Фестивальное движение в России – дорого, стыдно, бессмысленно
© Предоставлено ОАО «Санкт-Петербургский Международный центр фестивалей и праздников»
Выступление Филиппа Киркорова и Анны Нетребко на открытии Санкт-Петербугского международного кинофорума
Дуэт Анны Нетребко и Филиппа Киркорова на открытии Санкт-Петербургского международного кинофорума травмировал местную интеллигенцию, но стал идеальной метафорой российской фестивальной политики и практики. Доказательством того, что в одной упряжке у нас запросто могут оказаться и конь, и лань. В случае Кинофорума — трепетная лань синефилии и административный конь, одним копытом уже практически ступивший в сенат.
Мероприятие в Петербурге — прощальный (как стало понятно в процессе) подарок Валентины Матвиенко городу, а также команде энтузиастов, мечтавших путем компромисса с начальственными вкусами создать содержательный форум — конкурента стозевному лаящему чудищу, которым уже довольно давно
обернулся ММКФ.
Были предприняты разумные действия: собрали компактную пятидневную программу, организовали
круглые столы с небанальными спикерами, пригласили изысканнейших режиссеров, в нашей стране известных только сугубым специалистам, — Жан-Шарля Фитусси,
Хосе Луиса Герина,
Наоми Кавасе, из новых — победительницу
Гетеборга и «Трайбеки» Лизу Ашан. Всех этих людей, а также группу московских экспертов и журналистов поселили в двух самых фешенебельных гостиницах города, и довольно быстро стало понятно, что просветительская инициатива в общем и целом накрывается конем.
Работать на Кинофоруме оказалось практически невозможно. Разветвленные и бестолковые фестивальные службы не имели связи друг с другом, как отрубленные головы дракона, гости упивались, не приходили на интервью, без предупреждения покидали Петербург. Местную прессу выводили из элитных выгородок с охраной, московским гостям разве что не лизали ботинки, но в залы пропускали неохотно, как бы намекая на то, что в городе белых ночей и больших бюджетов не стоит так зацикливаться на кино. Намек был понят не всеми, но многими — и вот уже рафинированный каталонский режиссер, знаток Довженко и Медведкина, в день своего показа и встречи со зрителями вместо кинотеатра оказывается на балете, а известный журналист, выпивший за завтраком бесплатного шампанского, пишет в газете, что петербургский Кинофорум буквально во всем превзошел ММКФ (дополнительный вопрос: всегда ли комфорт сопряжен с мучительным чувством стыда?).
Он действительно превзошел — только совсем не в той части, о которой думали идеалисты из оргкомитета. Понятно, что пресловутый вопрос
сотрудничества интеллектуалов и власти может быть задан только в безвоздушном пространстве, а не в пространстве реальных российских городов. Что большой фестиваль в Петербурге не может существовать без участия Смольного. Что Смольный допускает Фитусси, но хочет Нетребко с Киркоровым и дождь из шампанского с икрой. Понятно также, что клеймо «Смольный» отпугивает изрядную часть потенциальной аудитории из числа фрондирующих интеллигентов. Оправдан ли компромисс — каждый решает сам, в том числе и представители московской прессы, облаком саранчи перелетающие из Иванова в Вологду, из Вологды в Петербург, пирующие на банкетах и создающие видимость культурного процесса.
Читать текст полностью
Все это имеет отношение к амбициям местных царьков, но никак не к фестивальному движению. Как и во многих других случаях, у нас происходит слепое заимствование формы, термина («фестиваль») с последующим его наполнением прокрученным в мясорубке фаршем из осетрины с ассигнациями.
В последние годы фестивальное движение в мире претерпевает принципиальные изменения. Фестивали сейчас не только площадка для профессионалов (как Канны). Они (самые осмысленные из них) превратились в кураторские проекты или в альтернативу умирающему театральному прокату арт-кино. Аренда фестивальных копий, денежные призы — все это пока еще не работает как полноценный бизнес-механизм, но уже становится существенной поддержкой для кинематографистов, особенно независимых.
Кроме того, на фестивалях второго ряда происходит более вдумчивое осмысление неоднозначных картин, проскочивших мимо внимания критиков в Каннах или Берлине. Именно многочисленные региональные киносмотры, а также глобализация критики, развитие ее универсального, англоязычного сегмента позволяет альтернативному кино существовать, оказываться в поле поименованного и отрефлексированного.
Еще один путь локального фестиваля — быть фильтром, инстанцией первичного отбора для национальных картин, точкой отсчета для их дальнейшего путешествия по миру. С этой функцией в нашей стране вполне успешно справляется «Кинотавр» (кстати, на протяжении всей своей истории предприятие частное). В Сочи (где тоже пьют шампанское, но в фарше все-таки преобладает мясо) приезжают иностранная пресса и кураторы, которые находят здесь то, что было пропущено, скажем, при очень требовательном и ограниченном каннском отборе.
Элемент тщеславия, разумеется, присутствует везде, особенно в родственных коррупционных культурах: Венецианский фестиваль, почти лишенный в последние годы бизнес-составляющей (рынком для завершенных к осени картин является фестиваль в Торонто), остается одним из самых пафосных светских мероприятий года. Но и здесь не ограничиваются красной ковровой дорожкой — старейший в мире киносмотр ищет источник легитимности в родственных венецианских арт-институтах, исследуя новые формы киноязыка.
Единственный состоятельный киносмотр, который был создан в России за последние годы — «2morrow/Завтра», результат деятельности отборщика Алексея Медведева. Киносмотр не просуществовал в первоначальном виде и трех лет, раскололся надвое — и ни до, ни после раскола не вызвал большого интереса у публики, не имеющей привычки взаимодействия с результатами осмысленной кураторской деятельности.
Одноразовые фестивали, проводимые на деньги местных, подлежащих внезапной замене властей, не занимаются формированием аудитории. Такой цели у них нет и никогда не было. Главный (хотя бы по размерам) российский фестиваль — Московский — годами отрицательной селекции породил аудиторию, состоящую из людей, во время фильма свободно гуляющих по залу и разговаривающих по телефону. Дело не в зрителях, а именно в селекции, что доказывает, скажем, пример кинотеатральной сети «Пять звезд», которая за несколько лет вырастила себе ту аудиторию, на которую решила делать ставку — интеллигентную семейную публику.
Проблема на самом деле еще серьезнее. В те годы, когда в кинотеатрах продавались диваны и трюмо, у российского зрителя исчезло представление о кинематографе как о предмете, к которому можно и нужно относиться серьезно. Надолго исчезнув, кино вернулось к нам уже как чистое, попкорновое, трехмерное развлечение. Тот, кто интересуется художественным осмыслением реальности, больше не ищет его в кино, не имеет такой привычки, не держит его в голове. Кино — подростковое развлечение повсеместно, однако во всем мире существуют все-таки резервации для взрослых, но только не у нас. Связь думающего российского зрителя с мировым кинематографом оборвалась в начале 1990-х: старшее поколение застряло где-то в области позднего Феллини или в лучшем случае Гринуэя, младшее воспринимает только статусный арт-мейнстрим — фон Триера, Вуди Аллена или Коэнов, и только несколько раз в год.
{-tsr-}Фестиваль per se — это апогей интереса, внимания, любви, серьезного отношения к кинематографу. В России этот интерес утрачен, не сформирован, выдавлен в виртуальное пространство, не артикулирован и не выливается в коммуникацию вокруг кино, площадкой для которой по идее и должны становиться фестивали.
Киносмотры в России множатся и будут множиться дальше, обслуживать их будут одни и те же «синефилы при губернаторе» (или, если так благозвучнее, кондотьеры фестивального отбора), создавая эффективные каналы для коммуникации Нетребко с Киркоровым — но более ни для чего.
Организация не понравилась? Тяжело было на фильм попасть. Какие нехорошие организаторы!
Фитусси и Кавасе привезли? Вот ведь сволочи прокремлевские.
Зажрались вы барышня.
Хотите писать про фестивали другого порядка, пишите, ради бога. Но только при чем здесь страна, где фестивалей и первого порядка нет.
Смешно, право слово, воспоминания ваши о Каннах и Берлинах в этой стране читать. Спуститесь с небес на грешную русскую землю.
крутой программинг мало где есть и никому не нужен - sad but true
Как питерский человек хочу сказать, что в залах были полнейшие аншлаги на самые разные и сложные программы. И это говорит о том, что город изголодался по хорошему кино и разумной культурной политике. Конечно, как первый форум - он не был идеальным во всех смыслах, но команда синефилов старалась и ее старания оценила не только питерская публика.
Кстати, питерского губернатора на банкетах не было, так что и тут вы, Маша, не очень правы.
Внимательно прочитал Ваш текст. Такое ощущение, что мы с Вами был на разных фестивалях. А Вы вообще там были?
Это видимо очень здорово поднимает свою самооценку, если пнуть сразу всех.
И «стозевно лаЮщий» ММКФ, который, кстати, в этом году представил очень интересную деловую программу, а Вы ее посещали? Нет?
И Питерский Кинофорум, который не ограничивался, поверьте, шампанским и красной икрой, и вообще всех. А какие фильмы Вы лично посетили? А деловую программу?
Слушайте, ну нельзя же только на своих эмоциях и дурно понятых слухах строить а ля «аналитическую статью о фестивалях». Непрофессионально как то.
Нет, ну то есть, все кто что-то делает в этой стране в области кино – это непременно либо «чудовища» (в случае ММКФ), либо прогибающиеся под губернаторского коня лани.
У Вас самая выгодная позиция – «Все в грязи, одна я в белом».
Конечно, Вас красной икрой с шампанским на завтрак не купишь, Вы выше этого. Это же они, коллеги по цеху за икру продаются. Вы не такая. Вы, видимо, и икоркой не побрезговали, и всех этой икрой еще и попрекнули.
Стыдно за Вас.
Альмадовар по спецприглашениям и нет билетов на Каурисмяки - не помню такого и на Фестивале фестивалей.
ок, ок, но конкретный вопрос - почему Альмодовар по спецпропускам?
фестиваль это коллективный труд, организаторам не надо его защищать - это уже не их работа, а нечто такое, что начинает жить само по себе (это примерно как книга с опечатками). ну или еще большой эвент напоминает хаос войны - каждый видит свой маленький участок, а остальное поле битвы все заволок дым, и слышны только крики раненых и стоны мертвецов
как сделать лучше, тоже непонятно
мария же как-то сильно перегнула палку, как по части осуждения шампанского (это завтрак, обычный для гостиницы такого класса, кто хочет пьет кто хочет закусывает), так и уже в подзаголовке. Фестивальное движение в России – дорого, стыдно, бессмысленно. очень мило. наконец нас всех пристыдили, мерси. потом выясняется, что все-таки есть и кинотавр, которым тоже недовольных полно - кому обед не в том месте накрыли, кого вечеринкой обнесли. и завтра как сияющий бриллиант. но ведь и кинофрум тоже привез режиссеров, известных только специалистам, и на круглых столах были небанальные спикеры. но во славу мысли о кураторских фестивалях, до которых публике дела нет, потому что ммкф ее испортил, и они идут под нож.
могло быть... лукавите вы!
да никогда на ФФ не было такого, я на Антихриста спокойно пришел в прошлом годе. и я даже знаю ответ, он есть в расписании - Михайловский театр, красная дорожка, киофорум гала, нагнали бомонда, а о нас, простых киноманах не озаботились. да ни одному нормальному прокатчику такой показ нафиг не нужен.........
"Связь думающего российского зрителя с мировым кинематографом оборвалась в начале 1990-х: старшее поколение застряло где-то в области позднего Феллини или в лучшем случае Гринуэя, младшее воспринимает только статусный арт-мейнстрим... В России этот интерес утрачен..."
много мозгов не надо. Это было сказано уже десятки и десятки раз за последние годы. Разве что, ленивый не говорил.
Вот только ПОЧЕМУ так произошло? Ну, если про причины не можете, то опишите механизм (чуть поболее, чем мутное обобщение про "сотрудничество интеллектуалов и власти"). В общем, дайте АНАЛИЗ. Вы же не сторонний наблюдатель, с которого спрос не большой, потому простую фиксацию фактов с его стороны видеть естественно. Вы работающий на полную ставку интеллектуал "внутри" среды. Где же осознание среды?
А переливать из пустого впорожное, сводя все к классическому "В России все плохо" - ума много не надо.
ра Тасбулатова
еврей: "Это не честно! Папа ворует наши еврейские шутки!"
мулла: "Шутки совсем не смешные."
кто вас пускает в эти чаты?