Шилов на экране, немного караваджизма, цвета вырвиглаз, взбесившиеся образы.

Оцените материал

Просмотров: 188534

«Мастер и Маргарита» Юрия Кары

Иван Чувиляев · 05/04/2011
Пролежавшая 17 лет в сейфе у продюсеров экранизация Булгакова стояла у истоков нового масскульта и выходит на экраны в качестве обаятельного рудимента

Имена:  Юрий Кара

©  Мастер Дистрибьюшн

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Что происходит с фильмом, если зрители видят его не сразу после создания, а спустя долгое время? Как он воспринимается? В карьере Юрия Кары семнадцатилетняя задержка не столько форс-мажор, сколько вполне стройное развитие того, что принято называть творческим путем: он «дитя перестройки», идейное в первую очередь, и история с экранизацией Булгакова кажется тут исторической рифмой. В разговоре о «Мастере и Маргарите» хочешь не хочешь отряхнешь от пыли журналистские штампы по поводу «полочного» кино: «долог и тернист был путь картины на экраны».

В «Мастере» Кара существует в своем любимом перестроечном амплуа разоблачителя. Он начал с этого «открывания правды» уже в дипломе — экранизации повести Бориса Васильева «Завтра была война» (1987). Он первым изобразил жуть тоталитаризма в лицах — в «Пирах Валтасара» (1989), где Евстигнеев и Никоненко играли членов Политбюро, а Сталин-Петренко оказывался бандюгой с большой дороги (буквально), который боится, что о его бандитизме кто-то узнает, и только поэтому гробит людей пачками. Чувствуется восторг первооткрывателя и в «Мастере»: здесь булгаковский роман, чтение которого некогда было занятием исключительно интимным, вдруг становится коллективным переживанием, и из запретного плода превращается в продукт первой необходимости. Это и правда волшебство — рождение нового масскульта.

Когда после первого закрытого показа на ММКФ-2006 копия «Мастера и Маргариты» попала в сеть, публика пересказывала, давясь от хохота: «Прикинь, там Гафт такой на золотом троне, хохочет! Там на бал к Сатане Сталин, Гитлер, Петр Первый и Ленин приходят! Там Воланд в Кремле скрывается от Бездомного-Гармаша, и тот вопит: “Братцы, в Кремле нечистая сила!” Там голая Вертинская-Маргарита, в конце концов!» Все это превратило фильм в набор интернет-мемов, в одном ряду с Джигурдой.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:15

  • solo· 2011-04-05 16:55:25
    Забавно)
  • ttartt· 2011-04-05 23:26:33
    Все это уже было написано сегодня утром в "Московских новостях": http://www.mn.ru/culture/20110405/300866249.html.
  • mkuvshinova· 2011-04-06 00:16:43
    не преувеличивайте - не все, а только то, что задержка пошла фильму на пользу и роман булкакова перешел в разряд масскульта. не вижу ничего странного в том, что два кинообозревателя пришли к одному и тому же, достаточно очевидному, выводу.
    или это вы сейчас осуществляете "продвижение московских новостей в социальных сетях" в духе изящного креатива со снятием рекламных щитов?
Читать все комментарии ›
Все новости ›