Как и во многих других случаях, у нас происходит слепое заимствование формы, термина («фестиваль») с последующим его наполнением прокрученным в мясорубке фаршем из осетрины с ассигнациями.

Оцените материал

Просмотров: 24041

Синефилы при губернаторе

Мария Кувшинова · 18/07/2011
Фестивальное движение в России – дорого, стыдно, бессмысленно

©  Предоставлено ОАО «Санкт-Петербургский Международный центр фестивалей и праздников»

Выступление Филиппа Киркорова и Анны Нетребко на открытии Санкт-Петербугского международного кинофорума

Выступление Филиппа Киркорова и Анны Нетребко на открытии Санкт-Петербугского международного кинофорума

Дуэт Анны Нетребко и Филиппа Киркорова на открытии Санкт-Петербургского международного кинофорума травмировал местную интеллигенцию, но стал идеальной метафорой российской фестивальной политики и практики. Доказательством того, что в одной упряжке у нас запросто могут оказаться и конь, и лань. В случае Кинофорума — трепетная лань синефилии и административный конь, одним копытом уже практически ступивший в сенат.

Мероприятие в Петербурге — прощальный (как стало понятно в процессе) подарок Валентины Матвиенко городу, а также команде энтузиастов, мечтавших путем компромисса с начальственными вкусами создать содержательный форум — конкурента стозевному лаящему чудищу, которым уже довольно давно обернулся ММКФ.

Были предприняты разумные действия: собрали компактную пятидневную программу, организовали круглые столы с небанальными спикерами, пригласили изысканнейших режиссеров, в нашей стране известных только сугубым специалистам, — Жан-Шарля Фитусси, Хосе Луиса Герина, Наоми Кавасе, из новых — победительницу Гетеборга и «Трайбеки» Лизу Ашан. Всех этих людей, а также группу московских экспертов и журналистов поселили в двух самых фешенебельных гостиницах города, и довольно быстро стало понятно, что просветительская инициатива в общем и целом накрывается конем.

Работать на Кинофоруме оказалось практически невозможно. Разветвленные и бестолковые фестивальные службы не имели связи друг с другом, как отрубленные головы дракона, гости упивались, не приходили на интервью, без предупреждения покидали Петербург. Местную прессу выводили из элитных выгородок с охраной, московским гостям разве что не лизали ботинки, но в залы пропускали неохотно, как бы намекая на то, что в городе белых ночей и больших бюджетов не стоит так зацикливаться на кино. Намек был понят не всеми, но многими — и вот уже рафинированный каталонский режиссер, знаток Довженко и Медведкина, в день своего показа и встречи со зрителями вместо кинотеатра оказывается на балете, а известный журналист, выпивший за завтраком бесплатного шампанского, пишет в газете, что петербургский Кинофорум буквально во всем превзошел ММКФ (дополнительный вопрос: всегда ли комфорт сопряжен с мучительным чувством стыда?).

Он действительно превзошел — только совсем не в той части, о которой думали идеалисты из оргкомитета. Понятно, что пресловутый вопрос сотрудничества интеллектуалов и власти может быть задан только в безвоздушном пространстве, а не в пространстве реальных российских городов. Что большой фестиваль в Петербурге не может существовать без участия Смольного. Что Смольный допускает Фитусси, но хочет Нетребко с Киркоровым и дождь из шампанского с икрой. Понятно также, что клеймо «Смольный» отпугивает изрядную часть потенциальной аудитории из числа фрондирующих интеллигентов. Оправдан ли компромисс — каждый решает сам, в том числе и представители московской прессы, облаком саранчи перелетающие из Иванова в Вологду, из Вологды в Петербург, пирующие на банкетах и создающие видимость культурного процесса.

Все это имеет отношение к амбициям местных царьков, но никак не к фестивальному движению. Как и во многих других случаях, у нас происходит слепое заимствование формы, термина («фестиваль») с последующим его наполнением прокрученным в мясорубке фаршем из осетрины с ассигнациями.

В последние годы фестивальное движение в мире претерпевает принципиальные изменения. Фестивали сейчас не только площадка для профессионалов (как Канны). Они (самые осмысленные из них) превратились в кураторские проекты или в альтернативу умирающему театральному прокату арт-кино. Аренда фестивальных копий, денежные призы — все это пока еще не работает как полноценный бизнес-механизм, но уже становится существенной поддержкой для кинематографистов, особенно независимых.

Кроме того, на фестивалях второго ряда происходит более вдумчивое осмысление неоднозначных картин, проскочивших мимо внимания критиков в Каннах или Берлине. Именно многочисленные региональные киносмотры, а также глобализация критики, развитие ее универсального, англоязычного сегмента позволяет альтернативному кино существовать, оказываться в поле поименованного и отрефлексированного.

Еще один путь локального фестиваля — быть фильтром, инстанцией первичного отбора для национальных картин, точкой отсчета для их дальнейшего путешествия по миру. С этой функцией в нашей стране вполне успешно справляется «Кинотавр» (кстати, на протяжении всей своей истории предприятие частное). В Сочи (где тоже пьют шампанское, но в фарше все-таки преобладает мясо) приезжают иностранная пресса и кураторы, которые находят здесь то, что было пропущено, скажем, при очень требовательном и ограниченном каннском отборе.

Элемент тщеславия, разумеется, присутствует везде, особенно в родственных коррупционных культурах: Венецианский фестиваль, почти лишенный в последние годы бизнес-составляющей (рынком для завершенных к осени картин является фестиваль в Торонто), остается одним из самых пафосных светских мероприятий года. Но и здесь не ограничиваются красной ковровой дорожкой — старейший в мире киносмотр ищет источник легитимности в родственных венецианских арт-институтах, исследуя новые формы киноязыка.

Единственный состоятельный киносмотр, который был создан в России за последние годы — «2morrow/Завтра», результат деятельности отборщика Алексея Медведева. Киносмотр не просуществовал в первоначальном виде и трех лет, раскололся надвое — и ни до, ни после раскола не вызвал большого интереса у публики, не имеющей привычки взаимодействия с результатами осмысленной кураторской деятельности.

Одноразовые фестивали, проводимые на деньги местных, подлежащих внезапной замене властей, не занимаются формированием аудитории. Такой цели у них нет и никогда не было. Главный (хотя бы по размерам) российский фестиваль — Московский — годами отрицательной селекции породил аудиторию, состоящую из людей, во время фильма свободно гуляющих по залу и разговаривающих по телефону. Дело не в зрителях, а именно в селекции, что доказывает, скажем, пример кинотеатральной сети «Пять звезд», которая за несколько лет вырастила себе ту аудиторию, на которую решила делать ставку — интеллигентную семейную публику.

Проблема на самом деле еще серьезнее. В те годы, когда в кинотеатрах продавались диваны и трюмо, у российского зрителя исчезло представление о кинематографе как о предмете, к которому можно и нужно относиться серьезно. Надолго исчезнув, кино вернулось к нам уже как чистое, попкорновое, трехмерное развлечение. Тот, кто интересуется художественным осмыслением реальности, больше не ищет его в кино, не имеет такой привычки, не держит его в голове. Кино — подростковое развлечение повсеместно, однако во всем мире существуют все-таки резервации для взрослых, но только не у нас. Связь думающего российского зрителя с мировым кинематографом оборвалась в начале 1990-х: старшее поколение застряло где-то в области позднего Феллини или в лучшем случае Гринуэя, младшее воспринимает только статусный арт-мейнстрим — фон Триера, Вуди Аллена или Коэнов, и только несколько раз в год.

Фестиваль per se — это апогей интереса, внимания, любви, серьезного отношения к кинематографу. В России этот интерес утрачен, не сформирован, выдавлен в виртуальное пространство, не артикулирован и не выливается в коммуникацию вокруг кино, площадкой для которой по идее и должны становиться фестивали.

Киносмотры в России множатся и будут множиться дальше, обслуживать их будут одни и те же «синефилы при губернаторе» (или, если так благозвучнее, кондотьеры фестивального отбора), создавая эффективные каналы для коммуникации Нетребко с Киркоровым — но более ни для чего. ​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:37

  • Stanislav Beloselskiy-Belozerskiy· 2011-07-18 13:49:56
    Жалкая статья, совершенно не имеющая содержания и смысла. Жаль, что такие журналисты тут пишут.
  • Юрий Гладильщиков· 2011-07-18 14:50:06
    Дорогая Маша! Ты не очень пристально, сидя во время завтрака за соседним столом, следила за развитием событий: известный журналист, под которым, очевидно, подразумеваюсь я, не только выпил бесплатного шампанского, но еще и съел ложку бесплатной красной икры. Правда, это было единственное бесплатное шампанское, которое я выпил во время фестиваля. Я не был ни на одном приеме (кроме приема открытия), ни в Мариинке, ни в Петергофе, не был на церемонии открытия (поэтому не наблюдал Киркорова с Нетребко - каждый ведь замечает свое, ты это знаешь?). И я не утверждал, что Петербургский фестиваль по всем статьям превзошел ММКФ. Я всего лишь написал (причем, в отличие от тебя с реальными фактами и доказательствами), что на Кинофоруме масса интересных задумок. И что его команда, в отличие от команды ММКФ, действительно пытается сделать фестиваль для города и публики. Что до публики: на всех сеансах, где я был, залы были заполнены или почти заполнены. И вот это важно. А плач отдельных коллег, которых, оказывается, в каком-то зале на что-то с трудом пустили (хотя на всех сеансах для гостей фестиваля было выделено по два ряда), их безмерное себялюбие и самоупоение меня уже достали. Будь моя воля, я бы две трети людей, которые пишут в России про кино, вообще не пускал бы в залы - по причине литературной бездарности и очевидной нелюбви к искусству кино. И на будущее: захочешь выставить меня в дурном свете, так не бойся - называй по фамилии.
  • Elena Gennadievna· 2011-07-18 15:23:05
    Дорогая Маша! Как "синефил при губернаторе", хочу задать один вопрос: из логики текста я не понял, почему у нас, как у идеалистов, не стоит задачи формирования своей публики? Публика как раз не ходит на банкеты, она ходит в кино - и на всех сеансах, где я был, было довольно-таки много народу, и смотрели они не на дуэт Нетребко с Киркоровым, а как раз фильмы Кавасе, Герина, документальное кино. В остальном, конечно, у нас было много досадных недочетов, но вешать все проблемы фестивального движения в России на наш Кинофорум, который проводится впервые, немного несправедливо - как по отношению к "коням", так и к нам, "ланям". Неужели целью этого текста кроме самовыражения является призыв к уничтожению Кинофорума в пересменку между губернаторами (которые, в общем-то, правильно каждый в своем городе пытаются проводить киносмотры - а кто должен еще этим заниматься?) Или ты, как идеалист, думаешь, что деньги, пущенные в этом году на Кинофорум, в следующем раздадут бедным? Теперь отвечу за себя: я уже два года делаю в "Порядке слов" свой "фестиваль", причем без копейки госденег, но при этом я уверен, что лет через пять из Кинофорума мог бы вырасти очень достойный смотр. И могу последовательно это в течение пяти лет доказать - если, конечно, фрондирующая интеллигенция не добьется того, что его все-таки закроют.
  • Elena Gennadievna· 2011-07-18 15:24:05
    прости, не разлогинился: это был я, Константин Шавловский
  • EnterTheVoid· 2011-07-18 15:47:33
    Прекрасный текст, Мария. Спасибо.
  • asl· 2011-07-18 17:54:45
    Пресыщенно чванливый бздеж.
    Организация не понравилась? Тяжело было на фильм попасть. Какие нехорошие организаторы!
    Фитусси и Кавасе привезли? Вот ведь сволочи прокремлевские.
    Зажрались вы барышня.
    Хотите писать про фестивали другого порядка, пишите, ради бога. Но только при чем здесь страна, где фестивалей и первого порядка нет.
    Смешно, право слово, воспоминания ваши о Каннах и Берлинах в этой стране читать. Спуститесь с небес на грешную русскую землю.

  • Victor Zatsepin· 2011-07-18 18:32:46
    нелепый официоз это такая вещь, которая у нас в центре абсолютно всех процессов - sad but true
    крутой программинг мало где есть и никому не нужен - sad but true
  • lvenok· 2011-07-18 18:41:05
    "синефилы при губернаторе"! А как насчет Микеланджело Буанаротти при Папе Римском, или Вагнера при Людвиге Баварском? Или фестиваля "Завтра" при корпорации Аudi?
    Как питерский человек хочу сказать, что в залах были полнейшие аншлаги на самые разные и сложные программы. И это говорит о том, что город изголодался по хорошему кино и разумной культурной политике. Конечно, как первый форум - он не был идеальным во всех смыслах, но команда синефилов старалась и ее старания оценила не только питерская публика.
    Кстати, питерского губернатора на банкетах не было, так что и тут вы, Маша, не очень правы.
  • Matvey Romodanovsky· 2011-07-18 18:50:11
    Уважаемая Маша!
    Внимательно прочитал Ваш текст. Такое ощущение, что мы с Вами был на разных фестивалях. А Вы вообще там были?
    Это видимо очень здорово поднимает свою самооценку, если пнуть сразу всех.
    И «стозевно лаЮщий» ММКФ, который, кстати, в этом году представил очень интересную деловую программу, а Вы ее посещали? Нет?
    И Питерский Кинофорум, который не ограничивался, поверьте, шампанским и красной икрой, и вообще всех. А какие фильмы Вы лично посетили? А деловую программу?
    Слушайте, ну нельзя же только на своих эмоциях и дурно понятых слухах строить а ля «аналитическую статью о фестивалях». Непрофессионально как то.
    Нет, ну то есть, все кто что-то делает в этой стране в области кино – это непременно либо «чудовища» (в случае ММКФ), либо прогибающиеся под губернаторского коня лани.
    У Вас самая выгодная позиция – «Все в грязи, одна я в белом».
    Конечно, Вас красной икрой с шампанским на завтрак не купишь, Вы выше этого. Это же они, коллеги по цеху за икру продаются. Вы не такая. Вы, видимо, и икоркой не побрезговали, и всех этой икрой еще и попрекнули.
    Стыдно за Вас.
  • bezumnypiero· 2011-07-18 19:24:14
    ни ММКФ, ни Кинофорум не являются площадкой для дальнейших продаж - значит цели распил и тусовка.

    Альмадовар по спецприглашениям и нет билетов на Каурисмяки - не помню такого и на Фестивале фестивалей.
  • bezumnypiero· 2011-07-18 19:25:25
    Кость, а ты кстати правообладателям платишь за показы? ))
  • Антон Долин· 2011-07-18 19:35:37
    Тут есть, кстати, непреодолимая проблема. Если ты едешь на фестиваль за счет приглашающей стороны, дико ее гнобить и ругать как-то не очень прилично (не в смысле, что надо непременно хвалить, но можно повежливее быть и следить повнимательнее, выискивая не только гадость). Если же презираешь и не ездишь вовсе, незачем предлагать аналитику на пустом месте: сначала, будь добр, высиди 3-4 дискуссии, посмотри 5-6 фильмов из разных программ (хотя бы), посети несколько приемов, а потом делай выводы. Можно, конечно, сделать все это за свой счет, но таких идеалистов на питерском кинофоруме или ММКФ я не наблюдал никогда: в смысле, там многие за свой счет, но они-то никого не ругают, они-то обычно довольны. "Да, я приехал в Москву (Питер), смог посмотреть Каурисмяки (Фитусси, Пекинпа) на большом экране, копия не фонтан, но все равно рад". Так что весь яд - справедливый - выглядит несколько неубедительно, поскольку - и вот тут-то главный сюрприз - если действительно искать, что-то интересное и хорошее можно найти и на Кинофоруме, и на проклятом всеми ММКФ.
  • Станислав, не помню, когда мы перешли на "ты", поэтому попросил бы мне впредь не "тыкать". Я в "Порядке слов" обычно с правообладателями договариваюсь, но это клубный бесплатный просмотр, который вполне можно приравнять к домашнему. И в любом случае с качеством, которое у нас есть сейчас - ознакомительный. Было несколько показов, когда мы этим не заморачивались просто по причине трудности обнаружения правообладателя, и необходимостью держать спецчеловека на зарплате, который бы занимался этими правами (это когда ни у кого прав на территории РФ на фильм нет). Когда и если мы расширимся, этот вопрос будет решен обязательно. Что касается показов Кинофорума - то права на показы, естественно, покупались. Встречный вопрос - а лично Вы фильмы с торрентов качаете?
  • bezumnypiero· 2011-07-18 19:38:06
    нет, не качаю, так как не торгую дома книгами и мне не надо привлекать народ в квартиру ))))
  • bezumnypiero· 2011-07-18 19:45:19
    пишут что Киркоров пел под фонограмму и не попадал в неё ))) думаю за эти деньги можно было бы пригласить Дэвида Бирна
  • Staudenmann· 2011-07-18 22:31:35
    Ну полно, друзья мои. Как фестивальщик с 14-летним стажем даже не могу себе представить реакции прессы, если бы посели в гостиницу, например, Ленинград и кормили бы их местным, более чем скромным завтраком. НА одном из фестивалей мы так и поступили из-за отсутствия бюджета. Нас облили грязью и точно также обвиняли в "распиле" (это уже из комментариев). Мне, как человеку, работающему на этом фестивале полгода, и постоянно организующему кинофестивали в Петербурге, крайне непонятна такое пристальное внимание к форме и безразличие к содержанию. И поддерживая высказывание Кости Шавловского, хочу только добавить, что и Рехвиашвили и Каваси, и Фитусси (!) были совершенно покорены не только наличием публики на показе, но и дискуссиями после. Я сама лично активно общалась с публикой в Родине, на своей площадке. Рекламная кампания привлекла к нам не только синефилов. "Новые территории", программа непростых для публики фильмов, вызывала массу вопросов у публики, реакция была от полного восторга, до полного непонимания и даже агрессивных высказываний (Gesher, Flying fish, Black blood ). Но все они возвращались и продолжали знакомиться с невиданным доселе. А остальное мирское все
  • bezumnypiero· 2011-07-18 22:48:57
    Staudenmann

    ок, ок, но конкретный вопрос - почему Альмодовар по спецпропускам?
  • Victor Zatsepin· 2011-07-18 23:32:15
    вообще, коллеги, весь этот разговор совершенно бессмысленный

    фестиваль это коллективный труд, организаторам не надо его защищать - это уже не их работа, а нечто такое, что начинает жить само по себе (это примерно как книга с опечатками). ну или еще большой эвент напоминает хаос войны - каждый видит свой маленький участок, а остальное поле битвы все заволок дым, и слышны только крики раненых и стоны мертвецов

    как сделать лучше, тоже непонятно
  • Victor Zatsepin· 2011-07-18 23:36:14
    можно было бы сделать открытие такое - Давид Копперфилд показывает фокус с распиливанием Валентины Матвиенко, но это к сожалению, уже то что французы называют "остроумие на лестнице"
  • bezumnypiero· 2011-07-18 23:39:27
    like )
  • morgana· 2011-07-18 23:53:28
    2bezumnypiero мне кажется, что вы с вопросом про альмодовара все же лукавите. даже без ответа организаторов понятно, что это могло быть условием прокатчиков, которые дали картину за три месяца до проката.
    мария же как-то сильно перегнула палку, как по части осуждения шампанского (это завтрак, обычный для гостиницы такого класса, кто хочет пьет кто хочет закусывает), так и уже в подзаголовке. Фестивальное движение в России – дорого, стыдно, бессмысленно. очень мило. наконец нас всех пристыдили, мерси. потом выясняется, что все-таки есть и кинотавр, которым тоже недовольных полно - кому обед не в том месте накрыли, кого вечеринкой обнесли. и завтра как сияющий бриллиант. но ведь и кинофрум тоже привез режиссеров, известных только специалистам, и на круглых столах были небанальные спикеры. но во славу мысли о кураторских фестивалях, до которых публике дела нет, потому что ммкф ее испортил, и они идут под нож.
  • bezumnypiero· 2011-07-19 00:19:19
    morgana

    могло быть... лукавите вы!

    да никогда на ФФ не было такого, я на Антихриста спокойно пришел в прошлом годе. и я даже знаю ответ, он есть в расписании - Михайловский театр, красная дорожка, киофорум гала, нагнали бомонда, а о нас, простых киноманах не озаботились. да ни одному нормальному прокатчику такой показ нафиг не нужен.........
  • asl· 2011-07-19 00:30:22
    Заладили со своим Альмодоваром по спецпропускам... Хотите смотреть Альмодовара, поступайте как Кувшинова, - гоняйте в Канны. Или, как все простые смертные зрители, ждите прокат. А ведь фильм выйдет в прокат... А Кавасе на большом экране где-то в России еще когда-нибудь покажут? А Фитусси? Складывается впечатление, что мы живем в пресыщенной культурными событиями Западной Европе. Мелкие, вполне ожидаемые недостатки преподнесены как смертный грех какой-то. Вон пару лет назад были тут потуги сделать из кино смешно, писали от имени журналиста из Нигерии. Что-то забыли это начинание. С Африкой надо сравнивать, где точно так же тонут корабли и разбиваются самолеты и правят вожди, не с Каннами и прочими Берлинами.
  • bezumnypiero· 2011-07-19 00:35:56
    что значит заладил? вся фестивальная культура в питере строится на том что может пройти любой и какая вам-то разница где я посмотрю фильм. дуйте в Канны сами
  • morgana· 2011-07-19 01:17:45
    2bezumnypiero а что мне-то лукавить? я ни к кинофоруму, ни к вашему прекрасному городу ни малейшего касательства не имею. вы просто хотите, чтобы вас позвали туда, куда вас не позвали. это, безусловно, раздражает. но для вас, простых киноманов, существует дата выхода в прокат, разве это не утешение?
  • bezumnypiero· 2011-07-19 01:31:00
    не имеете отношения - так и не говорите за кинофорум.
  • morgana· 2011-07-19 11:22:40
    ух ты, культурная столица говорит, расступитесь все. умолкаю в страшном почтении. но я не простой киноман.
  • ladoga· 2011-07-19 13:34:29
    Пьеро, угомонитесь уже, плиз. вы же пишете куда-то, так ведь? сделать пресс-аккредитацию не стоило большого труда, и на Альмодовара не было никаких "спец"-приглашений, просто пресс-аккредитация.
  • ladoga· 2011-07-19 13:35:34
    Пьеро, угомонитесь уже, плиз. вы же пишете куда-то, так ведь? сделать пресс-аккредитацию не стоило большого труда, и на Альмодовара не было никаких "спец"-приглашений, просто пресс-аккредитация.
  • bezumnypiero· 2011-07-19 16:16:44
    я архивный кинокритик и если я не один хочу сходить?
  • bezumnypiero· 2011-07-19 16:21:14
    и кстати почему на эту статью негодуют кинокритики и составители программ, а не именно организаторы? претензии то именно к ним
  • ot_kristiny· 2011-07-20 10:58:55
    Костя, дорогой, похоже, вы порвали там всех)
  • Alena Shwarz· 2011-07-20 18:23:54
    Ю.Глпадильщиков,браво
  • lord-rone· 2011-07-21 00:28:12
    Сказать

    "Связь думающего российского зрителя с мировым кинематографом оборвалась в начале 1990-х: старшее поколение застряло где-то в области позднего Феллини или в лучшем случае Гринуэя, младшее воспринимает только статусный арт-мейнстрим... В России этот интерес утрачен..."

    много мозгов не надо. Это было сказано уже десятки и десятки раз за последние годы. Разве что, ленивый не говорил.

    Вот только ПОЧЕМУ так произошло? Ну, если про причины не можете, то опишите механизм (чуть поболее, чем мутное обобщение про "сотрудничество интеллектуалов и власти"). В общем, дайте АНАЛИЗ. Вы же не сторонний наблюдатель, с которого спрос не большой, потому простую фиксацию фактов с его стороны видеть естественно. Вы работающий на полную ставку интеллектуал "внутри" среды. Где же осознание среды?

    А переливать из пустого впорожное, сводя все к классическому "В России все плохо" - ума много не надо.
  • mnmlzm· 2011-07-21 01:41:57
    Кажется, кино это последнее, что вас интересовало на этом фестивале, потому что про содержание фестивальных программ не сказано вообще ни слова. Я полагаю, что вы не первый год в журналистике, так что скажите честно - когда и где журналисту (о чем бы он не писал) было легко работать? Даже так: когда и где журналисту в России было легко работать?
  • dilyatas· 2011-07-26 02:40:17
    Чему я рада, так это саморазоблачению Кувшиновой этой. А ведь Гладильщиков, которого она здесь оскорбила, ее очень ценил и двигал. Типа молодой талант и все такое прочее. Так что, господа, всем вам урок будет. Но Кувшинова сама по себе не так уж и страшна - что с нее возьмешь, человек она и по поведению, и по виду маргинальный. Плохо то, что она воплощает собою новый тип журналиста (кинокритика в кавычках): сейчас так принято - не точтобы даже не здороваться (у нас никто не здоровается, за редкими исключениями), а хамить и в текстах, и в бытовой жизни. Всех поздравляю! И этот сайт в том числе. Браво, молодцы. докатились. Диля
    ра Тасбулатова
  • Max Planck· 2011-07-26 14:50:32
    to dilyatas
    еврей: "Это не честно! Папа ворует наши еврейские шутки!"
    мулла: "Шутки совсем не смешные."
    кто вас пускает в эти чаты?
Все новости ›