Какие еще фильмы 1990-х надо выпустить на экраны вслед за «Мастером и Маргаритой», «8 ½ долларами» и «Безразличием»?
Имена:
Никита Тягунов · Тимур Бекмамбетов · Томаш Тот · Юрий Кара · Юрий Озеров
© Киностудия им. Горького
Кадр из фильма «Воры в законе»
Фильмы из 1990-х, в свое время не доходившие до большого экрана, возвращаются к зрителю. В марте на экраны выпустили «потерянную» экранизацию «Мастера и Маргариты» Юрия Кары. Теперь компания Art Pictures объявила
о намерении выпустить в июне дебют Григория Константинопольского «Восемь с половиной долларов» (к тому же в 3D) , а в программу «Кинотавра» включили «Безразличие» клипмейкера Олега Флянгольца — экспериментальный черно-белый фильм, снятый с молодым Бондарчуком в главной роли. ИВАН ЧУВИЛЯЕВ выбрал еще несколько фильмов «потерянного десятилетия», которые можно было бы запустить в широкий прокат. Хотя бы в образовательных целях.
«Ангелы смерти» (1993). Режиссер Юрий Озеров
© Мосфильм
Кадр из фильма «Ангелы смерти»
Раз уж на то пошло, что страна непременно должна узнать, как выглядел Федор Бондарчук с волосами, обязательно надо выпустить к следующему Дню Победы, когда ветеранов вовсе не останется и можно будет спокойно наслаждаться бронетехникой,
— последний привет главного мифотворца о Великой Отечественной Николая Озерова «Ангелы смерти». Бондарчук играет здесь простого русского солдата Ивана, влюбленного в красивую и такую же простую русскую девушку, а роль Сталина, за неимением Геловани и Кобаладзе, исполняет Арчил Гомиашвили. Это тогда, в 1993-м, картина казалась чудовищным моветоном и анахронизмом, а сейчас идеально впишется в ряд прочих социально значимых фильмов.
Читать текст полностью
«Дети чугунных богов» (1993). Режиссер Томаш Тот
© Мосфильм
Кадр из фильма «Дети чугунных богов»
Если показывать Бондарчука с волосами, то надо и длинноволосого блондина Гошу Куценко продемонстрировать (хотя и тот и другой как раз имеются в «Восьми с половиной долларах»). И важен здесь даже не сюжет про схватку рабочего с уральского завода и верзилы с рудников. Куда важнее, что сценаристы «Детей» — Луцик и Саморядов — однозначно являются крестными отцами всего нынешнего русского кино. Ничья другая манера не оказала на почерк нынешних сценаристов такого влияния, и никто элементарно в тексте и построении сюжета не смог так точно передать дух времени и законсервировать его на века. А в рамках цветущих сейчас пышным цветом поисков новой мифологии девяностых «Дети» придутся, как никогда, кстати.
«Воры в законе» (1988). Режиссер Юрий Кара
© РИА Новости
Кадр из фильма «Воры в законе»
Раз уж возвращать публике наследие Юрия Кары, так с музыкой − и так, чтобы все всё поняли. Обозванный критиками эталоном дурного вкуса фильм «Воры в законе» действительно опус магнум режиссера, говорящий о его творчестве и, чего уж там, мировоззрении все, что нужно. И у человека, видевшего «Воров», никаких вопросов явление на бал в «Мастере и Маргарите» Ленина, Сталина и Гитлера и вопль «В Кремле нечистая сила!» не вызовут. Чего еще хотеть от режиссера, который, как сорока, тянет в кадр все красивое, блестящее и коллекционирует все возможные клише; фильмы которого настолько набиты всем самым безвкусным и вычурным, что это становится даже интересно. Чтобы Гафт в белом пиджачке, грузины с сигарами, пальмы и пистолеты в коробках из-под тортиков, артиста Стеклова жарят утюгом, Анна Самохина в красном платье, скошенная пулей по дороге к счастью, славе и богатству… Настоящему перверту завсегда везде ништяк.
«Нога» (1991). Режиссер Никита Тягунов
© Студия 12А
Кадр из фильма «Нога»
Если откинуть шутки про «Ногу» в 3D и прочие очевидные колкости насчет возвращения утерянных шедевров — да, определенно этот фильм в предложенном ряду лишний. И потому, что это классика, а не забавный рудимент, который можно извлечь и отряхнуть от пыли; и потому, что нету здесь проговорок, способных что-то объяснить о сегодняшнем дне, — чистое авторское высказывание. Разве что лишнее напоминание о том, с чего когда-то начинал Иван Охлобыстин как актер. И все же «Нога» (и сейчас это особенно ясно) по всем параметрам отправная точка нового русского кино. Именно она определила его лицо во всех деталях — от даты выхода в прокат (1991 год) до аллюзий к недавней афганской войне и фантомным болям, от притчевого сценария Надежды Кожушаной до главных лиц нового кино в главных ролях, Охлобыстина и Мамонова. И только почти мистическая фигура режиссера Никиты Тягунова, для которого фильм оказался последним (и, по сути, единственным — во всяком случае, прозвучавшим), не позволяет отправить «Ногу» в наши дни: ничто роковое и обреченное таких путешествий не выдерживает. Но если возвращать девяностые — то только такие, чтобы было больно. А иначе просто нечестно и, значит, бессмысленно.
«Пешаварский вальс» (1994). Режиссер Тимур Бекмамбетов
© Кинокомпания «Искона»
Кадр из фильма «Пешаварский вальс»
Фильм — предшественник «9 роты» — про солдат, попавших в плен к моджахедам {-tsr-}и оставленных своими (даже имена продюсеров те же: Яцура, Мелькумов и Роднянский). В чем разница между этими двумя фильмами со схожими сюжетами? Наверное, как ни банально, в интонации и в том, что там раны еще кровоточат и рождают трагический сюжет про оставленных солдат, а теперь они зарубцевались и осталась только глянцевая фотография. И в разнице между «Пешаварским вальсом» и «9 ротой» и есть главный сюжет русского кино последних двадцати лет.
А Озеров - конечно, Юрий (у вас написано Николай, а это его брат спортивный коментатор).
"Шутка" по поводу ветеранов - просто блядство. Неясно, куда смотрит администрация/редакция OS.