Я знаю москвича, который приехал на Чукотку автостопом и так долго не мог уехать, что купил за копейки трехкомнатную квартиру и завис на несколько лет.

Оцените материал

Просмотров: 21296

Алексей Попогребский: «Прижмет – сломаешься или выдержишь?»

Ольга Шакина · 10/02/2010
Российский участник Берлинского конкурса – о Чукотке, китах и Вернере Херцоге

Имена:  Алексей Попогребский · Григорий Добрыгин · Сергей Пускепалис

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Алексей Попогребский

Алексей Попогребский

11 февраля стартует Берлинский кинофестиваль — один из трех крупнейших в Европе. Впервые за пять лет в основном конкурсе представлена Россия — картиной Алексея Попогребского «Как я провел этим летом».

Новая работа режиссера (который вместе с Борисом Хлебниковым дебютировал в 2003 году фильмом «Коктебель») совсем не похожа на его первый сольный проект — жизнеутверждающую городскую комедию «Простые вещи», три года назад получившую пять наград «Кинотавра», три «Ники», два «Белых слона» и «Золотого орла» за сценарий.

«Как я провел этим летом» (грамматически странная фраза — сбивчивая реплика, в раздражении брошенная одним из героев другому) — это мрачноватый герметичный триллер о паре полярников, опытном и молодом (Сергей Пускепалис и Григорий Добрыгин). Он заставляет вспомнить не лирические ленфильмовские картины 70-х, но психологические головоломки Альфреда Хичкока — или даже социоантропологические хорроры Михаэля Ханеке. Одному из двоих обитателей арктической станции становится известна страшная правда о другом: он невольно обретает над коллегой некую власть, но что делать с ней, не знает. Ситуация становится все опасней и приводит к самым радикальным последствиям.

Перед отъездом на 60-й Берлинский кинофестиваль, где фильм «Как я провел этим летом» будет соревноваться с новыми работами Романа Полански, Мартина Скорсезе, Томаса Винтерберга, Майкла Уинтерботтома и Чжана Имоу, Алексей Попогребский ответил на вопросы OPENSPACE.RU.


— Когда вы решили, что героев будет двое и что это будет именно триллер?

— Еще лет пять назад я изложил одному знакомому навеянный дневниками полярников сюжет, где с самого начала было два человека — правда, одного возраста. В одном из героев я сразу увидел Сергея Пускепалиса. Но остросюжетная драма на двоих — слишком сложная задача для второго фильма; чтобы нарастить режиссерский мускул, я решил снять «Простые вещи». Как только картина вышла, мы с оператором Павлом Костомаровым и художником Геной Поповым поехали на Чукотку смотреть натуру.

Я нашел в МГУ географа, который показал мне снимки разных станций — от Мурманска до Камчатки. Расположенный на косе Валькаркай смотрелся невероятней всего — как домик посреди разумного океана в «Солярисе». В Москве я гордо развернул перед Пускепалисом атлас — тот самый, из которого мальчик в «Коктебеле» вырывает листочки и пускает по ветру. Распахиваю разворот с СССР — размером с этот стол: слева Москва, в крайнем правом углу Чукотка. Тычу в Валькаркай: «Представляешь, — говорю, — Пускепалис, где мы тебя будем снимать!» А он, не меняясь в лице, отчерчивает ногтем пять сантиметров и говорит: «Я здесь девять лет жил». Меня охватила оторопь, и мы побежали за бутылкой. У него, оказывается, родители работали на Билибинской АЭС — это соседний райцентр, но, на секундочку, пятьсот километров. После съемок были две свободные недели, но он так и не повидал родные места: не было гарантии, что обратно выберется. Там люди самолетов по две недели ждут — не дают вылета. Я знаю москвича, который приехал на Чукотку автостопом и так долго не мог уехать, что купил за копейки трехкомнатную квартиру и завис на несколько лет.

— У сюжета — безотказный двигатель: внезапная новость. В итоге складывается классическая для триллера ситуация: один герой знает то, чего не знает другой.

— Я этого не придумывал: такая история случилась в тридцатые в экспедиции Ушакова. Их было четверо, и они осваивали землю, где до этого людей никогда не было. Ушаков — судя по мемуарам, невероятной душевной силы и какой-то очень правильной простоты человек — совладал с ситуацией. Здесь же известие попадает в руки молодого городского парня, приехавшего, чтобы потом в блоге разместить прикольные фотки о своих приключениях. Каким боком мы бы повернулись в похожих обстоятельствах? Не факт, что самым лучшим. Вот это ценно для меня в кино — дать зрителю возможность примерить ситуацию на себя, наработать душевный опыт.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • dich-ra· 2010-02-10 21:23:51
    почему фильмы которые участвуют в фестивалях никто не смотрит.
    фестивали ни те, или мы смотрим не то?
  • dich-ra· 2010-02-10 21:26:13
    будут путевые ответы пишите на [email protected]
  • haneke· 2010-02-10 21:46:20
    Что до этого фильма, так он еще не вышел в прокат, если что
  • kremlev80· 2010-02-11 02:01:29
    Приятно посмотреть на человека. И кино снимает,и сам немало пересмотрел, и диссертацию писал по экзистенциальной психологии.. Слово "модус" употребил(без оглядки на Спинозу), ну а уж "рефлексию" развёл с "сознанием", решительно без скидок на Гегеля..Камерой новенькой американской(видали мы такую), слегка похвастался(в другом ин-вью). Прям, для него перевели текст о "плохой картинке".. Кино похоже, как "тотальность"(и мы ввернём словцо, под Лукача) - про-изойдёт безыдейно порожняковое, больно много мути в разговорце мрожековско(два себе осколка-эмигранта)-руссоистской(в Москву вернулся автор наш из тундры-леса)-кэнзабуро-оэ-вской(эт когда про китов). Главное ж, про Седова - враньё липкое какое, "хичкоковское"-чудь да и только.(простите, саспенс).
  • gaveston· 2010-02-11 02:55:16
    Такая "грамматически странная фраза" называется анаколуф...
  • jeyushka· 2010-02-11 16:41:19
    good luck in Berlin :)
  • bezumnypiero· 2010-02-11 20:27:09
    напишите о Бартасе пожалуйста
  • Vlad_spb· 2010-03-26 11:41:24
    Вот тут есть еще одно интересное интервью с Алексеем Попогребским:

    "Я должен вам признаться, что я не так, чтобы сильно люблю кино..."

    http://iskusstvo-tv.ru/Kino/Alexey-Popogrebsky-interview.php

Все новости ›