Общий дух радостного обмена глюками со зрителем все тот же.

Оцените материал

Просмотров: 37406

«Самка»

Иван Чувиляев · 17/03/2011
Режиссер Григорий Константинопольский снял реликтовое наркотическое кино – как будто девяностые до сих пор не закончились

©  Кинокомпания СТВ / www.ctb.ru

Кадр из фильма «Самка»

Кадр из фильма «Самка»

Григорий Константинопольский, создатель «Восьми с половиной долларов» и «Кошечки», снял «Самку»посконную русскую психоделическую мелодраму про снежного человека Абрашу, цитирующего Ницше.


Константинопольского очень хочется окрестить несчастнейшим режиссером «потерянного поколения» 1990-х. Мог бы такие фильмы снимать вместо клипов для Лены Зосимовой и прочих... Хочется, но не получается — уж для кого-кого, а для него путь, иными воспринимавшийся как трагический, естественен и прост. Без него не было бы Константинопольского — это накопленный опыт, о котором он, так или иначе, и снимает все свои фильмы. Не говоря уже о том, что из клипового гетто режиссер не только выбрался, когда захотел, — он и нырнул туда по собственной воле: дипломной работой Константинопольского был клип на песню «Бригады С» «Звезда микрорайона». И никакого разрыва между клипом на песню группы Pep-See «Вовочка» и тем, что делал Константинопольский в полном метре (в особенности в «Самке»), не было и нет.

Клип Григория Константинопольского на песню «Звезда микрорайона»


В свое время к его полнометражному дебюту, фильму «Восемь с половиной долларов» (1999), была одна претензия: слишком «тусовочное» кино, для своих. Завидное постоянство, ровно тот же эффект производит «Самка».

За десять с лишним лет для Константинопольского ничего не изменилось. Тусовка, может, и мутировала (Бондарчук с Охлобыстиным предали идеалы юности), но общий дух радостного обмена глюками со зрителем все тот же. И формула создания фильма все та же: наркотический трип по волнам чужого, избитого и изъезженного сюжета. Образцовый и упрощенный постмодерн — не мудрствуя лукаво, пересмотреть «Операцию Ы», прежде хорошенько покурив. А сюжет про журналистку, которая в погоне за сенсацией решила снять репортаж про йети, а тот ее похитил, накормил грибами и влюбил в себя — идеальный материал для подобных развлечений.

Поиски ближайшего аналога «Самки» могут завести куда угодно — к «Красавице и Чудовищу», «Кинг-Конгу», «Книге джунглей» в таежном варианте. Но поиски ничего не объяснят: история и история, вечная любовь городской фифы и ребенка дикой природы.

Клип Григория Константинопольского на песню «Вовочка»


Куда ближе по духу «Самке», чем эпосы про дикую природу, бесчисленные наркотические комедии вроде Smiley Face Грегга Араки, в которых главный герой скуривает или сжирает нечто, от чего проваливается во временную дыру, ломает бытовую технику и в результате приходит в себя черт знает где, черт знает с кем.

И у Константинопольского главным двигателем сюжета оказываются грибочки. Есть грибочки — сюжет двигается. Нет грибочков — стоит на месте. Курнув лишнего, горе-актриса у Араки попадала в серию типичных для жителя мегаполиса неудач. Точно так же южноуральская журналистка, сожрав грибов, погружается в хтонь русского леса, населенного сказочными ментами, словно из Лозницы, тупыми охотниками и добрыми лохматыми йети.

©  Кинокомпания СТВ / www.ctb.ru

Кадр из фильма «Самка»

Кадр из фильма «Самка»

Проблема, собственно, только в одном. Десять лет назад (как раз во времена «Долларов») на подобную формулу был социальный заказ, она шла одним фронтом с «Мифогенной любовью каст» и прочим активным обменом наркотическим опытом. Сейчас мифология тогдашней тусовки выглядит примерно как Грушинский фестиваль — ну, там наверняка тоже всем очень весело, кто приезжает с котелками и гитарами, но никого, кроме геологов, это все не касается.

Это архаизм, отжившая свой век материя, мертвый культурный слой, который никак не резонирует со временем. В этом смысле Константинопольские и иже с ним, конечно, потерянное поколение.

Анекдот устарел, реалии исчезли, декорации сменились. Для тех, кто реалии помнит, это хоть что-то значит: и грибочки, и косая накладная борода Константина Мурзенко, являющегося в образе косматого охотника. В этом есть даже какой-то героизм: Константинопольский упорно держит роль тусовщика и радостного галлюцинатора, когда все уже разбрелись, обзавелись семействами, устроились на работу в «Евросеть» и посматривают на своего друга юности как на милого, в меру сумасшедшего молодящегося старичка. Мальчика, который не хотел расти, Оскара из «Жестяного барабана». Адекватности нынешнему времени здесь нет, все попытки отыскать следы тогдашнего безуспешны.​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:14

  • Allbury· 2011-03-17 16:54:02
    __ОК
  • Jeniok· 2011-03-17 17:11:17
    у Хэла Хартли был фильм про журналистку, встретившую вот такое вот чудовище (No Such Thing)
    очень хочется посмотреть фильм, проверить на предмет плогиата
  • freecadelic· 2011-03-17 18:47:36
    Константинопольский крутой
  • Michael Alright· 2011-03-17 20:50:36
    бубубу
  • filologinoff· 2011-03-17 21:23:16
    >>мифология тогдашней тусовки выглядит примерно как Грушинский фестиваль

    очень повеселило))
  • konstantinopolsky· 2011-03-18 01:48:39
    Боже!!!!! Милый мой Боже!!!! Как же я так облажался????!!!! За что Ты наказываешь меня??? О!!! За что ты лишил меня чувства реальности и позволил мне застрять в этих проклятых 90-х??? Чур меня , чур!!! Ведь они, ( 90-ые) - такие потерянные( особенно для тех , кто их знает по букварю)!!! А ведь как было бы славно, Господи, соответствовать эпохе!... Прекрасной эпохе Нулевых – когда было создано столько ярких, глубоких и художественных кино-полотен???!!! Почему Ты ослепил меня и не сподвиг на создание Нашей Раши или Самого Лучшего фильма в 3 Д!!!???? ( о Любви-моркови 7, уж и не молю Тебя???)))… Зачем Ты не дал мне амбиций зомби и я не создал удушающего артхауса , который по достоинству оценили бы человек семь – выпускников киноведческого факультета ВГИКа???!!!! Чем??!!! Чем я прогневал Тебя, Господи, что ты позволяешь всякой взбесившейся и спесивой школоте , не имеющей ,ни вкуса, ни опыта жизни , ни доброты, ни сердца , свысока поучать меня!!???? Зачем ты позволил мне , в мои 47 выглядеть молодящимся старичком??!!!! Ведь насколько достойнее выглядеть и рассуждать как старичок уже сразу по выходу из вуза??!!! …..Все!!! Клянусь вам, мои строгие ,но справедливые судьи – больше никаких лихих трипов! Наберу побольше серой краски и вперед! – соответствовать эпохе. Помоги мне, Господи!
  • pmg2004· 2011-03-18 13:39:45
    Замечательный и давно проверенный вариант обсуждения фильма,сводящийся к обсуждению личности автора и его месту в современном кинопроцессе-ура,он работает как всегда!Но автор статьи забывает,что по этой логике можно обсудить и его самого и его место в среде людей,чья работа оцнивать фильмы.Ну что же давайте попробуем.Мне кажется,Иван Чувиляев застрял в своих методиках в старой субьективно-вкусовой манере-"мне не нравится,значит кино плохое и режиссер кретин" где-то во временах конца восьмидесятых, видимо,ему около 55 лет и что он делает здесь,обсуждая современные сказки?Да, он знает,что такое произведения Пепперштейна,но отключитьсвой интеллект и попытаться,чтобы у него заработали эмоции и чувства,он уже не может.Он не видит трогательной истории любви между разными видами человекообразных и то,как они понимают,что что у них практически семья из 3 личностей.И ты даже в чем-то дико жалеешь их.
    Но....
    Автор этой статьи не имеет чувств. А зачем нам с вами здесь люди без чувств и эмоций?Их и так много и их время,уж по крайней мере,кончилось в начале нулевых.Сами-то они конечно еще бегают и пытаются разложить нас по тенденциям. Но поздно.Если перефразировать известную песню"дальше чувствовать будем мы".
    А не вы,Иван Чувилев.
    PS.И пишете вы плохо,поучитесь у Масловой или Волобуева с Зельвенским.
  • agll· 2011-03-18 13:41:44
    pmg2004, +100
  • fallfrom.blogspot.com· 2011-03-18 14:29:51
    "Адекватности нынешнему времени здесь нет"
    О! неужто это первый российский фильм за последнее время не являющийся претенциозно-чернушным фестивальным высером? Надо бы глянуть:)
  • Whytryin· 2011-03-18 15:00:11
    А что, до сих пор бывают "мертвые культурные слои"?
    Вот во всех странах - история национального кинематографа, а у российского - последовательность "мертвых культурных слоев", ага.

    Где автор с таким взглядом предлагает искать непотерянные поколения непонятно.
  • kustokusto· 2011-03-18 16:16:17
    Не менжуйся , konstantinopolsky - ты талант!
  • net_ni4ego_bolshe· 2011-03-21 14:38:18
    konstantinopolsky -- отлично!!!
  • Gashkova· 2011-03-25 03:14:46
    Что-то непонятно, к чему тут наезд на Грушинский фестиваль. Автор, если вы совсем не в теме, то не надо ради красного словца трепать языком.
  • Юра Кукушкин· 2011-08-14 20:25:36
    Не знаю о какой адекватности "тому" тусовочному времени здесь идёт речь. По моему этот фильм, как психоделическая пародия на современное авторское кино (действительно, по подобию Лозницы) абсолютно адекватен времени. Как, всё та же, психоделическая пародия, с ноткой ностальгии по тем временам и фильмам (на подобии"Любовь и голуби"), то же абсолютно адекватен времени. Возможно даже некое противопоставление тех комедий, современному чёрному авторскому кино. Но не это главное. Все почему-то ищут некий мессендж, отображение времени, поколения. Но это не совсем тот фильм. Это добрая, душевная, очень смешная пародийная импровизация на тему грибков и разного рода знакового кино.
Все новости ›