татуировкой им удается спасти. Она так заворожила Гаспара, что тот отправляется искать ее в Black Hole — глобальную интернет-игру, в которой аватары главных героев просиживают часами, любуясь виртуальным морем. Там Одри находит своих жертв, подговаривая их расстаться с жизнью вместе с ней. К тому же Гаспара беспокоит то, что за ее неудавшимся самоубийством в машине наблюдал еще один человек…
В оригинале фильм называется точнее — «Другой мир». Именно другому миру, виртуальной реальности, был посвящен отдельный сквозной сюжет программы Канн-2010, где картина Жиля Маршана показывалась вместе с «Чатом» Хидео Накаты и «Ты здесь?» Давида Вербеека, герои которой проводили время в сети. «Черные небеса» в этой тройке представляют наибольший интерес — прежде всего благодаря своей мрачной атмосфере и тщательно смоделированному компьютерному миру, в котором происходит значительная часть действия фильма.
БОРИС НЕЛЕПО встретился с режиссером фильма, чтобы поговорить об эскапизме и электронной музыке группы M83.
— Частично да. Меня заинтересовал принцип виртуального мира без каких-либо существующих правил игры, где люди могут просто встречаться и общаться. Это влияние Second Life.
Трейлер фильма «Черные небеса»
— Интересно, что у людей, связанных с кино, произошел всплеск интереса к Second Life, особенно во Франции. Этой игрой вдохновлен фильм«О войне» Бертрана Бонелло, документалист Крис Маркерпостроил себе там дом, журнал Cahiers du Cinemaпроводилтам открытие своего фестиваля. Откуда этот интерес?
— Я не настоящий геймер и не провожу много времени за играми. Для меня это новая территория, как будто другую страну открываешь — возникает естественное желание ее исследовать. Думаю, что такие люди, как Бонелло и Маркер, тоже идут в неисследованные места. Ведь там можно узнать, как устроен человек — его мозг, способ мыслить.
— С другой стороны, самый громкий фильм прошлого года — «Социальная сеть». Может, все эти картины отражают реакции на эскапизм и отчуждение в обществе?
— Думаю, что это связано с желанием стать больше, чем ты есть на самом деле. Приобрести власть с какими-то новыми свойствами. У сетей свои минусы и плюсы. Как минимум, у нас появилось чувство, что границы раздвинулись. Все стало шире. И мне как раз нравится у Финчера то, как он показывает скорость, с которой все теперь происходит, — скорость передачи информации, скорость общения. Вот перед нами совсем молодой человек, который вдруг становится мультимиллиардером, есть в этом что-то новое.
— Перед вашим юным героем стоят задачи попроще. Любопытно, что он не может выбрать из двух девушек, которые в некотором роде оказываются двойниками. Опекающий Марион отец и находящийся рядом с Одри брат говорят про них одно и то же — что они хрупкие.
— Ну да, эти девушки имеют много общего, но и различий хватает. Одри более загадочная и волнующая, Марион живая — и она предпочитает реальный мир. Гаспар колеблется между ними, будто ему хочется жить неопределенной двойной жизнью, а не одной — ясной.
— Мельвиль Пупо вышел особенно удачно в роли злодея.
— Я долго искал актера. Но Мельвиль, он же начал играть у Рауля Руиса и еще очень молод, ему же меньше сорока. Он сохранил свою моложавость, но при этом уже взрослый человек. Пупо мог переходить из одного регистра в другой, что требовалось в его роли. И к тому же он очень умен, а мне нужен был такой человек, чтобы зритель смог почувствовать его силу и способность манипулировать людьми. Чтобы он не просто сидел за клавиатурой компьютера, а излучал силу. В то же время мне хотелось, чтобы он порой был мягким персонажем.
— Про вас писали, что вы усвоили уроки знаменитого жанрового режиссера Жака Турнера в цифровую эпоху. Вы согласны с таким утверждением?
— Да, мне очень понравилось это сравнение, я очень люблю Турнера. А жанровые фильмы люблю особенно, и не только потому, что они завораживают. Их прелесть в определенных условностях, которые выявляют природу человека, власть ночи — вот это меня привлекает. Такое кино обычно затрагивает темы, которые разумные люди — обычные люди — обходят стороной. И мне важно, что эти фильмы — за пределами разумного. Моя задача заключалась в том, чтобы сделать особую картину — со смесью анимации и реальных образов.
— Почему вы выбрали музыку группы M83, с их нежными переливчатыми инструменталами?
{-tsr-}— Я наткнулся на их диск, и он мне очень понравился. Прежде всего, мне казалось, что эта музыка свяжет игру и реальную жизнь, к тому же это пример того, что слушает молодежь. В этой музыке есть что-то очень лиричное. Что-то, что связано с поисками идеала. В их песнях я слышу и трагичные нотки, и ностальгию. Лидер M83 Энтони Гонсалес любит музыку 1980-х, которая мне близка просто в силу возраста.
— Вы работали с очень разными режиссерами — Лораном Канте, Домиником Моллом, Венсаном Дьетром. Вас всех что-нибудь объединяет?
— Жизнь нас объединила. Ну, это люди, с которыми у нас взаимная привязанность. Конечно, они представляют разные миры, но с ними замечательно работать — мы друзья и понимаем друг друга и наши задачи.