Автор публично вскрыл себе черепную коробку и приглашает окружающих дотронуться до его тревожных снов.

Оцените материал

Просмотров: 52299

Цитадель

Мария Кувшинова · 04/05/2011
В московском кинотеатре «Октябрь» прошла премьера картины Никиты Михалкова «Утомленные солнцем - 2. Цитадель»

Имена:  Никита Михалков

©  Централ Партнершип

Кадр из фильма «Утомленные солнцем - 2. Цитадель»

Кадр из фильма «Утомленные солнцем - 2. Цитадель»

На подступах к «Октябрю» царила атмосфера радостного безумия. Пропускали внутрь маленькими партиями, в толпе шутили про давку на похоронах Сталина, фильм заранее называли «Психоделью». В фойе прогуливались священники, телевизионное начальство, смутно знакомые знаменитости («А это чё за фраер?» — переспрашивали друг у друга гости, заметив новый объект под вспышками фотокамер). Чуть позже появилась Елена Ямпольская с небольшой иконкой на декольте, пришла девочка в солдатской пилотке с пластмассовым костылем и букетом гладиолусов. В бельэтаже присел на последний ряд специально приехавший из Петербурга критик Трофименков, автор самой вдохновенной и яростной рецензии на прошлогоднее «Предстояние». По его горящим глазам было понятно, что на этот раз может случиться массовый каминг-аут латентных поклонников дилогии, некогда не оценивших или не захотевших оценить тотальный перформанс Никиты Михалкова.

Повествование в «Цитадели» ведется по очереди от лица комара, мышки, паучка; первый кадр — рождение кровососущего насекомого на макросъемке, затем его долгий полет над окопом (по странному совпадению, с похожего эпизода начинался и «Поп» Владимира Хотиненко, только там была муха). Паучок помогает убить немецкого снайпера, а мышка за всем этим наблюдает, катаясь на патефонной пластинке.

©  Централ Партнершип

Кадр из фильма «Утомленные солнцем - 2. Цитадель»

Кадр из фильма «Утомленные солнцем - 2. Цитадель»

Дальше вот что. Чекист Митя (Меньшиков) приезжает в окоп, где воюет Котов. Оба они оказываются под пулями заградотряда, но выживают, чтобы выяснить: Котов в тюрьме написал на свою жену донос; Митя спас ее от ареста и изнасиловал в машине; Сталин вызывает комдива к себе, возвращая ему звание и ордена. Поручение Котову — повести на неприступную Цитадель 15 тыс. невооруженных гражданских, чтобы европейцы увидели в кинохронике зверства немцев и то ли возмутились, то ли испугались (нрзб.). Комдив с дрекольем идет на Цитадель, Цитадель взрывается, к нему подбегает онемевшая еще в конце прошлой серии дочь Надя. Вместе они идут на Берлин.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:21

  • Виктор Григорьев· 2011-05-04 14:49:57
    Очень тонко! Спасибо ))
  • yusev-alexei· 2011-05-04 15:14:20
    Может лучше вообще не писать об этом фильме? К чему поддерживать официоз в лице Михалкова?
    Тот же Трофименков на показе был, а рецензию за него зам.глав.редактора написал. ( Могли бы попросить Юлию Яковлеву написать про пластику движений комдива Котова и тов. Сталина)))
  • Ирина Кудина· 2011-05-04 16:25:23
    Рецензия для поднятия настроения: бульдог, критики с горящими глазами, изнасилование жены комдива в машине, zombie! Спасибо )
  • Алексей Балакирев· 2011-05-04 18:19:15
    Влияние МЛК не раскрыто...
    "Психодель" - хорошо!
  • kashin· 2011-05-04 19:14:17
    Со слова "Ямпольская" ссылка ведет на заметку про Фукусиму, это нарочно?)
  • bartoli· 2011-05-04 19:39:35
    Что же такая бездарная рецензия? Какие-то обрывки мыслей, невнятица какая-то.
  • ladoga· 2011-05-04 22:59:57
    хаха, отлично
    Алексей Юсев, я не поняла, о чем вы -
    не могли бы вы дать ссылку на заметку, "которую написал вместо критика Трофименкова зам главного редактора"?
  • lisa· 2011-05-05 03:22:28
    Изнасилование в машине где-то уже было, если мне память не изменяет. А где исконно-посконное: баня, девки, огурцы, борщи? Мне-то про борщи интересней, чем про паучков. Но ведь сколько вполне себе независимых, авторитетных мух в эту паутинку попали. Печально.
  • Глеб Морев· 2011-05-05 12:08:11
    2алексей юсев: рецензия трофименкова опубликована в сегодняшнем Ъ.
  • yusev-alexei· 2011-05-05 13:09:08
    to ladoga:
    http://kommersant.ru/doc/1629893
    К сожалению, текст написан не в "Коммерсанте", а в "Огоньке". Просто я встретил обсуждение в ЖЖ, где была ссылка на текст, в шапке которой значилось "Издательский дом "Коммерсант" (я сейчас проверил, так и отражается). Привет дизайнерам сайта Коммерсанта, где можно было понять к какому СМИ текст принадлежит, лишь при старом дизайне сайта.
    А вчера я даже кликнул пересмотреть, кто же такая Данилова. Написано, что "зам. глав.ред", но не указано чего. А сверху вообще висит баннер "Соли". Вы уж доложите куда следует, раз уж там работаете.

    Глебу Мореву:
    Спасибо! Я так понимаю, что Вы и вчера мне этот комментарий могли оставить, ввиду своей осведомленности.
    А Трофименков написал текст раза в два поменьше, чем Кувшинова. Да и оригинальности в его отзыве не замечено, - все опятьстроится на тезисе общей смерти после первой части. Так что более чем "дежурное" упоминание, от которого не могла отказаться газета. Хотя, вполне себе могла, если бы захотела. По крайней мере авторы. Цензуры же у нас нет.
  • bezumnypiero· 2011-05-05 15:25:49
    lisa

    изнасилование в машине это точная цитата из Однажды в Америке
  • lvenok· 2011-05-06 20:56:28
    Trophimenkov svoi text napisal v Kommersante 5 maya.
  • nsogso· 2011-05-06 21:06:45
    Но помимо прочего, эта дилогия — высшая форма существования расстроенного идеологического органчика, на котором любой безумец может сыграть мелодию своего подсознания, выдав ее за гимн победителям.

    Интересно, сама автор понимает, что она написала?
    А также интересно, что за что одних (напр., Пепперштейна) хвалят, других (напр., Михалкова) - ругают.
    Ответ, судя по всему, прост. Одни - хорошие, бедные, против, "наши". А другие - плохие, богатые, за, "чужие". И пусть "чужие" хоть "Улисса" вновь напишут, хоть и "Броненосец "Потемкин" снимут - все равно будут плохие. А про "наших" и говорить ничего не надо - они кругом. И премии получают, и интервью дают, и в блогах их любят, и статьи про них пишут.
    Так было в России, так есть и так будет.
    Что касается меня, то я всегда уважал Михалкова за его роли и фильмы (ранние). Но сотворить такое в его возрасте, положении и прочем, - это действительно не х.й на мосту нарисовать.
    Но премии он, конечно, не получит. И Е. Деготь его не похвалит.
    И про сибирских мужиков с каменными топорами никто не вспомнит....
  • lesgustoy· 2011-05-10 01:16:12
    написано неинтересно
    концовка смята

    ну бывает
    что ж

    вон и михалков
    лажается

    ничего ничего
  • Alena Apina· 2011-05-10 23:13:47
    Очень жаль, Мария, что вы ничего не поняли.
  • jeyushka· 2011-05-12 20:18:42
    2 Алена Апина - напишите свою рецензию, посмотрим, что вы поняли. Кто-то обсуждает фильм, а другие неприятие к рецензии высказывают.
  • kustokusto· 2011-05-13 13:49:36
    "Психодель" продолжает новый тренд Михалкова - Игралнеугадалниоднойбуквы.
    Кроме того поражает точность перевода советской мифологии 2ой мировой войны на блатной язык. А также - умиляет до слёз трогательный гимн конформизму - если бы не было нонконформизма - то как бы вы , Михалков , узнали , что вы конформист.
    Прям хамелеон какой-то , прости господи..
  • larin· 2011-05-16 18:45:39
    С особым удовольствием добавлю мою небольшую апологию Михалкова.
    "Цитадель" фильм незаурядный. В сущности, трилогия "Утомлённые солнцем" в своей завершающей части плавно переходит в область мифа. В фильме есть гениальные сцены, есть типичные михалковские чрезмерности, юмор и неловкие несуразности. В общем, целая вселенная, о которой выше говорил критик Долин.
    При просмотре всего триптиха полезно (скорее, просто необходимо) учитывать его христианскую подоплёку. И именно в этом пространстве интерпретаций событийная канва фильма обретает совершенно определённый смысл и звучание. К сожалению, для преимущественно секуляризированных отечественных зрителей, такая перспектива остаётся совершенно недоступной.. А православие самого Михалкова становится поводом для зубоскальства.
    Ещё надо отметить замечательную актёрскую игру (Меньшиков и Толстоганова просто великолепны, по обыкновению хорош сам Михалков), работу оператора и всей съёмочной бригады. Когда говорят об этом фильме, кроме Михалкова, зачастую ни о ком не вспоминают, что не вполне справедливо.

    Собственно все эти рассуждения вполне банальны :-) И какой-нибудь вменяемый и неангажированный критик из "Искусства кино" или "Сеанса" напишет лучше и полнее. Что действительно заслуживает внимания и может стать предметом занимательного социологического исследования, так это удивительная реакция на фильм отечественной БЫДЛОСФЕРЫ (политкорректно - блогосферы). И хотя в этом сезоне она послабее, но основной вопрос всё равно остаётся - в чём причина такой ненависти к "Утомлённым солнцем"? Фильму яркому и талантливому, может и не гениальному, но далеко не бездарному и не плохому. Итак, причины, по мере убывания значимости:

    [b]1 Классовая ненависть к Михалкову.[/b] Тут сошлось всё. И мигалки, и барство, и близость к власти. Пролетарская ненависть к барину трансформировалась в ненависть ко всему, что с ним связано. Кажется Бунин писал, как взбунтовавшиеся крестьяне вешали барских собак и выкалывали глаза барским лошадям. Этот подход, кстати сказать, ранее вполне обычный и называвшийся марксистско-ленинским подходом к оценке произведений искусства и был применён быдлосферой. Убедительным подтверждением этого тезиса является часто встречающийся в быдлосфере мотив - "Фильм Михалкова не смотрел и смотреть не буду прЫнцЫпЫально, но знаю что он плохой". Апогеем этого является замечание одного знакомого студента ВГИКА о том, что он принципиально (по классовым причинам) не ходит на лекции и мастер классы Михалкова. Это напоминает знаменитый диалог профессора Преображенского и Шарикова (ему бы, червю, слушать и учиться, слушать и учиться) :-)

    [b]2 Табуированность в сознании нации военной темы.[/b] Это очень важная тема. Образ войны, исторически сложившийся в коллективном бессознательном, крайне болезненно реагирует на любые попытки неканонических интерпретаций. Взять, к примеру, "Иди и смотри". Фильм гениальный, но его крайне мало любят, показывают и обсуждают. Скорее терпят из-за советского происхождения. "Враг у ворот" - фильм вполне обычный, но отнюдь чудовищный. Его показ вызвал просто бурю протестов и ненависти. А вот сверхзаурядная, но каноническая "Брестская крепость" в фаворе. "Утомлённые солнцем" не могли не попасть под раздачу из-за военной темы. И дело даже не в искажении исторических фактов. Какие-нибудь классические "Битва за Москву" и т.д. и т.п. с исторической достоверностью вообще имеют странные отношения. Но это не имеет никакого значения. Главное не переступать границы табуированной зоны и всё будет прекрасно. Михалков этот закон нарушил.

    [b]3 Дурновкусие Михалкова[/b] Чрезмерность Михалкова, его любовь к гиперболам общеизвестны. Можно сказать, что он часто выходит за рамки "вкуса" и это может коробить. Но помилуйте!!! Какой такой тонкий вкус у быдлосферы?! Это явный оксюморон и лукавство. Не может такая безделица быть причиной такой ненависти. Тем более, что Михалков всегда был таким. Таким образом, эта причина более надуманная.

    [b]4 Творческий коллапс Михалкова[/b] Омерзительная режиссура, банальная драматургия, бездарный сценарий, чудовищная актёрская игра, отсутствие операторской работы... Всё это малоинтересная болтовня той части быдлосферы, которая считает себя знатоками. Особенно она присуща личностям, которые называют себя кинокритиками и ведут колонки с рецензиями на попсовые фильмы в попсовых газетах и журналах. Она подливает масла в огонь, но скорее всего вторична. Это рационализация неприятия по причинам 1 и 2. Для быдлосферы в целом такая терминология и понятийный аппарат чужды.

    [b]5 Нарушение исторической достоверности[/b] Всё это часть причины 2. Не интересно. Учитывая, намеренную мифологизацию фильма, да и вообще художественную условность, не может учитываться как аргумент. Михалков где-то ссылался на какие-то мемуары и пр. А тот факт, что с палками на пулемёты ходили - уже далеко не чудовищное "переписывание истории"... О мифологичности и недостоверности советских военных фильмов также было написано.

    [b]6 Постутопическое неприятие "высоких" тем[/b] Вот это представляется действительно важной причиной. Современный секуляризированный, сверх-толерантный, измученный производством и потреблением человек отторгает всё высокое. Ибо тоталитарно. Мешает тихо жрать и испражняться в тиши спальных районов. К высоким темам относится всё, что связано с религией, любой намёк на патриотизм. Михалков тут просто безнадёжен и априори обречён :-) Быдлосфера неизбежно должна была его размазать, поскольку привести к своему уровню явно не получится.

    Это, пожалуй, всё что можно приготовить из креветок - все причины всенародной нелюбви к Никите Сергеевичу :-)
  • kustokusto· 2011-05-16 21:06:20
    месье larin - для лизания есть более профильные сайты.
  • Михаил Логачев· 2011-05-21 00:46:22
    Такая критика в адрес "Предстояния" стоит ровно столько, сколько сопли клинических патриотов - ничего. Как минимум это нескучный фильм.
  • InterFilmWostok· 2011-09-07 14:11:10
    Только 13,14,15 Октября 2011 в 21.00
    ИнтерФильмВосток InterFilmWostok presents:
    :ДОпремьерные показы новейших НЕМЕЦКОязычных фильмов

    :ind.newGERMAN_CINEMAfest:minsk:belarus:2011
    :фЭст нового немецкого кино:минск:беларусь:2011:
    Только в «Доме Кино» на Толбухина штрассе +3 75 293 900217

    1.
    ПОЛЬСКАЯ ПАСХА
    POLNISCHE OSTERN / EASTER GOIS POLISH
    КОМЕДИЯ, 91 МИН. / ГЕРМАНИЯ 2011
    Режиссер: Якоб Цимницки
    Сценарий: Катрин Милхан, Якоб Цимницки
    Оператор: Бенжамин Дернбехер
    Кастинг: Даниела Толкиен
    Композитор: Дирк Дрессельхаус
    Продюсеры: IШтеффи Аккерман
    Производство: Polyphon Film-und Fernsehgesellschaft,Das Kleine Fernsehspiel ZDF;DOKfilm Fernsehproduktion GmbH
    В ролях: Генри Хюбшен, Парашива Драгус, Адриан Тополь, Гражина Шаполовска, Барбара Высотска, Валера Канищев, Дорис Кунстман
    Новая комедия с Хенри Хюбхен Henry Huebchen в главной роли
    фильмография: Виски с водкой /Whisky mit Wodka/ Мои слова, моя ложь, моя любовь /Lila, Lila/ "Все за Цукеров" /Alles auf Zucker!/, Повар-вор /c(r)ook/, Дальний свет /Lichter/ и Гражина Шаполовска Grazyna Szapolowska филмография: Розочка /Rozyczka/, Пан Тадеуш /Pan tadeusz/, Три цвета: белый /Trois couleurs: Blanc/, Осуждение /Condanna, La/, Глядя друг на друга /Egymasra nezve/
    Булочник Вернер Грабош обеспокоен тем, что после смерти дочери в результате автокатастрофы, его единственная любимая внучка Матильда должна вернуться к своему польскому отцу и покинуть Германию. Матильду отправляют в Польшу,тем временем у Вернера созревает план. На Пасху он впервые решает посетить польских родственников…Звёздный Немецко-Польский актерский ансамбль (Хенри Хюбхен, Гражина Шаполовска), великолепный этнический саунд фильма, забавный монтаж; так мило и с юмором описывает, живущий в Берлине режиссер Якоб Цимницки, отношения между людьми, отношения между соседями: Германией и Польшей.
    Макс Офюльс Прайс, Саарбрюккен, Зоммер Нахт Фильм Фестиваль и т.д.
    ---

    2.
    В ТЕНИ
    IM SCHATTEN
    ТРИЛЛЕР, 85 МИН. / ГЕРМАНИЯ 2010
    Режиссер: Томас Арслан
    Сценарий: Томас Арслан
    Оператор: Райнхольд Форшнайдер
    Монтаж: Беттина Бликведе
    Художник-постановщик: Райнхильд Блашке
    Музыка: Гейр Йенсен
    Продюсеры: Флориан Кёрнер фон Густорф, Михаэль Вебер
    Производство: Schramm Film Koerner & Weber совместно с ZDF/3sat
    В ролях: Мишель Матишевич, Каролине Айххорн, Уве Бом, Райнер Бок, Давид Шелер, Петер Курт
    Профессиональный грабитель Троян, выйдя из тюрьмы, сразу оказывается в привычном для него криминальном мире. Ему нужны деньги, и он ищет себе дело, которое при минимальных усилиях принесло бы хорошую выручку. И такое дело находится: ограбление инкассаторов. В подготовке операции Троян крайне осторожен и предусмотрителен; всё говорит за то, что она должна пройти успешно. Есть, однако, человек, которого он не учитывает в своих планах…
    Участие в фестивалях:
    Берлинский Международный Кинофестиваль Берлинале 2010, Буэнос-Айрес 2010, Шанхай 2010 и т.д.
    ---

    3.
    ГРАНИЦА
    DIE GRENZE
    ТРИЛЛЕР, 120 МИН / ГЕРМАНИЯ 2010
    Режиссер: Роланд Зузо Рихтер
    Сценарий: Кристоф и Фридеманн Фромм по идее Нико Хофманна
    Оператор: Холли Финк
    Монтаж: Bernd Schlegel
    Художник-постановщик: Михаэль Кёнинг
    Музыка: Мартин Тодшаро
    Продюсер: Нико Хофманн
    Производство: teamWorks Television & Film GmbH по заказу SAT 1 совместно с Seven One International
    В ролях: Бенно Фюрманн, Мари Боймер, Томас Кречманн, Уве Кокиш, Аня Клинг, Инка Фридрих
    Рекламный дизайнер Рольф Хаас, человек финансово благополучный и уверенный в себе, в одночасье лишается всего. Из квартиры, за которую он в срок выплачивал аренду, его выселяют под предлогом многомесячной задержки платы. Все деньги с кредитных карт оказываются переведенными в швейцарский банк по его поручению, которого он никому никогда не давал. Семьи у него нет, а о том, как он поступил со своим лучшим другом, ему горько даже вспоминать. Он почти потерял надежду понять, что с ним произошло, как вдруг появляется женщина, обещающая вернуть все потери. Она – советник канцлера по вопросам государственной безопасности. Что нужно ей от него, а главное – какой ценой он может вернуть себе все, чего его лишили?

    ИнтерФильмВосток представляет
    :ind.newGERMAN_CINEMAfest:minsk:belarus:2011
    :фЭст нового немецкого кино:минск:беларусь:2011
    Только 13,14,15 Октября 2011 в 21.00 в Доме Кино на Толбухина Штрассе 18 инфо +375 293 900217
    Ахтунг! мой КИНОдруг и коллега. Передай ИНФО по-возможности ДАЛЬШЕ.
    Спасибо за КУЛЬТУРную поддержку!
Все новости ›