Он складывает цифры и с утра до ночи твердит: «Я человек серьезный. Я человек серьезный». И прямо раздувается от гордости. А на самом деле он не человек. Он гриб.

Оцените материал

Просмотров: 62693

«Ну вот, отдохнули, бл..ь»

Антон Сазонов · 02/03/2011
Режиссеры «новой русской волны» рассказывают, почему они не снимают кино для зрителя, а Александр Котт и Андрей Кавун объясняют, зачем они поступают наоборот

©  Евгений Тонконогий

«Ну вот, отдохнули, бл..ь»
В 2010 году российская киноиндустрия окончательно растеряла своих зрителей. Поколение режиссеров нулевых, условно объединяемых в русскую «новую волну», сознательно не захотело осваивать жанр и выходить на широкого зрителя. Кинотеатры постепенно захватило продюсерское кино — созданное безымянными авторами и имеющее мало отношения собственно к кинематографу. АНТОН САЗОНОВ связался с Алексеем Германом-младшим, Борисом Хлебниковым, Алексеем Попогребским, Алексеем Федорченко, Дмитрием Мамулией, Алексеем Мизгиревым, Кириллом Серебренниковым и Николаем Хомерики и задал каждому из них вопрос: «Хотели бы вы попробовать себя в кино, которое у нас принято считать массовым?» Кроме того, он попросил высказать свое мнение по тому же вопросу Александра Котта и Андрея Кавуна — режиссеров, сознательно работающих для широкой аудитории.


Алексей ГЕРМАН-младший («Гарпастум», «Бумажный солдат»)

©  Евгений Тонконогий

Алексей Герман-младший - Евгений Тонконогий

Алексей Герман-младший

Сначала надо определиться с терминологией. Романтическую комедию я бы снимать не стал. Если же мы говорим про хорошие фильмы, то удачных примеров в России я знаю не так много. Единицы. А на Западе их полно: «Бегущий по лезвию», «Французский связной» или «Крестный отец». Если вы это имеете в виду, почему бы и нет. Вот только я не знаю никого из старшего поколения продюсеров, у кого были бы амбиции в этом направлении. Поэтому я прихожу к выводу, что на такое кино способны лишь люди с молодыми мозгами.

Что вообще нужно для того, чтобы такую историю сделать? Нужно отчетливо понимать, что это сложно. Что тяп-ляп не прокатит. Что не получится разворовать бюджет. Что не выйдет сделать клон. Наконец, что это риск. А вот рисковать у нас отвыкли.

Последнее время я постоянно слышу, что у нас не хватает то сценариев, то режиссеров, то актеров или даже художников. Я же считаю, что будущее за тем кино, которое будет вбирать в себя из смежных областей. У нас очень много хороших писателей-беллетристов. Есть серьезные дизайнеры, в том числе и промышленные. И вот только за счет подобной синергии и возможно движение вперед.

Я много об этом думал и, наверное, попробовал бы, да. Но меня не устраивает подход к производству так называемых крупных компаний. Поэтому надо ориентироваться на молодых продюсеров. А их сейчас из производства выдавили. И все в итоге сводится к тому, что качественное зрительское кино делать не с кем.

У нас — с толстиковским фондом или без него — фильмов для массового зрителя каждый год выходит одно и то же количество: одна-две новогодние картины, одна весенняя, несколько осенних, две-три комедии и два мультфильма. Достойных из них — всего несколько. И больше пока не будет, потому что им неоткуда взяться. Нет идей. И без молодых — не будет.

Борис ХЛЕБНИКОВ («Свободное плавание», «Сумасшедшая помощь»)

©  Евгений Тонконогий

Борис Хлебников

Борис Хлебников

Любой режиссер хотел бы попробовать себя в разном кино. Мне это тоже кажется привлекательной историей. Просто у меня еще ни разу не совпадала тема, которая мне интересна, с очень ярким и сильным сюжетом. Если я когда-нибудь найду подходящий мне сценарий, я с большим удовольствием возьмусь за такое кино.

«Челюсти», «Крепкий орешек» или любой фильм Мартина Скорсезе — подобные примеры мне очень симпатичны. Из русских фильмов в голову приходит один «Бумер» — кино и авторское, и для огромного количества зрителей. Пожалуй, дебют Буслова — единственный пример из нулевых, который я мог бы привести.

Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ («Изображая жертву», «Юрьев день»)

©  Евгений Тонконогий

Кирилл Серебренников - Евгений Тонконогий

Кирилл Серебренников

Для того чтобы снимать у нас массовое кино, нужно перейти рубиконы художественности. А делать этого не хочется. Приведу пример. Сериалы, которые на Западе идут в прайм-тайм, у нас в прайм-тайм идти не могут — их в лучшем случае показывают после полуночи. О чем это говорит? У нас проблема с аудиторией. То есть даже не с аудиторией, а со всеми нами небольшая проблема. Я читал недавно статью о том, что Россия вымирает. Эпидемия глобальной смертности связана в первую очередь с пессимизмом и бескультурностью. В этом смысле очень трудно быть массовым. Хотя стараться надо всеми силами.

Вообще деление на массовое и немассовое кино — штука условная. Вот «Социальная сеть» какое кино? Массовое, авторское или жанровое? А «Черный лебедь»? Они в той же мере авторские, в какой и массовые. Это если брать в пример то, что я недавно посмотрел.

Фильмами, рассчитанными на совсем большой массмаркет, я думаю, мне будет не очень интересно заниматься. Такими, как «Знакомство с Факерами». Фильмы, подобные «Елкам», как бы хорошо я ни относился к их создателям, для меня формат журнала «Семь дней». В хорошем, конечно, смысле. Но я как-то под кино понимаю совсем другое. Рыночное развлечение у меня не получится сделать. Большой аудитории хочется, но чтобы она была еще и умной. Как этого добиться — непонятно. Сам постоянно над этим думаю.

Алексей МИЗГИРЕВ («Кремень», «Бубен, барабан»)

©  Евгений Тонконогий

Алексей Мизгирев - Евгений Тонконогий

Алексей Мизгирев

В том массовом кино, которое на девяносто процентов делается у нас сейчас, мне бы участвовать не очень хотелось. Это даже не проблема массового кино как такового, если вы уж используете этот термин. Проблема в конкретных фильмах. Они настолько ужасающего качества, что я не знаю ни одного безумца, который хотел бы встать рядом с ними.

Но само по себе кино — вещь, которая должна быть открыта для зрителя и для него же прежде всего и сниматься. И профессия режиссера, которой меня обучили, как раз связана с тем, чтобы любая история была национальной, излагалась доступным языком и затрагивала зрителя как человека.

Более того, мне вообще не кажется, что я снимаю элитарное кино. Я снимаю только те фильмы, которые абсолютно доступны для зрительского восприятия. Я не снимаю банку, стоящую на столе. И тем более не вчитываю смысл в текст. Мне, наоборот, хочется делать кино, в котором бы эти смыслы вычитывались. В общем-то, я изначально к этому и стремлюсь всегда. Поэтому я для себя не вижу необходимости выбора в том вопросе, который вы обозначили. Тут просто не может быть конфликта.

Алексей ФЕДОРЧЕНКО («Первые на Луне», «Овсянки»)

©  Евгений Тонконогий

Алексей Федорченко - Евгений Тонконогий

Алексей Федорченко

Попробовать я бы не отказался. Все зависит от сценария. Если сценарий имеет отношение к искусству, я в деле. Если сценарий плохой — никогда в жизни. Вот и все. Даже те же «Елки» не самый худший фильм на свете.

 

 

 

Дмитрий МАМУЛИЯДругое небо»)

©  Евгений Тонконогий

Дмитрий Мамулия - Евгений Тонконогий

Дмитрий Мамулия

Широкого зрителя надо бы, наоборот, сузить. И кем нужно быть, чтобы тратить время своей жизни на развлечение этого современного среднестатистического идиота, которого, поносившегося по магазинам и насидевшегося в кафе, заносят вдруг в кинотеатр его нелегкие ноги. Кем нужно быть, чтобы пытаться удержать внимание этого современного массового чудовища?

Трава не растет там, где есть масса. И нужно перестать считать. Еще век назад всякому крестьянину было доподлинно известно, что, если каждый день cчитать овец, они чаще мрут. Поэтому их считали редко. А сегодня это знание ушло. Все погрузилось в счет. И люди мрут от счета. Помните, в «Маленьком принце»: «...Я знаю одну планету, там живет такой господин с багровым лицом. Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним: он складывает цифры. И с утра до ночи твердит одно: “Я человек серьезный! Я человек серьезный!” — совсем как ты. И прямо раздувается от гордости. А на самом деле он не человек. Он гриб».

Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ («Простые вещи», «Как я провел этим летом»)

©  Евгений Тонконогий

Алексей Попогребский - Евгений Тонконогий

Алексей Попогребский

Задачи выйти на более широкую аудиторию у меня как таковой нет. И не испытываю я особого желания попробовать себя в массовом кино. Но, задумывая каждый раз свой следующий фильм, я совершенно искренне считаю, что он должен быть понятен и доступен абсолютно любому зрителю. И я надеюсь, что мне удается это все больше и больше.

Внутренняя моя задача при этом сводится к тому, что я стараюсь поднять как можно выше свою техническую, сценарно-драматургическую и режиссерскую планку. То есть от фильма к фильму я целенаправленно пытаюсь наработать собственный инструментарий. И я твердо намерен продолжать двигаться в подобном направлении и дальше.

Николай ХОМЕРИКИ («977», «Сказка про темноту»)

©  Евгений Тонконогий

Николай Хомерики - Евгений Тонконогий

Николай Хомерики

Поскольку мой «Беляев» окончательно законсервировался, я в скором времени собираюсь запуститься с большим телевизионным проектом — как раз таки для широкого массового зрителя. Так что я уже этим занимаюсь. Согласился я на это предложение не столько ради денег, сколько из-за хорошего сценария, из которого мне под силу сделать нечто интересное. Потом, не так давно я снял военный телефильм «Ночь длиною в жизнь», который даже получил несколько премий зрительских симпатий.  И снят он вроде так, что стыдно за него быть не должно. Сейчас же я снова занимаюсь артхаусом. Заканчиваю «Сердце» — историю про машиниста метрополитена. А вот то, что Бекмамбетов делает у меня, снять вряд ли когда-нибудь получится — я с актерами по-другому работаю, и вообще.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:17

  • Whytryin· 2011-03-02 19:17:21
    Подводка к статье прям как в Звездных войнах, прикольно.

    Turmoil has engulfed the Galactic Republic. The taxation of trade routes to outlying star systems is in dispute.

    Hoping to resolve the matter with a blockade of deadly battleships, the greedy Trade Federation has stopped all shipping to the small planet of Naboo.
  • EnterTheVoid· 2011-03-02 19:29:14
    Безнадега и бесперспективняк..
  • pv· 2011-03-02 19:45:41
    «Ну вот, отписались, бл..ь» -- это что, специально так проинтервьюировано? неким Сазоновым
  • rogerdodger· 2011-03-03 01:27:54
    О каком фильме говорит Кавун? Кто-нибудь знает?
  • wasgij· 2011-03-03 12:16:55
    > О каком фильме говорит Кавун?

    Вообще-то, по описанию похоже на "Псы" (1989) Дмитрия Светозарова...

    http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/5824/annot/
  • i1g2o3r4· 2011-03-03 18:31:05
    У нас есть профессия режиссёра . А кино нет! И вся проблема в отсутствии драматургии - основы кино . Форма есть , а содержание нет . Настоящее кино - волнует , вызывает сочувствие , соучастие , cопричастность , cопереживание увиденному . Веру , надежду , любовь . Обнаруживает , а не придумывает смысл жизни . Как этим часто грешат современные росийские режиссёры . И потом надо прекрактить порочную практику писать сценарии режиссёрам . Они всё равно это делают плохо . Драматург - отдельная профессия . Или - удел гениев . Простите , как Бергман или Феллини . Надо искать сюжеты , нетривиальные идеи , людей с мозгами и с любящим сердцем . Пристальней прислушиваться к гулу времени , повнимательней вглядываться в характеры людей , поступки . Почувствовать пульс жизни во всех её непростых проявлениях . Попробовать , а вдруг получиться , пропусить радость и боль поколения через себя . Стать зеркалом , отражением жизни . А пока , как пример , что есть КИНО , каким оно должно быть - КОРОЛЬ ГОВОРИТ . Даже если оно не было номинировано на Оскар . Хорошее , настоящее , - чёрт возьми КИНО! Учитесь профессии , господа режиссёры! ИВЧЕНКО ИГОРЬ .
  • vlad_dolohov· 2011-03-04 00:59:46
    Особенно умиляет Серебренников с его рассуждениями о "рубиконах художественности", - уж лучше бы отделался банальностями. Как тот же Герман, к примеру. Кажется, человек начинает понимать, что папиной эстетики и собственных, ни на чем не основанных понтов, слишком мало для того, чтобы снять кино.
  • pv· 2011-03-04 06:05:47
    "Большой аудитории хочется, но чтобы она была еще и умной. Как этого добиться — непонятно" — поумнеть самому, по-началу, а дальше — переходить Рубикон-Ху и аккуратно на ёлку ползти, чтоб задницу не повредить... смотришь, "эпидемия глобальной смертности... пессимизма и бескультурности" и отпустит
  • bezumnypiero· 2011-03-04 08:36:11
    режиссеры, конечно, всячески пыжаться, изображают творцов и криэйторов, но читаешь и слышишь от них это не первый год. фильмов приличных они не сняли, а кавуновский Кандагар так вообще спас импортный монтажер.

    зачем постоянно публиковать их псевдоинтеллектуальный бред? пригласите еще Плахова, известного адепта этого течения.
  • jeyushka· 2011-03-05 03:50:39
    слушайте, комментаторы, это что интервьюированные режиссеры виноваты, что у нас нет кино для широкого зрителя? Они арт-хаусные режиссеры и в этом ключе делают прекрасное кино, которое и за рубежом отмечают на фестивалях. Но это арт-хаус, кино для людей в теме. Мэйнстрим и у нас пробьется, когда за бюджеты будут биться талантом, а не списком знакомых. Вот что-то просыпается мэйнстримное - Оксана Бычкова как пример.
  • jeyushka· 2011-03-05 03:59:37
    насчет последних двух режиссеров - они мейнстримные , но к сожалению не самые умные, им нужно набираться профессионализма и избавляться от шаблонности и формульности.

    не согласен с Коттом "То есть снимать кино для зрителя, а не для себя" - Надо снимать от души и по умую

    "Когда женщина режет лезвием гениталии в «Пианистке» или «Антихристе» Триера — эстетская публика рукоплещет. А меня с души воротит от подобных откровений.​"
    - оно и должно воротить. Тов. Кавун прошел тест на нормальность, но не фильмов явно не понял.
  • bezumnypiero· 2011-03-05 07:37:00
    какие они арт-хаусные? стоит задуматься почему именно эти личности всплыли в путинские нулевые и почему государство дало им денег на кино
  • Flora_Crewe· 2011-03-09 17:54:35
    Серебренников: "я ЧИТАЛ НЕДАВНО СТАТЬЮ о том, что Россия вымирает. Эпидемия глобальной смертности связана в первую очередь с пессимизмом и бескультурностью" - да ладно? а мы и не думали!
  • ugly_babette· 2011-03-20 20:12:41
    И правда, хороший арт-стрим - это высший пилотаж! Справедливости ради добавлю к "Бумеру" Буслова еще несколько названий.Придерживаюсь хронологии.
    "Исчезнувшая империя" Шахназарова (увы, недооцененная)
    "Голубка" Ольденбурга-Свинцова (ее вообще не знают)
    "Одноклассники" Сергея Соловьева (фильм вышел без рекламной поддержки, мало кто его видел)
    "Детям до 16..." Кавуна (серьезная качественная картина для взрослых, недооцененная)
    "Сатисфакция", по сути - Гришковца (опять же, не получила достойной оценки).

    У нас НЕ КАЧЕСТВО фильма определяет его популярность среди масс, а РЕКЛАМНЫЙ БЮДЖЕТ. Подчас не спасает и наличие мощной спины продюсера из самых-самых кинематографических верхов - фильм уходит в забвение нераскрученным.
  • ugly_babette· 2011-03-20 20:20:44
    Ой, чуть не забыла... В первую очередь, конечно, "Небо, самолет, девушка" Веры Сторожевой. Потрясающий фильм! И "Водитель для Веры" Чухрая - также недооцененная картина.
  • ugly_babette· 2011-03-21 10:56:50
    А Балабанова забыли? Оба "Брата", "Война", "Про уродов и людей", "Жмурки" и, конечно, "Груз 200".
    А Тодоровский? "Любовник", "Тиски", высокобюджетные "Стиляги" (и как ему удалось на совковой почве такой роскошный мюзикл состряпать?)
    Справедливости ради внесу в список Петра Ефомовича - "Какая чудная игра".
    Далее."Кукушка" и "Особенности национальной охоты" Рогожкина
    "Прорва" и "Копейка" Дыховичного
    И, конечно, "Остров" и грандиознейший "Царь" Лунгина!

    А Хлебников только "Бумер" вспомнил. Борис, ты не прав! Ты, как Председатель КиноСоюза, должен знать наших героев!
    P.S. Жаль, что совсем позабыты "Старухи" Сидорова.
  • ugly_babette· 2011-03-21 11:35:47
    "Мусульманин" Хотиненко
    "Прогулка" Учителя (ой, как хочется добавить "Дневник его жены", но картина эта всё же для эстетов)
    "12" Михалкова
    "Чужая" Антона Борматова - тоже славно получилась, это "Бумер" наших дней.
Все новости ›