Оцените материал

Просмотров: 1960

Награды юбилейного «Оскара»

Антон Долин · 27/02/2008
Дэй-Льюис поднимается на сцену за золотой статуэткой, Михалков кусает ус, а номенклатурное кино терпит очередное поражение
«Старикам тут не место» — самый американский, зрелый и серьезный (если не по художественным задачам, то по интонации) фильм братьев Коэнов. Первая в их биографии точнейшая, почти слово в слово, экранизация чужого текста (одноименного романа пулитцеровского лауреата Кормака Мак-Карти), сочетающая ключевые мотивы национальной мифологии с бескомпромиссностью киноязыка. Никакая иная картина в этом году и не могла получить приз в номинации «Лучший фильм». Хотя реальной альтернативой «Старикам» многие считали «Нефть» Пола Томаса Андерсона, ленту более глубокую, неординарную, странную, она проиграла Коэнам со счетом 2:4 — получила лишь «Оскары» за операторскую работу Роберта Элсвита и за главную мужскую роль в исполнении общепризнанного гения Дэниела Дэй-Льюиса. (Последняя награда была абсолютно предсказуема: на церемонии Джонни Депп даже не потрудился вынуть жвачку изо рта, да и на лицах остальных номинантов при звуке имени Дэй-Льюиса не дрогнул ни единый мускул — ведь они и не надеялись выйти на сцену).

Логика академиков прозрачна. Даже младшему Коэну уже за 50, и, возможно, братьям никогда больше не доведется так угодить академическим вкусам, притом не изменяя себе. Теперь кажется, что и Канны в минувшем году намеренно оставили своих фаворитов без наград, чтобы расчистить им путь к ревнивому «Оскару». А Полу Томасу всего 37 — и не важно, что в «Нефти» он поднялся на немыслимую высоту, достигнув уровня Стэнли Кубрика и Орсона Уэллса: у него все впереди. Юбилейный, 80-й «Оскар» посвятил себя прошлому, а не будущему. Голосование показало, что главная кинонаграда Америки — все-таки для стариков, классиков, каковыми наконец-то признаны по умолчанию братья Коэны. Не все идеалы еще забыты, не все шерифы ушли на пенсию, и справедливость время от времени торжествует.

Уже по тому, как хамски независимо держались Коэны на сцене, куда выходили трижды — пап-мам не благодарили, слез не роняли, напрасных улыбок не расточали, — было очевидно, что оскаровская канонизация их нрав не усмирит. Ведь при всей кажущейся официозности церемонии ее главным героем стало именно независимое кино. Среди трех аутсайдеров гонки на звание лучшего фильма года («Искупление», «Майкл Клейтон», «Джуно») самый козырный приз отхватила малобюджетная и беззвездная комедия канадца Джейсона Рейтмана о беременной старшекласснице. Экс-стриптизерша с чудесным именем Дьябло Коди, блистая неприличной татуировкой и неуместным платьем, вышла на сцену за наградой за лучший оригинальный сценарий; и правда, драматург из нее получился выдающийся.

Номенклатуре был дан бой и в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». На радость всем здравомыслящим зрителям, слабые, хотя и политически правильные фильмы двух свадебных генералов — «12» Никиты Михалкова и «Катынь» Анджея Вайды — остались ни с чем. Да и есть у Михалкова и Вайды по «Оскару», хорошенького понемножку. Масштабному, но мейнстримному «Монголу» Сергея Бодрова-старшего польстили самим фактом номинации. Как и «Бофору»: кинематографии Израиля вообще редко выпадает шанс засветиться в оскаровских списках. Зато изумительно тонкий, нетривиальный как по сюжетной основе, так и по актерским работам австрийский холокост-триллер «Фальшивомонетчики» Стефана Рузовицкого получил заслуженную статуэтку. И эта награда, подобно большинству других «Оскаров», присужденных в 2008-м, явно не фальшивая.

 

 

 

 

 

Все новости ›