Все мы, глупые, пьяные, жалкие, обречены умереть от воздуха, которым дышим.

Оцените материал

Просмотров: 60727

13 ½ фильмов о конце света

Вадим Рутковский · 07/07/2011
Годар, Лопушанский и синдром леммингов: к выходу «Меланхолии» ВАДИМ РУТКОВСКИЙ вспомнил несколько не самых очевидных фильмов об апокалипсисе

Имена:  Константин Лопушанский · Михаэль Ханеке

©  Rumble Fish

Кадр из фильма «Боже мой, боже мой! Для чего ты меня оставил?»

Кадр из фильма «Боже мой, боже мой! Для чего ты меня оставил?»

Никто не верит в свою смерть – гораздо приятнее представлять всеобщий конец, тогда и умирать не страшно. К премьере «Меланхолии» Ларса фон Триера ВАДИМ РУТКОВСКИЙ вспомнил еще несколько небанальных картин, подписавших свету смертный приговор.


«Письма мертвого человека» (1986). Режиссер Константин Лопушанский

©  Ленфильм

Кадр из фильма «Письма мертвого человека»

Кадр из фильма «Письма мертвого человека»

Первая и главная из причин потенциального Апокалипсиса — атомная война, страх, объединяющий не одно поколение граждан Земли: в предчувствии ядерной зимы росли и те, чье детство пришлось на начало «холодной войны», и последние советские школьники, прошедшие через уроки НВП и заставшие реальный Чернобыль. Ядерной катастрофой упивается первый и главный опус петербургского режиссера, выбравшего для себя роль современного Иоанна Богослова: Константин Лопушанский пророчествует о конце мира два десятилетия подряд. На этом полотне, где все цвета словно выгорели, война без победителей уже случилась, немногие выжившие прячутся от радиации в подвале исторического музея и мучаются раскаянием за происшедшее с планетой. Сильнее всех — ученый, лауреат Нобелевской премии Ларсен в исполнении Ролана Быкова. Современные поклонники фильма называют «Письма мертвого человека» «советским киберпанком». Следом за ним, в «Посетителе музея» (1989), Лопушанский угробит Землю экологической катастрофой — и получит серебро на тогда еще остромодном Московском международном кинофестивале.


«Жертвоприношение» (Offret, 1986). Режиссер Андрей Тарковский

©  Argos Films

Кадр из фильма «Жертвоприношение»

Кадр из фильма «Жертвоприношение»

Лопушанский долго и небезосновательно ходил в эпигонах Тарковского. Сам же Андрей Арсеньевич обнародовал свои страхи по поводу ядерного заката человечества в том же 1986-м — в камерной, замкнутой мшистыми берегами острова Готланд семейной драме. Картины апокалипсиса возникают только в видениях пожилого ученого Александра (Эрланд Юзефсон), в финале ради глобального спасения приносящего в жертву свой частный дом. Сцена массовой паники снималась в Стокгольме — там, где через год после съемок был застрелен Улоф Пальме.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • Sergey Korneev· 2011-07-07 10:43:13
    Гиллиам посмотрел "Взлетную полосу" уже после того, как многие ему заметили сходство вышедших "Обезьян" с этим фильмом.
  • litanaar· 2011-07-07 12:29:21
    интересно очень, но разве обязательно все сюжеты пересказывать?(
  • Nikita Demin· 2011-07-07 14:15:08
    Зеленый Фонарь очень "в тему". Поток сознания, безынтересная каша.
  • Marie Sitenkova· 2011-07-09 23:17:42
    После двух фильмов Тарковского поставить Зеленый фонарь? очень забавно. Я бы опустила его в списке чуть ниже, чтобы хоть такого резкого перехода не было))
  • Marie Sitenkova· 2011-07-09 23:18:43
    ой, то есть после Лопушанского и Тарковского.
  • vlad_dolohov· 2011-07-10 00:24:21
    > Лопушанский долго и небезосновательно ходил в эпигонах Тарковского

    Ну да, ходил. Его критики туда поставили. Не очень умные, кстати... Снимать непонятно, скучно, нудно умеют многие. Тарковским-то при этом зачем прикрываться? В чужой бездарности он явно не виноват.
  • vlad_dolohov· 2011-07-10 00:25:17
    > Лопушанский долго и небезосновательно ходил в эпигонах Тарковского

    Ну да, ходил. Его критики туда поставили. Не очень умные, кстати... Снимать непонятно, скучно, нудно умеют многие. Тарковским-то при этом зачем прикрываться? В чужой бездарности он явно не виноват.
  • Nata Korchynska· 2011-07-11 01:58:14
    Много хорошего забыли. Например, The day after tomorow, только 1983 года или "Нити". "Дорогу" туда же бы приплюсовать-отличная картина умирающего мира. Или весьма сюрреалистичная pirits of the Air, Gremlins of the Clouds Алекса Пройаса.
Все новости ›