Пространство «Шапито» — это пространство пионерского лагеря, который снится через двадцать лет после сигнала «отбой».
В конкурсе ММКФ показали новый фильм автора «Пыли»
«Шапито-шоу» Сергея Лобана состоит из четырех частей. «Любовь» — про совместное путешествие в Симеиз легкомысленной девушки и ее виртуального друга, известного в интернете под ником Киберстранник. «Дружба» —Читать!
Трейлер фильма «Шапито-шоу»
Действие всех четырех частей происходит в одном и том же месте, и главные действующие лица одного эпизода становятся второстепенными персонажами других. Каждая часть заканчивается музыкальным номером в «Шапито-шоу», цирковом шатре на берегу моря — сюда, в мир доппельгангеров, поддельных Мэрилин Монро, Майклов Джексонов и Элвисов Пресли, герои приходят, чтобы спеть и станцевать о своем.
«Одно и то же место» лишь формально можно считать Крымом. Пространство «Шапито» — это пространство пионерского лагеря, который снится через двадцать лет после сигнала «отбой». Медленное вращение гипнотических кругов (на начальных титрах — далее везде) не позволяет очнуться от полузабытья; смотреть это кино — значит бродить по подсознанию поколения «тридцать — сорок», то здесь, то там натыкаясь на обломки смыслов и вырванных из контекста воспоминаний. Чем старше воспоминание, тем оно сильней — и тем неотвратимее его влияние на нас, когда мы не спим. На сцену «Шапито» лунной походкой выходит Майкл Джексон — и тут же над ним вырастает, давя масштабом, огромный Мойдодыр со своим монологом про «неумытого поросенка». Майкл Джексон был лет в двенадцать, а «Мойдодыр» был в три. Более раннее пытается занять весь объем, не впуская новое: «Шапито» — это пирамида памяти, в основании которой опыт раннего детства, одинаковый для всех ровесников режиссера, потом — сужение, конец восьмидесятых, девяностые и — пренебрежимо малые наслоения сегодняшнего дня.
«Шапито-шоу» — уже не первая русская картина, так или иначе отвечающая на вопрос, из чего же, из чего же, из чего же сделаны люди, переходный возраст которых совпал с переходом в небытие советского мира. Последнее советское поколение, переживающее сейчас апогей дееспособности (или бездействия). Именно в случае «Шапито» становится отчетливо понятно, что спасительный постмодернизм, насмешка и смысловая пестрота первого постсоветского десятилетия — ответ коллективной психики на травму исчезновения привычной реальности.
Лобан исследует эту травму не как социолог и даже не как рассказчик, а как визионер — на сегодняшний день самый яркий в нашем кино. Как и должно быть во сне, фантазмы в «Шапито» возникают как будто из ниоткуда, но (как иногда бывает во сне) спящий может догадаться, откуда они взялись («Парня в горы тяни» — как будто кто-то беззвучно произносит в начале третьего эпизода). Фильм Лобана — многоуровневая головоломка — не только как набор шифровок для своих, но и как вещь в себе. Линии закольцованы, предметы и люди кочуют из эпизода в эпизод, задним числом объясняя свое присутствие. В фильме нет ни одной случайной футболки (бегущие от грозы лошади на майке героя первой новеллы чуть позже станут метафорой его отчаяния), ни одного случайного цветового сочетания — есть синий и черный, и новые краски (желтая, красная) вводят новых персонажей и новые сюжеты.
Киноцитаты неизбежны — от Марко Феррери до Хармони Корина, от «Ассы» до Феллини, у которого «побережье» и «детство» тоже сливаются до неразличимости, когда гипнотизер произносит свое «аза-низи-маза». При всех многочисленных смысловых и визуальных рифмах четыре части «Шапито» отличаются друг от друга, демонстрируя как диапазон режиссера, так и возможный диапазон кинематографа вообще. Например, третья часть, в которой Петр Мамонов тянет в горы своего неуклюжего сына, выбивается из картины сильнее всего — и по ритму, и по цветам, отсылая к русскому экзистенциальному кино, в том числе в его пародийном, звягинцевском (времен «Возвращения» и «Изгнания») виде.
«Шапито», состоящее из десятков эпизодов (многие из которых почти гениальны), собирается в итоге в цельную картину — но чтобы головоломка сложилась, от зрителя потребуется почти чрезвычайное физическое усилие. Хронометраж фильма, показанного в конкурсе ММКФ, — 207 минут (между второй и третьей частью сделали десятиминутный антракт), и его невозможно объяснить ничем, кроме отсутствия у авторов минимального самоограничения. Отснятый материал смонтирован небезупречно (некоторые эпизоды дублируются по смыслу, особенно в четвертой части), более того — есть ощущение, что
Читать!
Скорее всего, «Шапито-шоу» так и останется откровением для своих — в исходном, самом кулуарном смысле; своих могло бы быть гораздо больше, но гипнотические круги не расширяются, они сужаются до точки, чтобы исчезнуть в темноте.
КомментарииВсего:8
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452287
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343667
- 3. Норильск. Май 1270143
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897983
- 5. Закоротило 822624
- 6. Не может прожить без ирисок 785218
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 762335
- 8. Коблы и малолетки 742133
- 9. Затворник. Но пятипалый 473852
- 10. ЖП и крепостное право 408353
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404671
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371770
Да ПМ - сам кувалда!