Полгода назад в меня кинули бомбу с красной краской и вывесили плакат «Пошел вон» – не знаю, почему-то вдруг по-русски. Как-то в нашем районе развесили мои некрологи.

Оцените материал

Просмотров: 17125

Казимеж Куц: «В том отвратительном социалистическом государстве власть поддерживала таланты»

Борис Нелепо, Денис Вирен · 31/03/2011
Польский классик – о том, чему он научился у Анджея Вайды, о польских вице-евреях и отношениях с Россией

Имена:  Казимеж Куц

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Казимеж Куц

Казимеж Куц

С 30 марта по 9 апреля Музей кино, Польский культурный центр и кинотеатр «Пионер» проводят первую в России ретроспективу Казимежа Куца «Соль польской земли». Режиссер приехал в Москву; он откроет программу, встретится со зрителями и даст мастер-класс во ВГИКе. Ретроспектива посвящена памяти киноведа Мирона Черненко, автора первой в мире монографии о творчестве Куца, опубликованной в «Киноведческих записках» (историю публикации, изложенную Александром Трошиным, можно прочитать здесь).

Свою карьеру Куц начал в качестве ассистента у Анджея Вайды на первых картинах «польской новой волны» – «Поколение» (1955) и «Канал» (1956). Затем работал у Ежи Кавалеровича на съемках «Тени» (1956), а в 1958 году дебютировал с «Крестом за отвагу» – ироническим фильмом, совершенно не похожим на работы его учителей.

Семья режиссера происходит из Силезии – края, на протяжении шести столетий оторванного от Польши, которому посвящен «силезский цикл» Куца: «Соль черной земли», «Жемчужина в короне», «Бусинки одних четок», «Смерть как краюха хлеба» и «Обращенный». В 1997 году он ушел из режиссуры, но родину не забыл: написал на силезском диалекте книгу «Пятая сторона света», а несколько лет назад занялся политикой и стал депутатом.

О кинематографическом прошлом и политическом настоящем с Казимежем Куцем специально для
OPENSPACE.RU побеседовали БОРИС НЕЛЕПО и ДЕНИС ВИРЕН.


— Вы начинали работу в кино на теперь классических картинах Вайды и Кавалеровича. Чему вы научились у них?

— Они были старше. Вайда первым получил шанс сделать самостоятельный фильм, «Поколение», и с младших курсов он пригласил только меня. Вайда — мой главный учитель, он заставляет придумывать и дает возможность реализовывать идеи. Уже в «Поколении» я сам снял одну сцену (где герой Тадеуша Янчара погибает на лестничной клетке), а это самая лучшая учеба — делать, а не просто ассистировать.

Я так и не получил диплом, у меня просто не было времени, меня увлекло безумие мира кино. Сдал все экзамены, но бумажку не забрал — она мне не нужна. На дипломную работу давали 600 метров пленки. Сначала мы с Якубом Моргенштерном и Янушем Вейхертом хотели снимать полнометражный фильм о Варшавском восстании из трех новелл, но потом началось производство «Канала» Вайды, и стало понятно, что второго фильма о восстании делать не дадут. А Вайда знал, что я, как силезец, невероятно ответственный и трудолюбивый, — идеальный ассистент.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • pv· 2011-04-10 09:41:07
    Программа XX кинофестиваля «Новое польское кино», СПб, ДомКино/к-цРодина:
    08.04.2011 (пятница) 18.30 «Розочка» (Ян Кидава-Блоньский, 2010)
    09.04.2011 (суббота) 19.15 «Маленький экзамен зрелости 1947» (Януш Маевский, 2010)
    10.04.2011 (воскрес.) 19.10 «Завтра будет лучше» (Дорота Кенджежавска, 2010)
    11.04.2011 (понедел) 19.45 «Прекрасное лето» (Рышард Брыльский, 2010)
    12.04.2011 (вторник) 19.45 «Аир» (Анджей Вайда, 2009)
    13.04.2011 (среда) 19.30 «Мать Тереза от котов» (Павел Сала, 2010)
    14.04.2011 (четверг) 19.15 «Венеция» (Ян Якуб Кольски, 2010)
    15.04.2011 (пятница) 19.30 «Реверс» (Борис Ланкош, 2009)
Все новости ›