Гильдия киноведов и Федерация киноклубов предложили почтить минутой молчания память всех, кто по разным причинам не смог дожить до премьеры.

Оцените материал

Просмотров: 14203

Кино-2020: надежды на возрождение

Мария Кувшинова · 27/12/2010
Премьера фильма «Утомленные солнцем: Цитадель» и новые надежды на оживление зрительского интереса к российскому кино

©  Татьяна Жигунова

Кино-2020: надежды на возрождение
В этом году благодаря новейшему президентскому курсу на модернизацию и гласность к зрителю вернулся великий режиссер, творческое наследие которого до сих пор если не замалчивалось, то игнорировалось. Осенью журнал «Искусство кино» совместно с Музеем кино провели в кинотеатре «37 ГБ» (бывш. «35 мм») первую в истории крупную ретроспективу Никиты Михалкова — «Режиссер, который себя потерял».

Мало кто из сегодняшних посетителей ретроспективы слышал имя этого человека, который в свое время был не только ярким творцом, но и могущественным функционером от кинематографа, вхожим в кабинеты высочайших руководителей. Именно это и стало причиной его трагического падения: в декабре 2012 года на одном из заседаний Министерства культуры он, в присутствии многочисленных камер, внезапно укусил за ухо тогдашнего премьер-министра России. Несмотря на меры, принятые службой охраны, уже через час ролики попали в сеть и собрали сотни тысяч просмотров. Через две недели выяснилось, что здание только что отстроенной гостиницы в Малом Козихинском принадлежит не Михалкову, а двум бизнесменам из Выборга. Члены михалковского Союза кинематографистов в полном составе перешли в КиноСоюз (спустя несколько месяцев он раскололся на четыре противоборствующие организации; сейчас, по разным данным, насчитывается от шести до восьми КиноСоюзов). Сам Михалков, перед тем как навсегда поселиться в подмосковной усадьбе, оправдывался, пытаясь выдать укус за поцелуй — за это заявление ему была присуждена почетная премия «Тедди» (сразу после этого прекратившая свое существование: организаторы заявили, что по мере роста толерантности исчезла необходимость отделять LGBT-кинематограф от всего остального).

Главным событием московской ретроспективы стала долгожданная мировая премьера фильма «Утомленные солнцем — 2: Цитадель». Негативы, которые ранее считались утерянными, обнаружились при ремонте помещения в 1-м Зачатьевском переулке — они лежали в подвале в трех с половиной коробках.

Во время показа в рамках ретроспективы Гильдия киноведов и Федерация киноклубов предложили почтить минутой молчания память всех любителей кино, которые мечтали узнать, чем закончится дилогия Михалкова, но по разным причинам не смогли дожить до премьеры.

В связи с возвращением кинематографа Никиты Михалкова к зрителю все чаще стали заговаривать и о возрождении его любимого детища, Московского кинофестиваля. Лишившись руководителя, он еще пару лет пытался существовать в прежнем виде, но со временем в мире не осталось продюсеров, отвечающих на звонки и письма сотрудников ММКФ. Неутомимый программный директор Кирилл Разлогов придумал было формат «фестиваля устного кино» — отборщики прямо в залах мультиплекса «Октябрь» пересказывали зрителям содержание картин, только что увиденных ими в Берлине и Каннах; они же по очереди сидели в жюри, присуждая призы самим себе. Однако, в отсутствие артхаусного проката, прекратившего свое существование в середине десятилетия, инициативу быстро перехватили многочисленные московские клубы, и «Октябрь» окончательно опустел.

Самые оптимистично настроенные аналитики в этом году заговорили даже о том, что зрительский успех ретроспективы Михалкова сможет стать началом нового диалога российских кинематографистов (как оставшихся в стране, так и уехавших в последние годы за границу) с властью и обществом. В результате договоренностей, много лет назад заключенных между российскими чиновниками и западными кинопроизводителями, возникло явление, известное как «патриотический грайндхаус»: приобретая билет на голливудский фильм, зритель сначала должен посмотреть социально значимую отечественную картину. Поэтому в последние годы российское кино стало устойчиво ассоциироваться у зрителей с обязаловкой, ведь без хорошего знания «патриотических блокбастеров» нельзя поступить в институт, перейти на следующую ступень карьерной лестницы или получить путевку в Сочи.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • pustota· 2010-12-27 17:41:34
    маша по-прежнему лучшая
  • litanaar· 2010-12-28 02:15:45
    "маша по-прежнему лучшая" истинная правда
  • 4ermet· 2010-12-29 00:03:58
    патриотический грайндхаус - это гениально
Читать все комментарии ›
Все новости ›