Фильм Вима Вендерса доказывает, что в любви «слишком поздно» не бывает
Имена:
Вим Вендерс · Пина Бауш
© Premium Film
Кадр из фильма «Пина 3D»
В российский прокат выходит фильм Вима Вендерса «Пина», первый эксперимент режиссера в 3D, премьера которого состоялась зимой на Берлинском фестивале.
Однажды в Греции маленькая девочка пыталась затянуть в хоровод грустную молчаливую женщину, которая, по своему обыкновению, стояла в стороне и просто наблюдала. Тогда девочка подошла к ней, взяла за руку и на ломаном английском сказала: «Танцуй, танцуй, иначе мы пропали». Эти слова настолько потрясли женщину, великого немецкого хореографа
Пину Бауш, что стали ее девизом на многие годы. Их же взял Вим Вендерс в качестве подзаголовка для фильма, который он задумывал вместе со своей подругой, но вынужден был делать один. Пина Бауш умерла, так и не узнав, действительно ли
3D способно приоткрыть кинозрителю дверь в ее танец, как обещал Вендерс.
«Пина» оказалась самым долгосрочным проектом немецкого режиссера. Идея появилась двадцать лет назад, когда он, ничего не знавший о танцтеатре Пины Бауш, случайно попал на спектакль «Кафе Мюллер», в котором хореограф увековечила свои детские воспоминания о встречах и расставаниях в кафе ее родного города Золингена. Эти сорок минут, по признанию Вендерса, рассказали ему о мужчине и женщине больше, чем весь кинематограф мира. Как только они познакомились, восторженный Вендерс предложил Пине поработать над общим проектом. Сначала Бауш не придала этому значения, а потом, в течение многих лет их дружбы, периодически напоминала режиссеру о его опрометчиво сделанном предложении. Но Вендерс все не мог решиться: слишком велик был риск разрушить магию танца, не передав с помощью киноязыка то, что он однажды испытал, наблюдая за движениями сомнамбулических тел. Главное, что привлекало его, — невероятная работа с движением, метафизика страдающего и жаждущего тела. Кинематографу не по силам полностью уйти от слов, от определений, лишь одними жестами и движениями раскрыть суть явлений. Все, что Вендерс знал и умел как режиссер, не подходило для этой затеи. Он пытался найти средства, чтобы создать фильм-танец, который сможет затянуть зрителя в круговорот движений, как греческая девочка затянула Пину. Только посмотрев
картину о группе U2, снятую в 3D, Вендерс понял, что решение найдено, и приступил к съемкам. Через несколько месяцев после начала совместной работы Пина Бауш умерла от рака.
Остается только догадываться, каким получился бы фильм, если бы она была жива. Ясно одно — совсем другим. Вендерс должен был ездить за труппой по всему миру и снимать их выступления. Смерть хореографа сломала все его планы. Казалось, продолжать работу больше не имело смысла. Однако после обсуждений с осиротевшим коллективом Вендерс принял решение доделать фильм ради Бауш, никуда не выезжая за пределы Вупперталя, города, в котором Пина работала более сорока лет.
Читать текст полностью
Новая концепция была выстроена вокруг четырех спектаклей: «Кафе Мюллер», «Зоны контакта», «Полнолуние» и «Весна священная», чувственных, страстных драм о судьбе, возрасте, любви и войне полов. В этих постановках танцоры двигаются с такой яростью и неистовостью, что становится очевидно: все происходящее на сцене имеет личное отношение к каждому из них. Гонимые своими страстями и слабостями, они борются с собственной природой и обстоятельствами. Корчатся в судорогах, ломаются под тяжестью своей боли, сопротивляются стихиям, побеждают. Эти танцы не сможет исполнить никакая другая труппа, потому что они слишком личные, «закрепленные» именно за этими телами.
© Premium Film
Кадр из фильма «Пина 3D»
Простой демонстрацией отрывков из спектаклей Вендерс не ограничился. Для параллельной линии он использовал метод Пины — questioning, — с помощью которого хореограф ставила новые номера. Она залезала в голову своим танцорам, заставляла их быть откровенными. На репетиции Бауш задавала вопросы, на которые нужно было ответить не словами, а импровизированными танцами и языком тела. Какой ты видишь луну? Как можно показать удовольствие от движения? Что есть страх?
Вендерс пошел по тому же пути.
Вопрос, который он задавал, касался напрямую отношений каждого танцора и Пины. Он спрашивал: что она в тебе видела, что открыла в тебе? — и направлял камеру на лица танцоров. В кадре они не открывают рта. Просто смотрят. Закадровый текст — их мысли, которые обрываются и продолжают звучать в танцах, проникающих в разные уголки Вупперталя. Вендерс, проводивший в детстве много времени в этом городе, отобрал лучшие урбанистические и ландшафтные виды: подвесная дорога, заброшенная фабрика, соленое озеро, обрыв, лес, стеклянные дома. Исполняемые на свободе сольные и парные номера становятся последним посвящением танцоров человеку, с которым многие из них прошли многолетний путь от насмешек и неприятия до преклонения публики.
© Premium Film
Кадр из фильма «Пина 3D»
Таким образом, фильм, который задумывался как взгляд на мир Пины и ее труппы, Вендерс превратил во взгляд труппы на нее. Предельно личный и честный взгляд. Благодарный и печальный. Ни об одном другом хореографе нельзя было бы снять фильм в подобном духе. Только о Бауш. Во времена деконструкции нарратива Пина позволяла себе рассказывать истории о людях. В век смерти субъекта она наперекор всему ценила лица и характеры. Ее труппа никогда не была столь обезличенной, как у Мерса Каннингема. Ее танцоры оставались в первую очередь людьми. Смешными, униженными, красивыми, замученными, потерянными, увядающими. Людьми разных комплекций и национальностей. Людьми, которые танцуют, потому что не могут не танцевать. Танцорами со своим представлением обо всем, со своим опытом, морщинами, весом. Такими они предстают и в фильме Вендерса. Они соблазняют друг друга и проклинают. Стонут от одиночества и кричат от страха. Высмеивают свои комплексы и озорно шутят. В танце.
Вендерс почти не позволяет себе проникать на репетицию с камерой. Он не показывает черновые варианты, не раскладывает волшебство на сегменты. Он дорожит магией Пины. Вендерс внедряется в сам танец. Благодаря трехмерному киноязыку он расширяет, оживляет пространство, которое, как и частое дыхание танцоров, обступает зрителя со всех сторон. Камера вползает в танец, становясь такой же двигающейся субстанцией, как и танцоры.
© Premium Film
Кадр из фильма «Пина 3D»
Фильм «Пина» — не только визуальное потрясение, но и музыкальное. Конечно, во многом это заслуга самой Бауш, которая не делала различия между классикой, поп-музыкой и джазом. Она просто отбирала музыку. Русские мотивы Стравинского сменяются «Плачем Дидоны», одной из самых красивых арий Генри Перселла, плавное немецкое ретро — точными ритмами Юна Мияки.
Но меломан Вендерс работал не только с готовым материалом. Он попросил Тома Ханрайха, который писал музыку для предыдущих фильмов Вендерса, сочинить саундтрек и для «Пины». Получившиеся композиции, от минималистичных переливов в главной теме до кавера на песню Билли Холидей, звучат в фильме наравне с признанными музыкальными шедеврами.
Танец Бауш — не просто хореография. Это любое движение, постоянные повторы, течение самой жизни. Смена одного и другого: времен года, встреч и расставаний, поколений. Вендерс усиливает этот эффект с помощью монтажа, соединяя в одном кинопространстве три версии «Зон контакта»: с членами труппы, мужчинами и женщинами старше шестидесяти пяти и подростками. На экране один возраст превращается в другой, затем — в третий. Но эти изменения нелинейны. Участники спектакля молодеют, взрослеют, увядают и снова молодеют… Все так, как и в вечной смене времен года, которую символизирует проход танцоров в начале и в конце фильма. Все — яркие, красивые, разного роста и возраста, они повторяют одни и те же движения, показанные когда-то Пиной: весной появляется трава, летом ярко светит солнце, осенью падают листья, зимой холодно, весной появляется трава. Это траурное шествие в память Пины лишено скорби. Оно похоже на знаменитый «Танец смерти» из «Седьмой печати» Бергмана. Только танец труппы Пины Бауш — это танец жизни. Вечной жизни, которая, заканчиваясь, начинается.
{-tsr-}Фильм Вендерса уже успели раскритиковать за то, что самого Вендерса в нем мало, а вся красота — заслуга Бауш. Наверное, так может сделать только мастер — не направляя софиты на себя, остаться в тени другого мастера. «Пина» — это подарок не только королеве немецкого выразительного танца, но и тем, кто не успел попасть на постановки, пока труппа гастролировала. Или не успел полюбить Пину Бауш, пока она была жива. Новая картина Вендерса получилась еще и о том, что для любви понятия «слишком поздно» не существует.
ИнтерФильмВосток InterFilmWostok presents:
:ДОпремьерные показы новейших НЕМЕЦКОязычных фильмов
:ind.newGERMAN_CINEMAfest:minsk:belarus:2011
:фЭст нового немецкого кино:минск:беларусь:2011:
Только в «Доме Кино» на Толбухина штрассе +3 75 293 900217
1.
ПОЛЬСКАЯ ПАСХА
POLNISCHE OSTERN / EASTER GOIS POLISH
КОМЕДИЯ, 91 МИН. / ГЕРМАНИЯ 2011
Режиссер: Якоб Цимницки
Сценарий: Катрин Милхан, Якоб Цимницки
Оператор: Бенжамин Дернбехер
Кастинг: Даниела Толкиен
Композитор: Дирк Дрессельхаус
Продюсеры: IШтеффи Аккерман
Производство: Polyphon Film-und Fernsehgesellschaft,Das Kleine Fernsehspiel ZDF;DOKfilm Fernsehproduktion GmbH
В ролях: Генри Хюбшен, Парашива Драгус, Адриан Тополь, Гражина Шаполовска, Барбара Высотска, Валера Канищев, Дорис Кунстман
Новая комедия с Хенри Хюбхен Henry Huebchen в главной роли
фильмография: Виски с водкой /Whisky mit Wodka/ Мои слова, моя ложь, моя любовь /Lila, Lila/ "Все за Цукеров" /Alles auf Zucker!/, Повар-вор /c(r)ook/, Дальний свет /Lichter/ и Гражина Шаполовска Grazyna Szapolowska филмография: Розочка /Rozyczka/, Пан Тадеуш /Pan tadeusz/, Три цвета: белый /Trois couleurs: Blanc/, Осуждение /Condanna, La/, Глядя друг на друга /Egymasra nezve/
Булочник Вернер Грабош обеспокоен тем, что после смерти дочери в результате автокатастрофы, его единственная любимая внучка Матильда должна вернуться к своему польскому отцу и покинуть Германию. Матильду отправляют в Польшу,тем временем у Вернера созревает план. На Пасху он впервые решает посетить польских родственников…Звёздный Немецко-Польский актерский ансамбль (Хенри Хюбхен, Гражина Шаполовска), великолепный этнический саунд фильма, забавный монтаж; так мило и с юмором описывает, живущий в Берлине режиссер Якоб Цимницки, отношения между людьми, отношения между соседями: Германией и Польшей.
Макс Офюльс Прайс, Саарбрюккен, Зоммер Нахт Фильм Фестиваль и т.д.
---
2.
В ТЕНИ
IM SCHATTEN
ТРИЛЛЕР, 85 МИН. / ГЕРМАНИЯ 2010
Режиссер: Томас Арслан
Сценарий: Томас Арслан
Оператор: Райнхольд Форшнайдер
Монтаж: Беттина Бликведе
Художник-постановщик: Райнхильд Блашке
Музыка: Гейр Йенсен
Продюсеры: Флориан Кёрнер фон Густорф, Михаэль Вебер
Производство: Schramm Film Koerner & Weber совместно с ZDF/3sat
В ролях: Мишель Матишевич, Каролине Айххорн, Уве Бом, Райнер Бок, Давид Шелер, Петер Курт
Профессиональный грабитель Троян, выйдя из тюрьмы, сразу оказывается в привычном для него криминальном мире. Ему нужны деньги, и он ищет себе дело, которое при минимальных усилиях принесло бы хорошую выручку. И такое дело находится: ограбление инкассаторов. В подготовке операции Троян крайне осторожен и предусмотрителен; всё говорит за то, что она должна пройти успешно. Есть, однако, человек, которого он не учитывает в своих планах…
Участие в фестивалях:
Берлинский Международный Кинофестиваль Берлинале 2010, Буэнос-Айрес 2010, Шанхай 2010 и т.д.
---
3.
ГРАНИЦА
DIE GRENZE
ТРИЛЛЕР, 120 МИН / ГЕРМАНИЯ 2010
Режиссер: Роланд Зузо Рихтер
Сценарий: Кристоф и Фридеманн Фромм по идее Нико Хофманна
Оператор: Холли Финк
Монтаж: Bernd Schlegel
Художник-постановщик: Михаэль Кёнинг
Музыка: Мартин Тодшаро
Продюсер: Нико Хофманн
Производство: teamWorks Television & Film GmbH по заказу SAT 1 совместно с Seven One International
В ролях: Бенно Фюрманн, Мари Боймер, Томас Кречманн, Уве Кокиш, Аня Клинг, Инка Фридрих
Рекламный дизайнер Рольф Хаас, человек финансово благополучный и уверенный в себе, в одночасье лишается всего. Из квартиры, за которую он в срок выплачивал аренду, его выселяют под предлогом многомесячной задержки платы. Все деньги с кредитных карт оказываются переведенными в швейцарский банк по его поручению, которого он никому никогда не давал. Семьи у него нет, а о том, как он поступил со своим лучшим другом, ему горько даже вспоминать. Он почти потерял надежду понять, что с ним произошло, как вдруг появляется женщина, обещающая вернуть все потери. Она – советник канцлера по вопросам государственной безопасности. Что нужно ей от него, а главное – какой ценой он может вернуть себе все, чего его лишили?
ИнтерФильмВосток представляет
:ind.newGERMAN_CINEMAfest:minsk:belarus:2011
:фЭст нового немецкого кино:минск:беларусь:2011
Только 13,14,15 Октября 2011 в 21.00 в Доме Кино на Толбухина Штрассе 18 инфо +375 293 900217
Ахтунг! мой КИНОдруг и коллега. Передай ИНФО по-возможности ДАЛЬШЕ.
Спасибо за КУЛЬТУРную поддержку!