Пространство «Шапито» — это пространство пионерского лагеря, который снится через двадцать лет после сигнала «отбой».

Оцените материал

Просмотров: 69653

«Шапито-шоу»

Мария Кувшинова · 27/06/2011
В конкурсе ММКФ показали новый фильм автора «Пыли»

Имена:  Сергей Лобан

©  Organic Films

Кадр из фильма «Шапито-шоу»

Кадр из фильма «Шапито-шоу»

«Шапито-шоу» Сергея Лобана состоит из четырех частей. «Любовь» — про совместное путешествие в Симеиз легкомысленной девушки и ее виртуального друга, известного в интернете под ником Киберстранник. «Дружба» — про трех глухонемых, приезжающих туда же в поисках четвертого, чуть более адаптированного к миру звуков и увлеченного на юг новыми друзьями с телевидения. «Уважение» — про совместный поход в горы знаменитого артиста (Петр Мамонов) и его брошенного много лет назад сына-лузера. «Сотрудничество» — про ушлого молодого продюсера, привозящего в Крым на гастроли двойника Виктора Цоя. Герой здесь, по сути, один — человек, попавший не в свою компанию и переживающий кризис.

Трейлер фильма «Шапито-шоу»


Действие всех четырех частей происходит в одном и том же месте, и главные действующие лица одного эпизода становятся второстепенными персонажами других. Каждая часть заканчивается музыкальным номером в «Шапито-шоу», цирковом шатре на берегу моря — сюда, в мир доппельгангеров, поддельных Мэрилин Монро, Майклов Джексонов и Элвисов Пресли, герои приходят, чтобы спеть и станцевать о своем.

«Одно и то же место» лишь формально можно считать Крымом. Пространство «Шапито» — это пространство пионерского лагеря, который снится через двадцать лет после сигнала «отбой». Медленное вращение гипнотических кругов (на начальных титрах — далее везде) не позволяет очнуться от полузабытья; смотреть это кино — значит бродить по подсознанию поколения «тридцать — сорок», то здесь, то там натыкаясь на обломки смыслов и вырванных из контекста воспоминаний. Чем старше воспоминание, тем оно сильней — и тем неотвратимее его влияние на нас, когда мы не спим. На сцену «Шапито» лунной походкой выходит Майкл Джексон — и тут же над ним вырастает, давя масштабом, огромный Мойдодыр со своим монологом про «неумытого поросенка». Майкл Джексон был лет в двенадцать, а «Мойдодыр» был в три. Более раннее пытается занять весь объем, не впуская новое: «Шапито» — это пирамида памяти, в основании которой опыт раннего детства, одинаковый для всех ровесников режиссера, потом — сужение, конец восьмидесятых, девяностые и — пренебрежимо малые наслоения сегодняшнего дня.

©  Organic Films

Кадр из фильма «Шапито-шоу»

Кадр из фильма «Шапито-шоу»

«Шапито-шоу» — уже не первая русская картина, так или иначе отвечающая на вопрос, из чего же, из чего же, из чего же сделаны люди, переходный возраст которых совпал с переходом в небытие советского мира. Последнее советское поколение, переживающее сейчас апогей дееспособности (или бездействия). Именно в случае «Шапито» становится отчетливо понятно, что спасительный постмодернизм, насмешка и смысловая пестрота первого постсоветского десятилетия — ответ коллективной психики на травму исчезновения привычной реальности.

Лобан исследует эту травму не как социолог и даже не как рассказчик, а как визионер — на сегодняшний день самый яркий в нашем кино. Как и должно быть во сне, фантазмы в «Шапито» возникают как будто из ниоткуда, но (как иногда бывает во сне) спящий может догадаться, откуда они взялись («Парня в горы тяни» — как будто кто-то беззвучно произносит в начале третьего эпизода). Фильм Лобана — многоуровневая головоломка — не только как набор шифровок для своих, но и как вещь в себе. Линии закольцованы, предметы и люди кочуют из эпизода в эпизод, задним числом объясняя свое присутствие. В фильме нет ни одной случайной футболки (бегущие от грозы лошади на майке героя первой новеллы чуть позже станут метафорой его отчаяния), ни одного случайного цветового сочетания — есть синий и черный, и новые краски (желтая, красная) вводят новых персонажей и новые сюжеты.

Киноцитаты неизбежны — от Марко Феррери до Хармони Корина, от «Ассы» до Феллини, у которого «побережье» и «детство» тоже сливаются до неразличимости, когда гипнотизер произносит свое «аза-низи-маза». При всех многочисленных смысловых и визуальных рифмах четыре части «Шапито» отличаются друг от друга, демонстрируя как диапазон режиссера, так и возможный диапазон кинематографа вообще. Например, третья часть, в которой Петр Мамонов тянет в горы своего неуклюжего сына, выбивается из картины сильнее всего — и по ритму, и по цветам, отсылая к русскому экзистенциальному кино, в том числе в его пародийном, звягинцевском (времен «Возвращения» и «Изгнания») виде.

©  Organic Films

Кадр из фильма «Шапито-шоу»

Кадр из фильма «Шапито-шоу»

«Шапито», состоящее из десятков эпизодов (многие из которых почти гениальны), собирается в итоге в цельную картину — но чтобы головоломка сложилась, от зрителя потребуется почти чрезвычайное физическое усилие. Хронометраж фильма, показанного в конкурсе ММКФ, — 207 минут (между второй и третьей частью сделали десятиминутный антракт), и его невозможно объяснить ничем, кроме отсутствия у авторов минимального самоограничения. Отснятый материал смонтирован небезупречно (некоторые эпизоды дублируются по смыслу, особенно в четвертой части), более того — есть ощущение, что лишнее надо было отсекать еще на стадии сценария, некоторые вещи не снимать вообще, чтобы не жалко было резать (в контексте русской полупрофессиональной киноиндустрии история вполне показательная). Инерции первых двух, более легких частей не хватает на то, чтобы с тем же энтузиазмом высидеть до конца четвертой. Выпуск на экраны двумя сериями в условиях нашей квадратно-гнездовой системы проката представляется сомнительной идеей.

Скорее всего, «Шапито-шоу» так и останется откровением для своих — в исходном, самом кулуарном смысле; своих могло бы быть гораздо больше, но гипнотические круги не расширяются, они сужаются до точки, чтобы исчезнуть в темноте. ​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • kustokusto· 2011-06-28 02:33:05
    Постмодерн - ответ на травму? Ха-ха.
    Да ПМ - сам кувалда!
  • evilelectro· 2011-06-29 04:16:04
    Этот фильм действительно БОМБА. Без шуток!
  • ирк переволоцкая· 2011-07-01 12:47:21
    Поживем-увидим! Рецензия увлекательна.Спасибо.
  • Анастасия Дымка· 2011-07-02 08:57:17
    Шапито-шоу... Боже, я нигде не могу посмотреть этот фильм(( Его показывают в общем прокате только 1 раз в "Октябре" сегодня все билеты уже проданы. как же обидно. Но почему он не вышел в прокат больше? столько желающих?
    Как какие-то глупые "Трансформеры", так неделями крутят, а как стоящий фильм, так не попасть(
    посоветуйте, пожалуйста, где же его можно посмотреть?
  • Marie Sitenkova· 2011-08-05 02:10:46
    Безумно хочу увидеть эту картину. Когда уже, а???
  • derginna· 2011-08-14 19:33:49
    а чего такие выкрики восторженные? особенно от не смотревших фильм? Я на ММКФ посмотрела, и в общем - откровенно слабое кино. Местами можно улыбнуться, но в основном над авторами, застрявшими где-то в прошлом десятилетии. Интересно это может быть тем, кто там снимался, их друзьям и семьям, и ещё пяти-шести сотням околобогемных тусовщиков, знающих такое некогда модное крымское место, как Симеиз.
  • Глеб Баронов· 2011-11-15 19:06:03
    мегафильм от лысого для кучерявых ! 4 часа саспенса и школа Станеславского ! 2 млн. Долл.
    и призы по периметру СНГ! Посмотреть нельзя ! нужно его предстовлять и наслождаться !
    На пространстве болота проката, зделать это подвиг достойный Павлика Морозова! Честь и хвала любителям бобла!
  • Олег Татков· 2012-01-21 13:53:03
    Рецензия на фильм Шапито-шоу
    Олег Татков
    Гиперстранная история Сергея Лобана о пионерах, выпавших из "Жёлтой субмарины".



    Недавно, я около часа простоял на обочине Тверской, ожидая приятеля, попавшего в автомобильную пробку. В итоге родился почти афоризм – «Постой на Тверской – почувствуй себя проституткой». Прав классик – «Для того, чтобы узнать вкус борща не обязательно в нём вариться»...


    Фильм Сергея Лобана «Шапито-шоу» надо смотреть, думаю, особо не заморачиваясь ассоциациями и аллюзиями, - приняв правила игры, которые режиссёром озвучиваются буквально с первых кадров и звучат, цитирую, - так: «Не стоит смешивать два мира: - реальный и вымышленный. Просто реши для себя какой ты предпочитаешь»...

    На это есть несколько причин:
    1. Фильм пересказать невозможно, да и не стоит этого делать.
    2. Фильм – фантасмагория на тему нашего практически настоящего, сыгранная, спетая и снятая талантливыми и весёлыми людьми и вряд ли стоит серьёзно относиться к увиденному…



    Тем не менее, мне кажется, что это, - в чистом виде арт-хаусное кино Сергея Лобана (сам режиссёр предпочитает определение артстрим - от арт-хаус и мейнстрим), - расколет аудиторию полярно (http://kprf.ru/otvet/94538.html - газета «Правда» уже отметилась – авт.) и гораздо сильнее, чем это сделали своими последними работами, к примеру, Звягинцев или Михалков....
    И это обязательно произойдёт, - даже несмотря на то, что фильм очень весёлый, - в нём нет убийств, расчленёнки, тяжелой реальности современного бытия, «закидонов» подсознания, - и вообще всё это фантасмагоритическое кинодейство происходит на братской Украине - в Крыму, и даже в конкретно обозначенном городе Симеиз….

    И ещё одно знаю точно, - режиссер обожает фильм «Асса» и прозу Хармса…


    Фильм буквально нашпигован киноцитатами – и прямыми, и ассоциативными, - и визуальными и вербальными, – от классических комедий Гайдая и до классического уже соловьёвского фильма «Асса». Ловишь иногда при просмотре себя на мысли, что буквально знаешь тексты некоторых монологов, – ещё до их окончания на экране.



    Если режиссер таким приёмом расписывается в уважении к родному кинематографу (а хоронили и хоронят до сих пор современное авторское российское кино все кому не лень – авт.) - то это просто замечательно…


    «Шапито-шоу», повторяюсь, - очень крепко сделанная, и талантливо исполненная фантасмагория на тему жизненного манифеста и рефлексий современных тридцатилетних людей - детей поколения «Ассы». Детей очень странных, как, впрочем, - странно и всё то, что случилось с нашей страной после выхода «Ассы» на экраны...



    Мальчик, - герой одной из новелл (а всего их четыре – авт.) уже не ночной сторож-альтруист с дон-кихотовским менталитетом, а продюсер-эксплуататор и краснобай Серёжа (Сергей Попов). Девочка Вера (Вера Строкова), при всей её интернет-зависимости, - чётко знает и понимает, что происходит в мире и чего она от этого мира хочет. Да и лилипуты-тетралы из «Ассы» у Сергея Лобана трансформировались дружескую тусовку глухих пекарей – завсегдатаев дискотек для глухонемых. Есть в фильме и Цой, - вернее его эрзац- легенда Рома Легенда (Сергей Кузьменко), но одна из самых весёлых сумасшедшинок фильма - отряд девиантных во всех отношениях «пионэров – переростков» им. Саманты Смит (хорошо, хоть не Саманты Фокс – авт.).

    В общем, - тот ещё «списочек действующих лиц»…. Отдельное спасибо за сценарий Марине Потаповой – критики уже оценили – «Белый слон» за лучший сценарий получен.


    Классно сделан сайт фильма - http://sh-sh.ru/ - рекомендую.


    Лично мне очень понравился актёрский состав. Насколько я знаю, - профи актёров среди них действительно немного – Киберстранника играет практикующий врач-гастроэнтеролог, в ролях глухих действительно слабослышащие актёры. Это очень важно, думаю, - погружение в атмосферу фильма таким «кастинг-приёмом» достигается по-максимуму.


    Одно немного озадачило, хотя понимаю, что не имею права на претензии (а вдруг это задумка режиссёра - авт.), – Алексей Подольский в роли Киберстранника всго лишь слегка повзрослевшее продолжение толстячка-инфантила из его же роли в фильме «Пыль»… Это я к тому, что "единожды сыгравши - кто ж тебе поверит в третий то раз"? (Пардон за невольный "библиоцинизм" - авт.).


    Несомненная удача (а со слов режиссёра это ещё и ангел-хранитель) фильма – актёр Пётр Николаевич Мамонов.
    Помню, - в те времена, когда и «небо было голубее и вода мокрее», - я довольно часто ездил на рок-концерты в Ригу, - приятель в ЦК латышского комсомола отвечал за их организацию. Там же впервые услышал и увидел Петра Мамонова и «Звуки Му». Был культ-шок, несмотря на мой, - к тому времени уже немалый, - опыт посещений концертов питерского рок-клуба и проживания в городе Тарту, где рок-фестивали проводились регулярно и собирали рокеров и их фанов со всего СССР.
    Мамонов сейчас один из тех немногих рокеров, кто за эти годы не «забронзовел», не умер, - обдолбавшись или заработав алкогольный цирроз, и не скурвился, - продавшись или обгламурившись…. Пётр Николаевич превратился в драматического актёра огромного творческого потенциала – иногда просто отторопь берёт от его ролей. Но в «Шапито-шоу» в роли отца он ещё и от души похулиганил, за что ему отдельное спасибо…

    Ну а исполнителю роли его сына - Степану Девонину отдельное спасибо ещё и за то, что актёрски не спасовал на фоне такого «кино-папули»…

    А раз речь пошла о сыновьях надо отметить и шикарную операторскую работу (навороченные камеры не в счёт - я в них ничего не понимаю - авт.) реального сына
    Петра Николаевича - Ивана Мамонова.

    Но самое большое впечатление в этом кино на меня произвёл начинающий актёр Алексей Знаменский, который играет глухого пекаря Лёшу Знаменского. Практически играет своё «альтер эго» и делает это грандиозно. В предыдущем фильме Сергея Лобана «Пыль» он снялся в эпизоде и потрясающе, - буквально до мурашек по коже, - исполнил (вернее пластически прожил - авт.) в титрах сурдоперевод песни Цоя «Перемен» http://www.youtube.com/watch?v=wcyQrCLDwp8 Сейчас Алексей учится на режиссёрском факультете ВГИКа – и работает в театрах «Синематографъ» и «Недослов». Думаю, этого парня ждёт блистательное будущее – дай ему Бог ролей и сценариев.


    Радует, что режиссер Сергей Лобан не зацикливается на стандартных нравоучениях, и имеет смелость обозначить на экране темы, которые в молодёжном андеграунде времён «Ассы» существовали, но которые так и не рискнул обозначить в те времена режиссёр Сергей Соловьёв. Я имею в виду тему секс-меньшинств и ТАКТИЧНОГО - ПО ДЕЛУ употребления на экране ненормативной лексики….


    Очень понравился саундтрек – музыка и зонги Жака Полякова на слова сценаристки Марины Потаповой, композиции «Karamazov Twins». Для меня они были открытием и откровением, и очень по делу смотрелись и слушались..


    «Рождённый летать, - улетит в космос. Рождённый ползти, - доползёт до края Земли. Возможности есть – реализовывай их по-полной» (это цитата из фильма – авт.).


    Думаю, фильм разберут на цитаты, хотя судьба у него будет нелёгкая ...


    А кому сейчас легко?...

Все новости ›