У нас в конце 80-х – начале 90-х шли в кинотеатрах такие смурные серовато-голубоватые фильмы. Я помню, там был все время такой мрачный мир, а они всего лишь были скопированы пиратским способом.
Просмотров: 21155
Антон Мазуров: «Я уверен, что в стране все еще есть живые люди»
Киновед и ветеран российской артхаусной дистрибуции — о том, что будет «Завтра» и послезавтра
Спустя год после ухода из «Кино без границ» Антон Мазуров стал программным директором фестиваля «Завтра/2morrow» и расстался со своим недавним партнером Сергеем Ливневым. Теперь его компания «ЛеопАРТ» и сайт «КиНоут» независимы от больших денег и холдингов. На прошлой неделе «ЛеопАрт» уже самостоятельно выпустил в прокат «Мелодию для шарманки» Киры Муратовой. На этой появится «Весенняя лихорадка» Лоу Йе, награжденная в прошлом году призом Каннского фестиваля за лучший сценарий. На следующей же неделе «ЛеопАРТ» выпустит на экраны яркий образец питерского андеграунда — «Женитьбу» Константина Селиверстова. Антон Мазуров рассказал OPENSPACE.RU о своем видении фестиваля «Завтра/2morrow», фестивального движения и новой конфигурации российского кинематографа.Читать!
— Они хотят продолжать фестиваль. Простое желание. Audi является спонсором Берлинале, в России — спонсором «Завтра/2morrow». Для того чтобы продолжать фестиваль в тех условиях, которые сложились, необходимо его переформатировать, что мы уже активно делаем. Концепция написана, сейчас встречаемся, обсуждаем детали будущих программ, ведем переписку, пытаясь закрепить новые идеи. Какой-то такой работой занимаемся.
— Мы — это кто?
— Это как минимум три человека. Во-первых, Ольга Дыховичная (вдова президента фестиваля Ивана Дыховичного. — OS) в роли арт-директора, Антон Мазуров — в роли программного директора и Александр Медведев (критик, известный под псевдонимом Александр Стрелков. — OS), который, в частности, развивает идею, связанную с киношколой. Я какие-то вещи просто не говорю, они яркие, но их нельзя ни в «Спойлер», ни на OPENSPACE.RU, рано. Всё после первого июня.
— Хотя бы расскажи о контурах этой новой концепции.
— Основной контур, который по факту прошедших трех фестов бросается в глаза, — омоложение. Мы всех ждем, конечно, до сорока и выше, не вопрос. Но ориентируемся мы на молодое поколение, поколение upgrade — двадцать семь лет уже будут самые старые для нас. На них мы будем радостно смотреть: «Ооо, и ты к нам зашел?» Омоложение означает, что фильмы будут с вектором в будущее, в «завтра», на молодую тему, молодо сделанные и с гуманитарно-просветительской миссией. Будет учебный посыл у некоторых программ, образовательный, в области кино и визуальных искусств вообще. Начинаются еженедельные мастер-классы в сети, раз в месяц — офлайн, с живым человеком в зале, уже был первый — с Жако Ван Дормелем.
— В интернете на каком сайте?
— На сайте фестиваля, который мы сейчас делаем и на Infox.ru, он партнер этой новой истории. «Завтра/2morrow» превращается не только в локальный ивент в октябре, но и в растянутое во времени событие, что тоже его отличает как минимум от того, что было до этого.
— Так делают многие большие фестивали.
— Да, например, Сан-Себастьянский, который каждую неделю подписчикам рассылает новости. Все время что-то проходит — круглые столы, обсуждения. Люди не спят там ночами. Или как (хотя это изощренный пример) — «Санденс», с его телеканалом и сложноорганизованным сайтом.
— Помимо возрастных границ, какие еще параметры у вашей аудитории?
— У этой аудитории есть круг интересов — в частности, связанный с пограничностью визуальных искусств. Потому что просто полнометражное кино — его уже вовсе недостаточно. Прокат в Москве имеется... Нужны еще какие-то вещи, которые сейчас возникли, но формально к кино, может быть, даже не имеют отношения.
— Это то, о чем, в частности, говорит Марко Мюллер — стирание граней между кино и другими видами визуального искусства?
— Да. Все крупнейшие фестивали, по-моему, предельно консервативны. Страшную вещь скажу: из фестивалей категории «А» (я не говорю о тех, которые на чем-то особом специализируются) самый продвинутый — Московский (смеется), потому что там есть «Медиафорум». Он тоже довольно консервативный, но это интересная, живая, продвинутая часть, которую надо просто развивать. Он появился с подачи Кирилла Разлогова, который вел на телеканале «Культура» телепрограмму «От киноавангарда до видеоарта»: ему это было важно. Он первый это нащупал, но Московский фестиваль к «Медиафоруму» серьезно не относится: в последние годы фест существует с одной целью. Главная задача — чтобы на лестнице стоял Михалков и хотя бы три с половиной звезды пришли (не важно, узнают ли они его, но важно, чтобы он их крепко обнял перед камерами и усами потерся об ухо). Зрителю, конечно, достается тоже кое-что, но база такая вот — невозвышенная. Идея «Медиафорума» правильная, самая правильная, на мой взгляд. То, что ММКФ в прошлом году включил его в основную программу (и в каталог с расписанием) — это гигантский прорыв, хотя посещаемость его невелика пока и залы им дают не самые лучшие, по остаточному принципу.
— Будут ли большие фестивали как-то приспосабливаться к новой ситуации?
— Думаю, в ближайшие два года ничего не будет происходить. Но какие-то вещи уже начали проговаривать вслух, в том числе Марко Мюллером — и это какая-то, как говорил Михаил Сергеевич Горбачев, подвижка. Система и структура фестивалей очень жесткая. При наличии всех этих людей, очень уважаемых: Жакоб и Фремо в Каннах, Мюллер в Венеции, Дитер Косслик в Берлине, — ничего не изменится. Они очень достойные, блестящие киноведы и прекрасные люди, но это уже другое поколение, уходящее. Возраст не важен, они воспитаны на ином. Вот существует опера; и клубы любителей оперы; и те, кто смотрит оперу в записи, — они живут в своем мире. Так же, в своем мире, живут теперешние арт-директора фестивалей: всё понимая, они не могут из этого мира выйти. Просто психологически.
— Психология — невероятно важный фактор. Вся жизнь — например, твоя и моя — завязана на том, что вот новый фильм Триера или Цай Мин Ляня показывают в Каннах, потом в разных странах мира выходит пятьсот рецензий, потом он распространяется в кинотеатрах через систему продаж на территории...
— Да. Эта выстроенная система. Сломать ее, взять на себя ответственность за этот слом очень сложно. Наиболее подвижные из крупных фестивалей — «Санденс» и «Трайбека» — сделали в какой-то момент некий прорыв и сейчас тоже остановились на месте. Когда заходишь на их сайты, понимаешь, что это другой мир. Это вам не Каннский фестиваль. Они пытаются заниматься синергией, слиянием того, что у них есть, в некое общее пространство — через интернет. В сайте «Трайбеки» разобраться без пол-литры невозможно. Там огромное, предельное количество всякого интерактива. Фестиваль представляет собой не некий ивент в такой-то месяц, а канал коммуникации вокруг интереса к кино — его просмотра, обсуждения, производства...
— Крупные фестивали ведь еще завязаны на существующей системе дистрибуции...
— Они друг на друге взаимозавязаны. Скелетом Каннского фестиваля, например, является Marche du Film — Каннский кинорынок. Крупнейшие французские компании-правообладатели уже пять лет бойкотируют фестиваль в Берлине, не дают туда свои фильмы, считая фестиваль неправильно выстроенным и слабым...
— Чем ослабляют его еще больше.
Читать!
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
КомментарииВсего:4
Комментарии
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452552
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343892
- 3. Норильск. Май 1270765
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898143
- 5. Закоротило 822865
- 6. Не может прожить без ирисок 786884
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 763346
- 8. Коблы и малолетки 742620
- 9. Затворник. Но пятипалый 474955
- 10. ЖП и крепостное право 408532
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 405326
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 372341
Не правильное кино, ни неправильное и не завтра и не послезавтра, ну вот, если только фестивали, сами отбирают, сами смотрят, сами пишут, сами читают, замкнутый цикл.