Задача государства не создавать мейджоров, а поддерживать национальную индустрию, искусство, национальные идеалы, поддерживать формирование сложных людей, которые будут теми самыми инноваторами, о которых говорят руководители страны.

Оцените материал

Просмотров: 52258

Даниил Дондурей о российском кино и его реформе

19/03/2010
Зачем нужен новый кинофонд и чем его создание обернется для российского кинематографа

Имена:  Алексей Мизгирев · Даниил Дондурей · Роман Борисевич

19 марта прошло первое заседание Федерального фонда социально-экономической поддержки отечественной кинематографии, созданного постановлением правительства от 31 декабря. Кинематографическое сообщество, несколько месяцев пребывавшее в состоянии напряженного ожидания, наконец узнает, кому и на каких условиях теперь будут поступать бюджетные средства на производство и продвижение. Предполагается, что фонд будет распределять деньги между несколькими «мейджорами», ориентированными на зрительское кино, а весь «артхаус» (в том числе документалистика, анимация и дебюты) будет по-прежнему финансироваться через Министерство культуры.

Социолог, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей называет создание фонда крупнейшей реформой отрасли за последние двадцать лет и указывает на то, что нововведениям не предшествовало никакого системного анализа отечественной киноиндустрии.

На прошлой неделе Дондурей выступил в клубе «Цвет ночи» с рассказом о том, в каком состоянии российская кинематография подошла к реформе и чем создание фонда обернется как для зрительского, так и для авторского кино. После выступления состоялось обсуждение, в ходе которого с Дондуреем соглашались или не соглашались Алексей Мизгирев, Роман Борисевич и Артем Васильев.



Даниил Дондурей. Мне кажется, одна из фантастических особенностей российской культуры (в которой мы не отдаем себе отчет, специально об этом не думаем) — то, что она избегает достоверной информации о самой себе. Никто ничего не знает, или знает не все, или не про то, или не так.

Дело в том, что «киноиндустрия» — универсальное понятие, которым мы практически не пользуемся. Мы говорим то о киножизни, то об искусстве, то о производстве… На самом деле индустрия — это десять — двенадцать элементов, непонятным способом взаимодействующие, влияющие друг на друга.

Я имею в виду такие элементы, как: инвестиции в кино, само производство, фабрики, продюсерские компании, разного рода киносети, прокатные компании, холдинги, к которым переходит вся власть в индустрии (такие как «Профмедиа», «Первый канал»), зрители, зарубежное кино и потенциальная копродукция, рынки телевидения, пиратские рынки и скачивание в интернете (при полумиллиардном кинопиратстве, практически непобедимом, потому что его финансируют влиятельные структуры российской жизни), законы и неформальные практики, которые в России всегда выше, чем закон. Все это вместе и есть киноиндустрия. Не найдешь книжек, которые бы объясняли, как это взаимодействует. Что, например, такое в российской киноиндустрии разного рода «кинолохи»? Сколько они дают денег, какое место занимают эти «инвесторы»? Как может индустрия существовать на те деньги, которые реально возвращаются продюсерам. Что это за деньги? Какова величина фактического производства? Сколько зрители платят прямо, сколько платят криво и сколько, скажем, кинотеатры — воруют?

Всего этого я, конечно, не знаю и в основном просто заманиваю вас в область публичных размышлений. По профессии я социолог и поэтому сообщу вам какие-то данные, которые могут быть интересны и не так очевидны.

Киноиндустрия России в последние пару лет — это $250—300 млн в кинопроизводстве и примерно $350 млн в телевизионном производстве.

Как известно, Россия является чемпионом в мире по количеству показываемых сериалов — российских и зарубежных. У нас сейчас от 60 до 70 названий сериалов в сутки с повторами. Ни в какой Мексике, ни в какой Боливии ничего подобного нет, и это тоже очень интересное сообщение о нашей стране, о тех телевизионных боссах, которые что-то показывают вечером и что-то совсем другое — по ночам. Все вместе это около $600 млн в производстве (некоторые компании создают и сериалы, и игровые фильмы).

Сборы в кинотеатрах последние два года — примерно $800 млн. Сейчас у нас 2100 новых залов. Может быть, это не так много, инвесторы и прокатчики недовольны: кажется, по экономической ситуации в стране должно быть намного больше. Сравнивают нас с Германией, Францией... Но нельзя забывать о том, что уровень жизни здесь ниже по крайней мере в два раза, а ВВП на душу населения ниже в четыре раза, чем в европейских странах. Две тысячи залов и примерно триста электронных залов, которые размещаются примерно в семистах кинотеатрах, — немного. Но по деньгам, которые здесь крутятся, — ровно столько, сколько мы можем себе сегодня позволить.

В России у всех участников кинобизнеса нет зрителеориентированного сознания. Об этом много говорят, но такого сознания на самом деле нет, поскольку если бы оно было, то все кинематографисты всегда бы начинали свои проекты со зрителей. Я сейчас скажу самую важную мысль сегодняшнего дня: в России все ориентировано исключительно на производство. Все игры, деньги, власть, политика, фестивали, качество. Настоящего рынка пока нет, но прокатные возможности соразмерны экономическим возможностям страны. Мы являемся пятой страной по сборам в Европе. В прошлом году мы остановились, не развивались, но и не отступили; по общим сборам в рублях никаких драм не произошло. В Европе мы уступаем Германии, Франции и Великобритании. Пока уступаем Италии, но это продлится недолго.
Страницы:

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • i1g2o3r4· 2010-03-19 21:43:46
    Чересчур длинный , невнятный разговор о судьбе российского кино . Спорить и обсуждать мы научились , а снимать кино - нет! При всех наших усердных стараниях , от производства блокбастеров по- русски до артхауса [ слово до невозможности отвратительное с оттенком художественной оскорбительности ] , на выходе , извините , - НУЛЬ . А всё от от неавторитетности НОВОГО российского кино и , как ни странно , отсутствия полноценного зрителя . Две , на мой взгляд , основные причины , тормозящие развитие кинопроизводства . В кинотеатре аудитория , в основном , молодёжь 16-21 , вкусы её предпочтений достаточно спорные , в смысле оценки и смысла увиденного . Главное - с кайфом отдохнуть! Оттянуться!!! Самый дешёвый и неблагородный путь соответствовать ожиданиям такого неразборчивого зрителя . Готовить для него кинофастфуд! Любовь- морковь 1, 2 , 3 . Любовь в большом городе 1 , 2 . и т . д . Пипл хавает , бокс-офис растёт!!! Все в щоколаде!! Кино поднимается с колен! Впереди- РАССВЕТ!! И светлое будущее!!! А про ответственность за воспитанного морального киноинвалида никто и не думает. А умение ДУМАТЬ и делать ВЫБОР может стать достойной задачей КИНО! К великому сожалению , больще великого КИНО не будет . Нет больших личностей , нет среды , атмосферы , территории КИНО! Нет самого главного- ХУДОЖНИКА!!! АВТОРА!!! ЛИЧНОСТИ!!! При всём уважении к авторскому цеху нового российского кино , нет там самобытного начала , способного до глубины души своим призведением затронуть за живое . Прикоснуться к ВЕЧНОСТИ , чтоб ДУХ захватило!!! Изменилась система координат с её вечно неразрешимыми вопросами - Для чего жить , ради чего , в чём обрести веру , любовь . Понять себя , другого . Это тоже прерогатива КИНО! Не всё же ХА-ХА ! да ХА! ХА! А Вы заметили , кто приходит сегодня учиться КИНО! Во ВгиК! Особенно на дополнительное поофессиональное образование . Порой странные люди , до прихода во Вгик , не смотрящие кино , не знающее его . Одного желания стать кинематографистом мало , всё-таки , как не крути , призвание , дар , любовь к профессии гораздо важнее . А у нас , честно говоря , в современном кинопроцессе - проходной двор! На глазах болеет за КИНО , а в ДУШЕ за самого себя! Ведь не секрет , что деньги государственные , а права на фильм принадлежат продюсеру . Из грязи в князи! Отсюда - неистовая любовь к госбюджету! Права на фильм остаются у кинокомпании , их всегда можно продать . Посмотрите на сделку Роднянского , он купил часть акций компании Сэма Клебанова с правами на 700 фильмов! Все , в той или иной мере , живут за счёт госбюджета! Впрочем , так живёт вся страна! У нас , в киноотрасли , каждый второй , погрел руки на деньгах Минкульта! От чиновника министерства до породюсера проекта ! И всё равно с пеной у рта , до хрипоты , до культурного неприличия , спорят о судьбе российского КИНО! И знают как его делать! Слова .... Слова.... Как сделать КИНО достойное великой страны! Вот в чём вопрос! Если страны , как великой державы , нет! Патриотизм на голом месте не рождается! Тем более директивами Кремля и государственными субсидиями! В КИНО , если оно настоящее , патриотизм рождается ответственностью художника за сказанное , сделанное им! Не суммой потраченных средств , а благородством , масштабом идеи фильма , способным затронуть сердца и умы миллионов зрителей! Главное помнить о форме , содержании , материале и НАМЕРЕНИИ ! Без этого ничего не будет! Начинаем - каждый с самого себя! И виним только самих себя! Смиренно , без истерики , живём ради правого дела! Учимся - ДЕЛАТЬ КИНО!!! С уважением ИВЧЕНКО ИГОРЬ .
  • Mingazov· 2010-03-21 14:36:36
    Смотрите здесь:
    www.youtube.com /watch?v=5iKGXMy6dP4
  • strano· 2010-03-22 14:58:49
    Эту "лекцию" Дондурею надо было хотя бы отредактировать. Потоки воды, в которых утопают несколько цифр, и претензии на некие эксклюзивные знания, которых нет -- вот исчерпывающая характеристика этого автора. Обсуждение гораздо интереснее исходного сообщения, хотя видно, как кинематографисты растеряны и готовы слушать всякого шамана. Пока они не ощутят корпоративную солидарность, их так и будут нае..ть со всякими фондами.
  • nakipelov· 2010-04-21 15:44:37
    кому он нужен, а? 10 лет говорит везде одно и то же, как самому не надоело?
Все новости ›