Отчасти это история мести, но мне хотелось бы, чтобы фильм воспринимался как путешествие героя в поисках справедливости и уважения.
Просмотров: 8137
Чай Шанцзюнь: «Большинство преступлений совершается при ярком солнечном свете»
Лауреат «Серебряного льва» за лучшую режиссуру о своей работе «Люди горы, люди море» – самом загадочном фильме венецианского конкурса
На завершившемся в субботу 68-м Венецианском фестивале приз за лучшую режиссуру получил китайский режиссер Чай Шанцзюнь. Его картина «Люди горы, люди море» изначально не была заявлена в списке конкурсных фильмов и появилась в программе в качестве фильма-сюрприза. Директор фестиваля Марко Мюллер известен как китаист и последовательный пропагандист нового китайского кино: в 2006-м году фильмом-сюрпризом стал «Натюрморт» Цзя Чжанке,Читать!
Название фильма – «Люди горы, люди море» – китайская идиома, обозначающая большую толпу. Картина начинается со сцены убийства – на горной дороге, под палящим солнцем, напоминающим о солнце из «Постороннего» Камю, пассажир вонзает нож в спину мотоциклиста. Полиция не хочет расследовать дело, и старший брат убитого вынужден отвлечься от собственных проблем, чтобы найти убийцу. Он идет по его следу, попадая в разные города и человеческие сообщества, пока не оказывается в нелегальной шахте, где среди других измученных рабочих часто скрываются беглые преступники. Шахта – мир утилитарной жестокости, где за любой проступок человека могут без лишних разговоров забить лопатами или залить водой из брандспойта.
Даже после второго просмотра в картине остается много непроясненного и неожиданного, перемещение камеры из-под палящего солнца в глубину шахты производит странное, почти пугающее впечатление, как хладнокровные убийства в кадре. МАРИЯ КУВШИНОВА встретилась с режиссером Чай Шанцзюнем после премьеры и попыталась выяснить, что за историю он рассказал в картине.
– Фильм ведь основан на реальных событиях, да?
– Да, это случилось в Гуанчжоу, я там как раз снимал один из своих фильмов. То, что вы видите в начале картины – точная реконструкция реальных событий. Молодого парня, мотоциклиста, убил и ограбил его пассажир. Преступника никто не искал. Полицейских в том месте мало, а те, кто есть, не особо надрываются на работе. Поэтому расследованием занялся старший брат убитого: он понял, что кроме него больше просто некому, и довел дело до конца. Год потратил, проехал весь Китай и нашел убийцу.
– И что он с ним сделал? Убил?
– Нет. Передал полиции.
– В конце своего путешествия ваш герой оказывается среди тех, кто работает в нелегальной шахте. Что это вообще за шахты такие?
– Таких угольных шахт на самом деле довольно много по всему Китаю. Там люди действительно работают в чудовищных условиях – так выгоднее работодателю. Главная проблема – коррупция, эти шахты существуют при поддержке местных властей, которые вступают с владельцами в сговор. Но на национальном уровне проблему, конечно, пытаются решить, и часть этих шахт уже закрыта.
– Социальные проблемы – только фон, в центре картины – история человека, история мести.
– Отчасти это история мести, но мне хотелось бы, чтобы фильм воспринимался как путешествие героя в поисках справедливости и уважения.
– Во время своей поездки он встречает бывшую подругу и маленького сына...
– Да, они когда-то с этой женщиной вместе работали, а потом она забеременела, и он сбежал – уволился и вернулся в родной город. Не хотел брать на себя ответственность.
– У вас там очень интересное визуальное решение: сцена убийства происходит на ярком солнце, среди белых известняковых гор, а потом фильм становится все темнее и мрачнее.
– Пейзаж, обстановка, в которой существуют герои – очень важная часть реальности, которая создается в фильме. Воссоздание среды – важный элемент в описании характеров и поступков.
Нам кажется, что убийство – это что-то, что происходит во тьме, но на самом деле большинство преступлений совершается при ярком солнечном свете. В первом эпизоде вы почти слепнете от белизны, но потом картинка становится все мрачнее и мрачнее – перед вами темно-синее небо и черный мрак шахт.
– Название картины объясняется в пресс-релизе: «Люди горы, люди море» – это обозначение большой массы людей. Но в начале картины мы видим только двоих – убийцу и жертву, а потом одного – брата жертвы. Человеческая масса появляется только в финале картины.
– Когда употребляют это выражение, ты сразу представляешь себе огромное количество людей. И за этими несколькими людьми мы можем разглядеть других – всех, кто стоит за ними. Та самая человеческая масса, о которой вы говорите, в картине спрятана, но она подразумевается.
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452031
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343524
- 3. Норильск. Май 1269188
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897825
- 5. Закоротило 822355
- 6. Не может прожить без ирисок 783554
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760416
- 8. Коблы и малолетки 741496
- 9. Затворник. Но пятипалый 472514
- 10. ЖП и крепостное право 408143
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403766
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371047