Пространство «Шапито» — это пространство пионерского лагеря, который снится через двадцать лет после сигнала «отбой».
В конкурсе ММКФ показали новый фильм автора «Пыли»
«Шапито-шоу» Сергея Лобана состоит из четырех частей. «Любовь» — про совместное путешествие в Симеиз легкомысленной девушки и ее виртуального друга, известного в интернете под ником Киберстранник. «Дружба» —Читать!
Трейлер фильма «Шапито-шоу»
Действие всех четырех частей происходит в одном и том же месте, и главные действующие лица одного эпизода становятся второстепенными персонажами других. Каждая часть заканчивается музыкальным номером в «Шапито-шоу», цирковом шатре на берегу моря — сюда, в мир доппельгангеров, поддельных Мэрилин Монро, Майклов Джексонов и Элвисов Пресли, герои приходят, чтобы спеть и станцевать о своем.
«Одно и то же место» лишь формально можно считать Крымом. Пространство «Шапито» — это пространство пионерского лагеря, который снится через двадцать лет после сигнала «отбой». Медленное вращение гипнотических кругов (на начальных титрах — далее везде) не позволяет очнуться от полузабытья; смотреть это кино — значит бродить по подсознанию поколения «тридцать — сорок», то здесь, то там натыкаясь на обломки смыслов и вырванных из контекста воспоминаний. Чем старше воспоминание, тем оно сильней — и тем неотвратимее его влияние на нас, когда мы не спим. На сцену «Шапито» лунной походкой выходит Майкл Джексон — и тут же над ним вырастает, давя масштабом, огромный Мойдодыр со своим монологом про «неумытого поросенка». Майкл Джексон был лет в двенадцать, а «Мойдодыр» был в три. Более раннее пытается занять весь объем, не впуская новое: «Шапито» — это пирамида памяти, в основании которой опыт раннего детства, одинаковый для всех ровесников режиссера, потом — сужение, конец восьмидесятых, девяностые и — пренебрежимо малые наслоения сегодняшнего дня.
«Шапито-шоу» — уже не первая русская картина, так или иначе отвечающая на вопрос, из чего же, из чего же, из чего же сделаны люди, переходный возраст которых совпал с переходом в небытие советского мира. Последнее советское поколение, переживающее сейчас апогей дееспособности (или бездействия). Именно в случае «Шапито» становится отчетливо понятно, что спасительный постмодернизм, насмешка и смысловая пестрота первого постсоветского десятилетия — ответ коллективной психики на травму исчезновения привычной реальности.
Лобан исследует эту травму не как социолог и даже не как рассказчик, а как визионер — на сегодняшний день самый яркий в нашем кино. Как и должно быть во сне, фантазмы в «Шапито» возникают как будто из ниоткуда, но (как иногда бывает во сне) спящий может догадаться, откуда они взялись («Парня в горы тяни» — как будто кто-то беззвучно произносит в начале третьего эпизода). Фильм Лобана — многоуровневая головоломка — не только как набор шифровок для своих, но и как вещь в себе. Линии закольцованы, предметы и люди кочуют из эпизода в эпизод, задним числом объясняя свое присутствие. В фильме нет ни одной случайной футболки (бегущие от грозы лошади на майке героя первой новеллы чуть позже станут метафорой его отчаяния), ни одного случайного цветового сочетания — есть синий и черный, и новые краски (желтая, красная) вводят новых персонажей и новые сюжеты.
Киноцитаты неизбежны — от Марко Феррери до Хармони Корина, от «Ассы» до Феллини, у которого «побережье» и «детство» тоже сливаются до неразличимости, когда гипнотизер произносит свое «аза-низи-маза». При всех многочисленных смысловых и визуальных рифмах четыре части «Шапито» отличаются друг от друга, демонстрируя как диапазон режиссера, так и возможный диапазон кинематографа вообще. Например, третья часть, в которой Петр Мамонов тянет в горы своего неуклюжего сына, выбивается из картины сильнее всего — и по ритму, и по цветам, отсылая к русскому экзистенциальному кино, в том числе в его пародийном, звягинцевском (времен «Возвращения» и «Изгнания») виде.
«Шапито», состоящее из десятков эпизодов (многие из которых почти гениальны), собирается в итоге в цельную картину — но чтобы головоломка сложилась, от зрителя потребуется почти чрезвычайное физическое усилие. Хронометраж фильма, показанного в конкурсе ММКФ, — 207 минут (между второй и третьей частью сделали десятиминутный антракт), и его невозможно объяснить ничем, кроме отсутствия у авторов минимального самоограничения. Отснятый материал смонтирован небезупречно (некоторые эпизоды дублируются по смыслу, особенно в четвертой части), более того — есть ощущение, что
Читать!
Скорее всего, «Шапито-шоу» так и останется откровением для своих — в исходном, самом кулуарном смысле; своих могло бы быть гораздо больше, но гипнотические круги не расширяются, они сужаются до точки, чтобы исчезнуть в темноте.
КомментарииВсего:8
Комментарии
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451737
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343371
- 3. Норильск. Май 1268615
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897677
- 5. Закоротило 822128
- 6. Не может прожить без ирисок 782264
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758831
- 8. Коблы и малолетки 740891
- 9. Затворник. Но пятипалый 471294
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403093
- 11. ЖП и крепостное право 374612
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370485
Да ПМ - сам кувалда!
Как какие-то глупые "Трансформеры", так неделями крутят, а как стоящий фильм, так не попасть(
посоветуйте, пожалуйста, где же его можно посмотреть?
и призы по периметру СНГ! Посмотреть нельзя ! нужно его предстовлять и наслождаться !
На пространстве болота проката, зделать это подвиг достойный Павлика Морозова! Честь и хвала любителям бобла!
Олег Татков
Гиперстранная история Сергея Лобана о пионерах, выпавших из "Жёлтой субмарины".
Недавно, я около часа простоял на обочине Тверской, ожидая приятеля, попавшего в автомобильную пробку. В итоге родился почти афоризм – «Постой на Тверской – почувствуй себя проституткой». Прав классик – «Для того, чтобы узнать вкус борща не обязательно в нём вариться»...
Фильм Сергея Лобана «Шапито-шоу» надо смотреть, думаю, особо не заморачиваясь ассоциациями и аллюзиями, - приняв правила игры, которые режиссёром озвучиваются буквально с первых кадров и звучат, цитирую, - так: «Не стоит смешивать два мира: - реальный и вымышленный. Просто реши для себя какой ты предпочитаешь»...
На это есть несколько причин:
1. Фильм пересказать невозможно, да и не стоит этого делать.
2. Фильм – фантасмагория на тему нашего практически настоящего, сыгранная, спетая и снятая талантливыми и весёлыми людьми и вряд ли стоит серьёзно относиться к увиденному…
Тем не менее, мне кажется, что это, - в чистом виде арт-хаусное кино Сергея Лобана (сам режиссёр предпочитает определение артстрим - от арт-хаус и мейнстрим), - расколет аудиторию полярно (http://kprf.ru/otvet/94538.html - газета «Правда» уже отметилась – авт.) и гораздо сильнее, чем это сделали своими последними работами, к примеру, Звягинцев или Михалков....
И это обязательно произойдёт, - даже несмотря на то, что фильм очень весёлый, - в нём нет убийств, расчленёнки, тяжелой реальности современного бытия, «закидонов» подсознания, - и вообще всё это фантасмагоритическое кинодейство происходит на братской Украине - в Крыму, и даже в конкретно обозначенном городе Симеиз….
И ещё одно знаю точно, - режиссер обожает фильм «Асса» и прозу Хармса…
Фильм буквально нашпигован киноцитатами – и прямыми, и ассоциативными, - и визуальными и вербальными, – от классических комедий Гайдая и до классического уже соловьёвского фильма «Асса». Ловишь иногда при просмотре себя на мысли, что буквально знаешь тексты некоторых монологов, – ещё до их окончания на экране.
Если режиссер таким приёмом расписывается в уважении к родному кинематографу (а хоронили и хоронят до сих пор современное авторское российское кино все кому не лень – авт.) - то это просто замечательно…
«Шапито-шоу», повторяюсь, - очень крепко сделанная, и талантливо исполненная фантасмагория на тему жизненного манифеста и рефлексий современных тридцатилетних людей - детей поколения «Ассы». Детей очень странных, как, впрочем, - странно и всё то, что случилось с нашей страной после выхода «Ассы» на экраны...
Мальчик, - герой одной из новелл (а всего их четыре – авт.) уже не ночной сторож-альтруист с дон-кихотовским менталитетом, а продюсер-эксплуататор и краснобай Серёжа (Сергей Попов). Девочка Вера (Вера Строкова), при всей её интернет-зависимости, - чётко знает и понимает, что происходит в мире и чего она от этого мира хочет. Да и лилипуты-тетралы из «Ассы» у Сергея Лобана трансформировались дружескую тусовку глухих пекарей – завсегдатаев дискотек для глухонемых. Есть в фильме и Цой, - вернее его эрзац- легенда Рома Легенда (Сергей Кузьменко), но одна из самых весёлых сумасшедшинок фильма - отряд девиантных во всех отношениях «пионэров – переростков» им. Саманты Смит (хорошо, хоть не Саманты Фокс – авт.).
В общем, - тот ещё «списочек действующих лиц»…. Отдельное спасибо за сценарий Марине Потаповой – критики уже оценили – «Белый слон» за лучший сценарий получен.
Классно сделан сайт фильма - http://sh-sh.ru/ - рекомендую.
Лично мне очень понравился актёрский состав. Насколько я знаю, - профи актёров среди них действительно немного – Киберстранника играет практикующий врач-гастроэнтеролог, в ролях глухих действительно слабослышащие актёры. Это очень важно, думаю, - погружение в атмосферу фильма таким «кастинг-приёмом» достигается по-максимуму.
Одно немного озадачило, хотя понимаю, что не имею права на претензии (а вдруг это задумка режиссёра - авт.), – Алексей Подольский в роли Киберстранника всго лишь слегка повзрослевшее продолжение толстячка-инфантила из его же роли в фильме «Пыль»… Это я к тому, что "единожды сыгравши - кто ж тебе поверит в третий то раз"? (Пардон за невольный "библиоцинизм" - авт.).
Несомненная удача (а со слов режиссёра это ещё и ангел-хранитель) фильма – актёр Пётр Николаевич Мамонов.
Помню, - в те времена, когда и «небо было голубее и вода мокрее», - я довольно часто ездил на рок-концерты в Ригу, - приятель в ЦК латышского комсомола отвечал за их организацию. Там же впервые услышал и увидел Петра Мамонова и «Звуки Му». Был культ-шок, несмотря на мой, - к тому времени уже немалый, - опыт посещений концертов питерского рок-клуба и проживания в городе Тарту, где рок-фестивали проводились регулярно и собирали рокеров и их фанов со всего СССР.
Мамонов сейчас один из тех немногих рокеров, кто за эти годы не «забронзовел», не умер, - обдолбавшись или заработав алкогольный цирроз, и не скурвился, - продавшись или обгламурившись…. Пётр Николаевич превратился в драматического актёра огромного творческого потенциала – иногда просто отторопь берёт от его ролей. Но в «Шапито-шоу» в роли отца он ещё и от души похулиганил, за что ему отдельное спасибо…
Ну а исполнителю роли его сына - Степану Девонину отдельное спасибо ещё и за то, что актёрски не спасовал на фоне такого «кино-папули»…
А раз речь пошла о сыновьях надо отметить и шикарную операторскую работу (навороченные камеры не в счёт - я в них ничего не понимаю - авт.) реального сына
Петра Николаевича - Ивана Мамонова.
Но самое большое впечатление в этом кино на меня произвёл начинающий актёр Алексей Знаменский, который играет глухого пекаря Лёшу Знаменского. Практически играет своё «альтер эго» и делает это грандиозно. В предыдущем фильме Сергея Лобана «Пыль» он снялся в эпизоде и потрясающе, - буквально до мурашек по коже, - исполнил (вернее пластически прожил - авт.) в титрах сурдоперевод песни Цоя «Перемен» http://www.youtube.com/watch?v=wcyQrCLDwp8 Сейчас Алексей учится на режиссёрском факультете ВГИКа – и работает в театрах «Синематографъ» и «Недослов». Думаю, этого парня ждёт блистательное будущее – дай ему Бог ролей и сценариев.
Радует, что режиссер Сергей Лобан не зацикливается на стандартных нравоучениях, и имеет смелость обозначить на экране темы, которые в молодёжном андеграунде времён «Ассы» существовали, но которые так и не рискнул обозначить в те времена режиссёр Сергей Соловьёв. Я имею в виду тему секс-меньшинств и ТАКТИЧНОГО - ПО ДЕЛУ употребления на экране ненормативной лексики….
Очень понравился саундтрек – музыка и зонги Жака Полякова на слова сценаристки Марины Потаповой, композиции «Karamazov Twins». Для меня они были открытием и откровением, и очень по делу смотрелись и слушались..
«Рождённый летать, - улетит в космос. Рождённый ползти, - доползёт до края Земли. Возможности есть – реализовывай их по-полной» (это цитата из фильма – авт.).
Думаю, фильм разберут на цитаты, хотя судьба у него будет нелёгкая ...
А кому сейчас легко?...