Отчасти это история мести, но мне хотелось бы, чтобы фильм воспринимался как путешествие героя в поисках справедливости и уважения.

Оцените материал

Просмотров: 8137

Чай Шанцзюнь: «Большинство преступлений совершается при ярком солнечном свете»

Мария Кувшинова · 12/09/2011
Лауреат «Серебряного льва» за лучшую режиссуру о своей работе «Люди горы, люди море» – самом загадочном фильме венецианского конкурса

Имена:  Чай Шанцзюнь

©  Alessandro Bianchi  ⁄  Reuters

Чай Шанцзюнь - Alessandro Bianchi

Чай Шанцзюнь

На завершившемся в субботу 68-м Венецианском фестивале приз за лучшую режиссуру получил китайский режиссер Чай Шанцзюнь. Его картина «Люди горы, люди море» изначально не была заявлена в списке конкурсных фильмов и появилась в программе в качестве фильма-сюрприза. Директор фестиваля Марко Мюллер известен как китаист и последовательный пропагандист нового китайского кино: в 2006-м году фильмом-сюрпризом стал «Натюрморт» Цзя Чжанке, получивший в итоге «Золотого льва», в прошлом году неожиданным дополнением к программе стала «Канава» Ван Бина. Все три картины объединяет социальный подтекст – это истории человека в столкновении со средой, с реальностью Китая последних десятилетий. Один из зрителей после финальных титров запальчиво выкрикнул, что это никакой не сюрприз, потому что Мюллер каждый раз показывает один и тот же китайский фильм. Тем не менее, определенная интрига сохранялась до последнего момента: утром в день премьеры прошел слух, что в качестве сюрприза показывают новый фильм Брийанте Мендосы с Изабель Юппер в главной роли, днем эту информацию на своей странице в Facebook подтвердил «Юнифранс», что вызвало небольшой скандал. Премьера фильма в венецианском зале «Дарсена» прервалась из-за пожара: загорелась проводка и половина публики покинула зал, а для оставшихся проекцию возобновили после получасового перерыва.

Название фильма – «Люди горы, люди море» – китайская идиома, обозначающая большую толпу. Картина начинается со сцены убийства – на горной дороге, под палящим солнцем, напоминающим о солнце из «Постороннего» Камю, пассажир вонзает нож в спину мотоциклиста. Полиция не хочет расследовать дело, и старший брат убитого вынужден отвлечься от собственных проблем, чтобы найти убийцу. Он идет по его следу, попадая в разные города и человеческие сообщества, пока не оказывается в нелегальной шахте, где среди других измученных рабочих часто скрываются беглые преступники. Шахта – мир утилитарной жестокости, где за любой проступок человека могут без лишних разговоров забить лопатами или залить водой из брандспойта.

Даже после второго просмотра в картине остается много непроясненного и неожиданного, перемещение камеры из-под палящего солнца в глубину шахты производит странное, почти пугающее впечатление, как хладнокровные убийства в кадре. МАРИЯ КУВШИНОВА встретилась с режиссером Чай Шанцзюнем после премьеры и попыталась выяснить, что за историю он рассказал в картине.


– Фильм ведь основан на реальных событиях, да?

– Да, это случилось в Гуанчжоу, я там как раз снимал один из своих фильмов. То, что вы видите в начале картины – точная реконструкция реальных событий. Молодого парня, мотоциклиста, убил и ограбил его пассажир. Преступника никто не искал. Полицейских в том месте мало, а те, кто есть, не особо надрываются на работе. Поэтому расследованием занялся старший брат убитого: он понял, что кроме него больше просто некому, и довел дело до конца. Год потратил, проехал весь Китай и нашел убийцу.

– И что он с ним сделал? Убил?

– Нет. Передал полиции.

©  68th Venice Film Festival

Кадр из фильма «Люди горы, люди море»

Кадр из фильма «Люди горы, люди море»

– В конце своего путешествия ваш герой оказывается среди тех, кто работает в нелегальной шахте. Что это вообще за шахты такие?

– Таких угольных шахт на самом деле довольно много по всему Китаю. Там люди действительно работают в чудовищных условиях – так выгоднее работодателю. Главная проблема – коррупция, эти шахты существуют при поддержке местных властей, которые вступают с владельцами в сговор. Но на национальном уровне проблему, конечно, пытаются решить, и часть этих шахт уже закрыта.

– Социальные проблемы – только фон, в центре картины – история человека, история мести.

– Отчасти это история мести, но мне хотелось бы, чтобы фильм воспринимался как путешествие героя в поисках справедливости и уважения.

– Во время своей поездки он встречает бывшую подругу и маленького сына...

– Да, они когда-то с этой женщиной вместе работали, а потом она забеременела, и он сбежал – уволился и вернулся в родной город. Не хотел брать на себя ответственность.

– У вас там очень интересное визуальное решение: сцена убийства происходит на ярком солнце, среди белых известняковых гор, а потом фильм становится все темнее и мрачнее.

– Пейзаж, обстановка, в которой существуют герои – очень важная часть реальности, которая создается в фильме. Воссоздание среды – важный элемент в описании характеров и поступков.

©  68th Venice Film Festival

Кадр из фильма «Люди горы, люди море»

Кадр из фильма «Люди горы, люди море»

Нам кажется, что убийство – это что-то, что происходит во тьме, но на самом деле большинство преступлений совершается при ярком солнечном свете. В первом эпизоде вы почти слепнете от белизны, но потом картинка становится все мрачнее и мрачнее – перед вами темно-синее небо и черный мрак шахт.

– Название картины объясняется в пресс-релизе: «Люди горы, люди море» – это обозначение большой массы людей. Но в начале картины мы видим только двоих – убийцу и жертву, а потом одного – брата жертвы. Человеческая масса появляется только в финале картины.

– Когда употребляют это выражение, ты сразу представляешь себе огромное количество людей. И за этими несколькими людьми мы можем разглядеть других – всех, кто стоит за ними. Та самая человеческая масса, о которой вы говорите, в картине спрятана, но она подразумевается.

 

 

 

 

 

Все новости ›