Режиссер Бен Аффлек снимает хороший боевик, сценарист Бен Аффлек превращает его в собственных «Маменькиных сынков»
Имена:
Бен Аффлек · Джереми Реннер · Джон Хэмм · Мэтт Дэймон · Ребекка Холл
© Каро Премьер
Кадр из фильма «Город воров»
Банда налетчиков в масках и париках грабит небольшой бостонский банк. Сотрудники лежат на полу, помощник менеджера вот-вот получит прикладом автомата в лицо, а смертельно напуганная заведующая Клер (Ребекка Холл) нервно отпирает сейф. Через несколько секунд злодеи покидают помещение, кроме денег прихватив Клер для страховки – заложником.
Девушку бандиты быстро отпускают, но по отобранным у нее водительским правам узнают, что она живет в соседнем квартале. Джем (Джереми Реннер), самый отмороженный в команде, предлагает пойти по адресу и свидетельницу убить. Но его лучший друг и предводитель грабителей Даг (Бен Аффлек), напротив, собирается с ней для начала познакомиться поближе.
Как сообщают длинные титры перед первой сценой ограбления, район Бостона Чарлстаун, в котором проживают основные (кроме агентов ФБР) персонажи фильма, – родина нескольких поколений воров и разбойников, то есть людей, составляющих цвет местных ирландских преступных группировок. Здесь налеты на банки и на инкассаторов – семейный бизнес. Отец Дага, например, знаменитый грабитель по кличке Биг Мак (Крис Купер), давно в тюрьме. Сам Даг работает по наводке авторитетного цветочника Фергюса (Пит Постлетуэйт), который командовал еще его отцом.
Читать текст полностью
© Каро Премьер
Кадр из фильма «Город воров»
Детали быта уголовников, их речь и то, что многие сцены сняты в Чарлстауне (так, чтобы в кадр изредка попадали квадратные рожи аутентичных статистов «с района»), – повторение режиссером Аффлеком удачного фокуса с полосатыми трениками, которые носили персонажи его первого фильма, «Прощай, детка, прощай». Автор – сам ирландского происхождения; вырос в Бостоне; знает, что там в каком районе носят и как разговаривают, и умело эксплуатирует эту дворовую подлинность. Его режиссерский дебют был историей о похищении ребенка, но героями фильма оказались не бандиты, а простой рабочий класс с окраины. Перемещение в более криминальный район позволило Аффлеку вставить в фильм больше экшена и добавить к треникам автоматическое оружие.
© Каро Премьер
Кадр из фильма «Город воров»
Для режиссера, снимающего свою вторую работу, решить несколько новых технических задач и сделать отличный фильм про грабителей (в мире, где подобные картины производит, кажется, один Джонни То) уже было бы огромным достижением. Но, к сожалению, Аффлеку этого оказалось недостаточно. Он добавил авторских мотивов и в контексте криминальной драмы сделал странный сиквел-переосмысление самой знаменитой своей киноистории – сценария «Умницы Уилла Хантинга», за который они с Мэттом Дэймоном получили «Оскар».
В «Городе воров» главное – не обычная экзистенциальная погоня бандитов за наживой и не поединок хитрого грабителя с ФБР (чтобы обозначить место закона в этой истории, режиссер на роль предводителя агентов взял Джона Хэмма – безликого телевизионного актера из сериала Mad Man).
© Каро Премьер
Кадр из фильма «Город воров»
Драма здесь в том, сможет ли простой парень Даг преодолеть свои детские травмы и уехать из родного безнадежного района, то есть наконец, на исходе четвертого десятка, повзрослеть.
Бен Аффлек показывает в фильме все атрибуты затхлого городка-болота, где люди начинают стареть сразу по окончании школы. Секс с младшей сестрой лучшего друга и перспектива прожить с ней всю дальнейшую жизнь здесь же, в районе; круг инфантильных развлечений – «кокс и Xbox»; неприятное семейное дело, навязанное отцом; незавидная судьба родителя, ожидающая и самого героя.
© Каро Премьер
Кадр из фильма «Город воров»
Автор даже срифмовал отдельные сцены «Города» с «Уиллом Хантингом». Тринадцать лет назад сам Бен Аффлек убеждал гениального математика в исполнении Мэтта Дэймона уезжать с бостонских окраин: «Ты мой лучший друг, и я тебе так скажу: если через двадцать лет ты все еще будешь жить здесь, работать на стройке, заходить ко мне в гости, чтоб футбол посмотреть, я убью тебя на хрен!» Уилл Хантинг тогда, как известно, уехал, {-tsr-}а вот теперь Бен Аффлек решил, что его персонажу тоже пора. В «Городе…» Даг разговаривает с лучшим другом Джемом на ту же тему, только на этот раз он говорит, что уезжает, а друг убедительно угрожает ему расправой, если он посмеет это сделать.
Сходство двух историй таково, что весь хорошо снятый криминал, стрельба, насилие и смерти выглядят ненужными метафорами очевидного: после тридцати пяти взросление дается тяжелее, чем в двадцать пять.
круто... такой безликий, что кушать не могу..