Почему же настолько востребовано фестивалями пресловутое «медленное кино», в котором большую часть времени герои перемещаются из одного угла кадра в другой?

Оцените материал

Просмотров: 42636

Роттердам-2011: итоги

Борис Нелепо · 08/02/2011
Страницы:
 

ТОП-5: лучшие фильмы Роттердама-2011

«Красный Орел». Режиссер Висит Сасанатьенг

©  Courtesy International Film Festival Rotterdam

Кадр из фильма «Красный Орел»

Кадр из фильма «Красный Орел»

Тайская «новая волна» началась «Слезами черного тигра» Висита Сасанатьенга (2000). И теперь, после серии экспериментов в самых разных жанрах, он выдает образцовое произведение развлекательного кинематографа: «Красный Орел» — вдохновленный сериалом 1960-х боевик, в котором одиночка в дурацком костюме бросает вызов тайной секте, объединяющей коррумпированных чиновников и организованную преступность. В отличие от голливудских режиссеров Сасанатьенгу не нужно беспокоиться о возрастных рейтингах, потому отрубленные конечности разлетаются во все стороны на протяжении всего действия. «Орел» пародирует супергеройский канон, и он полон юмора (когда курящему часовому отсекают голову, на экране возникает надпись: «Курение вредит вашему здоровью»), но это не мешает Сасанатьенгу будить в зрителе настоящие эмоции, рассказывать историю, которой легко сопереживать. Кроме того, этот фильм еще и политическое высказывание: один из злодеев — премьер-министр, пришедший к власти под либеральными лозунгами и предавший свои идеалы. В пандан к фильму Сасанатьенга в Роттердаме показывали нового Такаши Миике — «Человек-Зебра — 2: нападение на Зебра-Сити». Но если навязчивая эстетика японца приедается уже на тридцатой минуте, то обещанное продолжение «Красного Орла» про столкновение с биоботами мечтаешь увидеть уже после окончания финальных титров.

«Лиссабонские тайны». Режиссер Рауль Руис

©  Courtesy International Film Festival Rotterdam

Кадр из фильма  «Лиссабонские тайны»

Кадр из фильма «Лиссабонские тайны»

Классик сюрреализма чилиец Руис, большую часть жизни работавший во Франции, снял телевизионный сериал, который возвращает утраченное ощущение большого кино (что ж, у «Фанни и Александра» тоже есть телевизионная версия). Руис — мастер неожиданных экранизаций литературной классики («Остров сокровищ» по Роберту Стивенсону, «Обретенное время» по Марселю Прусту, «Банкирский дом Нусингена» по Бальзаку) — и на этот раз обратился к португальскому писателю, Камилу Каштелу Бранку, хорошо знакомому поклонникам Мануэла ди Оливейры. Название точно передает содержание: на протяжении всех серий Руис будет виртуозно вскрывать все новые и новые тайны людей, окружающих главного героя, сироту Жоао. Цепочки случайных знакомств, совпадения, сбивчивая хронология — не следует ждать, что все линии сойдутся, иначе Руис не был бы Руисом. Этот режиссер решается на уникальный эксперимент в области повествования: фильм длится шесть часов, но смотрится на одном дыхании, не позволяя ни на миг отвлечься от экрана (чего не скажешь о конкурсных фильмах, едва ли выносимых и при гораздо меньшем хронометраже).

«Выбирайся из машины». Режиссер Том Андерсен

©  Courtesy International Film Festival Rotterdam

Кадр из фильма «Выбирайся из машины»

Кадр из фильма «Выбирайся из машины»

Критик и профессор института CalArts Том Андерсен входил в жюри короткометражного конкурса и показал в Роттердаме две свои работы 1960-х годов и одну новую — получасовую картину «Выбирайся из машины». Он старомодно называет свой фильм городской симфонией. Это что-то вроде постскриптума к его magnum opus «Лос-Анджелес в роли самого себя» — киноэссе об образах Лос-Анджелеса в разных фильмах. Теперь же Андерсен, составляя портрет любимого города, запечатлевает (как всегда, на 16-миллиметровую пленку) коллекцию рекламных щитов, граффити и вывесок, образующих визуальный облик любого мегаполиса. Атмосферу поддерживает и тщательно подобранный саундтрек — собственно, и название фильма взято из одноименной песни Ричарда Берри.

«В стеклянной клетке». Режиссер Агустин Вильяронга

©  Courtesy International Film Festival Rotterdam

Кадр из фильма «В стеклянной клетке»

Кадр из фильма «В стеклянной клетке»

Нацист Клаус умерщвлял в концлагере детей, а после окончания войны, переехав в Испанию, не смог отказаться от пагубной привычки и пытал в своем подвале постороннего мальчика. Подросший юноша, обладатель невинного взора, возвращается к своему мучителю, теперь уже парализованному инвалиду, запертому в специальной машине, поддерживающей в нем жизнь. Дебют испанца Агустина Вильяронги вдохновлен биографией Жиля де Рэ, прототипа «Синей Бороды». «Клетка» — садомазохистский хоррор, смелый и провокационный взгляд на природу насилия и его сексуальную составляющую. В любви к этому болезненному фильму признавался Джон Уотерс и музыканты Coil, но советовать зрителям его нужно с осторожностью: «Клетку» принято сравнивать с «Сало» Пазолини — просмотр картины гарантирует такой же мощный удар по психике.

«Смерть Марии Малибран». Режиссер Вернер Шрётер

©  Courtesy International Film Festival Rotterdam

Кадр из фильма «Смерть Марии Малибран»

Кадр из фильма «Смерть Марии Малибран»

После недавней смерти тайного классика немецкого кино Вернера Шрётера началась активная работа по восстановлению его едва доступного наследия. В Центре Помпиду только что закончилась полная ретроспектива режиссера, и в роттердамской секции «Обретенное» показали отреставрированную копию «Марии Малибран» — экспериментальный байопик знаменитой оперной дивы XIX века. Шрётер близок американскому андеграунду (не зря у него играет звезда Уорхола Кэнди, героиня Candy Says — песни Velvet Underground), иногда с ним сравнивают и Рустама Хамдамова. Фильм практически полностью лишен сюжета, но состоит из эмоциональных сценок, воспроизводящих оперную эстетику и связанных с образом Малибран. Вообще, именно за секцией «Обретенное», где ежегодно демонстрируются с пленки редкие шедервы, во многом стоило ехать в Роттердам (похоже на поход в музей, где можно увидеть подлинник картины): здесь же показали дебют Шрётера — эпическую «Эйку Катаппу» и сомнамбулическое «Стеклянное сердце» Вернера Херцога.
Страницы:
Все новости ›