Детектив аккуратно берет показания не только сумасшедших, но и персонажей своих снов, воспоминаний, галлюцинаций.
Самый увлекательный триллер Мартина Скорсезе со времен «Мыса страха»
Начало 1950-х. Два судебных пристава из Бостона — офисный тыловик (Марк Руффало) и ветеран Второй мировой, страдающий от несправедливости мира и морской болезни (Ди Каприо), — прибывают на скалистыйЧитать!
Фильм, который начинается как нуар, продолжается как готический хоррор, а заканчивается так, что прокатчики берут с журналистов подписку о неразглашении финала — очевидно, самое увлекательное зрелище, которое Мартин Скорсезе предлагает со времен «Мыса страха». На время позабыв, он снова вспомнил о своем главном умении — размышлять о природе насилия с такими доходчивыми иллюстрациями, что дух захватывает.
Прежде он деконструировал жанр, задавал ему авторский крен — теперь собирает его заново из самых простых деталей. Из штампов послевоенного масскульта (фашистские эксперименты над мозгом, военный заговор, злодейства маккартизма) и из собственных изобретений: умение Ди Каприо виртуозно сходить в кадре с ума режиссер использует теперь так же часто, как когда-то — инстинктивную тягу Роберта Де Ниро к насилию.
Подобно режиссеру всеяден и герой Ди Каприо — расследуя сначала исчезновение пациентки, а потом гибель собственной жены, детектив подшивает к делу все подряд: музыкальные пристрастия главврача (Макс фон Сюдов), собственные конспирологические догадки, вкус больничных сигарет. Он аккуратно берет показания не только сумасшедших, но и персонажей своих снов, воспоминаний, галлюцинаций — начавшихся после того, как доктор (Бен Кингсли) скормил ему пару таблеток аспирина.
Обе постройки — ретротриллер у Скорсезе и теория преступления у его героя — выходят образцовыми, железобетонными, основательными. Разумеется, лишь для того, чтобы в финале тем более эффектно вывернуться наизнанку и рассыпаться в прах.
В связи с «Островом» можно вспомнить традицию фильмов о домах умалишенных, всегда богатых злободневными метафорами. Но, как ни странно, первым делом в голову приходит отечественная «Сумасшедшая помощь». Психотриллеру Скорсезе даже название медитативной хлебниковской драмы отлично бы подошло: знать что-то важное о съехавшем с катушек мире (в данном случае — послевоенном, у Хлебникова — посткоммунистическом) может только псих. Недаром герой Ди Каприо так внимательно вслушивается в лепетание пациентов: в финале окажется, что каждый всхлип имел значение.
Сюжет перевернется с ног на голову, но суть не изменится: нормальный в мире сумасшедших не воин, сумасшедший в мире нормальных — в некотором роде герой.
Скорсезе прекрасно осведомлен, как малорационален этот мир. Его не зря увлекают биографии героических неудачников — свихнувшегося миллиардера Говарда Хьюза («Авиатор»), потерявшего Тибет Далай-ламы («Кундун»), американского экс-президента, умершего во сне за пару лет до весьма вероятного третьего переизбрания (Скорсезе анонсировал, что планирует снять фильм о Теодоре Рузвельте). Первым в этом ряду был Иисус Христос — в «Последнем искушении» Скорсезе рискнул порассуждать, стоило ли тому вообще идти на крест.
Позиция Скорсезе очевидна: гни свою линию. Взял биту — бей, несешь глупости — не отказывайся ни от единого слова, сходишь с ума — не проси лекарства. Скорее всего, провалишься, но, возможно, и нащупаешь тайную точку соприкосновения с большим иррациональным началом, которое держит этот мир, как гангстеры держат злые улицы Маленькой Италии. Главное — стой до конца.
КомментарииВсего:8
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444131
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340548
- 3. Норильск. Май 1268438
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897652
- 5. Закоротило 822067
- 6. Не может прожить без ирисок 781938
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758512
- 8. Коблы и малолетки 740791
- 9. Затворник. Но пятипалый 471014
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402925
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370358
- 12. ЖП и крепостное право 344079
Опять с деятелями "Новой волны" сравнивают...теперь Скорсезе...
Только эксперименты, подобные тем, что описывались у Скорсезе начались в действительности в США 60-х-70-х, и ни с какой войной (Второй мировой) это не связано. И тем более, действия персонажей "Сумасшедшей помощи" - продукт посткоммунистического времени лишь в том отношении, что при СССР подобное родионовское графоманство точно в психушку определили бы.